Развитие мотивации на уроках хора, как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся ДМШ
статья

Материал представляет собой анализ и обобщение педагогического оптыа в классе преподавания специального хора в Детской музыкальной школы. Рассмотрены методы формирования и повышения мотивации учащихся на уроках хора, как одно из важнейшего условия успешного развития учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие мотивации на уроках хора, как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся ДМШ

Гурова Евгения Юрьевна

Преподаватель вокально-хоровых дисциплин

МБУДО «ДМШ № 1» города Южно-Сахалинска

Музыка – искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей.

Совместное вокально-хоровое творчество – одно из наилучших средств достижения этой высокой цели. Богатство песенного фонда, народного и авторского, позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную форму. Однако далеко не всегда учащиеся на занятиях хора работают активно и с интересом, что сказывается и на их начальных профессиональных навыках музыкантов.

Актуальность выбранной темы состоит в творческой интеграции традиционных и авторских педагогических принципов, а также использовании интересных и эффективных методах работы с вокально-хоровыми коллективами.

В своей педагогической практике руководствуюсь основными принципами организации коллективной творческой образовательной деятельности:

  1. учет индивидуальных особенностей, обучающихся;
  2. последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному;
  3. принцип духовной направленности воспитания;
  4. принцип самоактуализации;
  5. принцип доверия и поддержки.
  6. принцип совместной (учащиеся и преподаватель) творческой деятельности

Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных принципов, и разработанных методик позволит:

  • развить мотивацию к познанию и творчеству у учащихся;
  • сохранить и развить творческую индивидуальность, общую культуру, коммуникативные способности личности обучающихся;
  • повысить уровень компетентности преподавателей вокально-хоровых дисциплин;
  • осуществлять комплексное духовное и умственное развитие;
  • прививать детям любовь к ансамблевому пению и выработать потребность к систематическому коллективному музицированию, воспитание у обучающихся чувство ансамбля – умение слушать не только себя, но и партнёра (осознание роли своей партии как части целого);
  • повысить профессиональный и общекультурный уровень и педагога, и учащихся;

Систематическая работа над развитием мотивации учащихся позволяет повышать их уровень знаний, умений и навыков, необходимых для освоения образовательной программы. Это, в свою очередь, позволит учащимся расти профессионально, а также успешно выступать на концертах и занимать высокие призовые места на конкурсах различного уровня.                                

Технология опыта

Исследуя вопрос планирования и организации работы в детском вокально – творческом коллективе, преподаватель руководствуется, прежде всего, на организационно – дидактические принципы: методическую направленность обучения; расширение рамок хоровой репетиции путем включения хорового сольфеджио, ритмического движения, хорового дирижирования, слушания музыкальных произведений, бесед о музыке; эмоциональную насыщенность репетиции; проблемное строение занятий, активизирующее внимание, мышление, общее и музыкальное развитие детей. При этом одним из ключевых моментов на занятии становится использование игр и игровых приемов. Причем это особенно актуально в младшем хоре. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Важно не упустить благоприятный период для развития музыкальных способностей, поощрять желание детей петь, а также необходимо помочь им делать это красиво и правильно.

За время моей педагогической практики сложились определённые принципы и методы развития профессиональных знаний и навыков учащихся-участников вокально-хоровых коллективов:

  • Подбор интересного репертуара с подробным музыкальным, стилевым, историческим анализом каждого исполняемого произведения
  • Использование современного распевочного комплекса.
  • Интеграция в концертные выступления различных шумовых, звукоподражающих и театральных эффектов.
  • Игровые формы работы с младшими школьниками
  • Совместный творческий поиск необходимых выразительных средств
  • Обязательная рефлексия на всех этапах работы над произведениями на уроках и выступлении
  • Привлечение учащихся старших классов в качестве помощников хормейстера, руководителя (например, отработка партий)
  • Участие коллективов в концертно-конкурсной деятельности

Методы работы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод междисциплинарных взаимодействий;
  • метод концентричности организации музыкального материала;
  • использование игровых форм
  • рефлексия на различных этапах обучения
  • педагогическое наблюдение
  1. Основные принципы организации работы в вокально – хоровых коллективах

Исследуя вопрос планирования и организации работы в детском вокально – творческом коллективе, преподаватель руководствуется, прежде всего, на организационно – дидактические принципы: методическую направленность обучения; расширение рамок хоровой репетиции путем включения хорового сольфеджио, ритмического движения, хорового дирижирования, слушания музыкальных произведений, бесед о музыке; эмоциональную насыщенность репетиции; проблемное строение занятий, активизирующее внимание, мышление, общее и музыкальное развитие детей. При этом одним из ключевых моментов на занятии становится использование игр и игровых приемов. Причем это особенно актуально в младшем хоре. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем. Важно не упустить благоприятный период для развития музыкальных способностей, поощрять желание детей петь, а также необходимо помочь им делать это красиво и правильно.

За время моей педагогической практики сложились определённые принципы и методы развития профессиональных знаний и навыков учащихся-участников вокально-хоровых коллективов:

  • Подбор интересного репертуара с подробным музыкальным, стилевым, историческим анализом каждого исполняемого произведения
  • Использование современного распевочного комплекса.
  • Интеграция в концертные выступления различных шумовых, звукоподражающих и театральных эффектов.
  • Игровые формы работы с младшими школьниками
  • Совместный творческий поиск необходимых выразительных средств
  • Обязательная рефлексия на всех этапах работы над произведениями на уроках и выступлении
  • Привлечение учащихся старших классов в качестве помощников хормейстера, руководителя (например, отработка партий)
  • Участие коллективов в концертно-конкурсной деятельности
  1. Современные комплексы распевок и вокальных упражнений.

У детей со скромными интонационными возможностями процесс вокально-технической работы идет медленнее, здесь приходится больше делать ставку на индивидуальный контакт, подбирая упражнения, в который участвует вся группа вместе и обязательно каждый индивидуально. Например, упражнения в форме «Эхо», где звучат имена каждого ребенка, или упражнения в форме «вопрос-ответ». Они заставляют ребенка контролировать задание на протяжении всего упражнения, следить не только за общим звучанием, мысленно его пропевая, но и осознавая работу своих мышц. Здесь начинает работать принцип методики Г. Стуловой «о коллективном характере обучения и учете индивидуальных способностей ребенка».

Прекрасный результат дает использование «Фонопедического метода развития голоса» В. Емельянова его координационно-тренировочный этап происходит через игру, особенно в младшем вокальном ансамбле. Важно найти образные сравнения, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на сознание обучающихся. В результате дети с удовольствием повторяют их неоднократно, учась управлять своими эмоциями и правильно их выражать. В дальнейшем используются принципы методики по обучению детей пению Г. Стуловой «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». Особенно, «принцип сознательности и творческой активности учащихся». Этому способствует песенный материал В. Кирюшина, специально разработанный для детей младшего возраста, поэтому традиционно начинается работа с первоклассниками с его песен.

С годами выстраивается система и последовательность работы с младшим вокальным ансамблем: начиная с физической подготовки организма к пению, переход на упражнения с дыханием, после переход к вокально-технической работе. Через примарные звуки в фальцетном режиме, расширяя интервалику и диапазон, усложняя задания, гармонию с включением динамики, стараясь не выдерживать одно и то же задание более чем на движение по восходящей, обратное движение – другое задание. Обязательно включаются вокальные упражнения по сглаживанию регистров, при этом ставится задача динамики, активизации дыхания, фразировки.

Важная особенность обучения – единство коллективных и индивидуальных интересов. Эта форма организации позволяет постоянно каждому из учащихся брать на себя заботу о других, помогая освоить ту или иную тему. Благодаря этому существенно меняются отношения в борьбе за первенство в группе. Это позволяет каждому ребенку продвигаться со своей собственной скоростью. В значительной мере возрастает значение индивидуального подхода к каждому из ансамблистов, изучения его интересов, стремлений, специфических черт характера (замкнутость или, наоборот, активная коммуникабельность). В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.

Педагогический процесс рассматривается как взаимодействие трех культур: культуры композитора, явленной в вокальном произведении, исполнительской культуры учащихся, профессиональной культуры педагога. В диалоге трех культур развивается музыкально – художественная направленность личность, рождается оригинальный творческий продукт, исполненный учащимися.

  1. Формирование педагогического репертуара.

Для работы с вокально-хоровыми ансамблями большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Для формирования личности ребенка, воспитания его чувств и вкусов, репертуар поющих детей подобран на высокохудожественном уровне, куда входят разножанровые произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, современных композиторов и фольклор разных народов.

Репертуар должен отвечать задачам духовно – нравственного воспитания личности ребёнка, музыкально-художественного воспитания и в то же время доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню обучающихся. В репертуар включаются произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При выборе произведения учитываются возрастные особенности детского голоса: основные правила охраны детского голоса; органичность и естественность пения.

Знакомство с вокальным произведением осуществляется, начиная со словесной установки, которая стимулирует работу воображения, ассоциативное мышление, активизирует музыкальный слух. Также возможно прослушивание записи или исполнение педагогом. Важным является создание условий рождения собственного первого впечатления, понимания музыкального текста. Анализ впечатлений помогает выявить возникшие чувства через словесные высказывания. Необходимо, чтобы учащиеся рассматривали ансамблевую партитуру в качестве послания времени, послания композитора. При подготовке к прослушиванию педагог вместе с учениками создает атмосферу эпохи. Традиционно использование сообщения об историческом времени, особенностях музыкального стиля эпохи и композитора. Педагогический опыт показал, что больший эффект в рождении собственного «прочтения» музыкального текста, достигается через погружение в культурную эпоху и собственные вопросы учащихся. Для развития музыкальной лексики исполнителя, способности сопереживания музыки через слово использовались следующие задания: расскажите о своих эмоциях после прослушивания вокального произведения, опишите настроение, которое вызвала музыка, изобразите состояние человека, которое представлено в музыке, подберите стихи, близкие по духу произведения.

  1. Игровые приемы в вокально-хоровой работе с детьми

Игра имеет исключительное значение для воспитания ребенка. В дошкольном детстве игра является ведущей деятельностью, способствуя дальнейшему развитию детей, становлению их учебной деятельности. Действительно, как доказали психологи, педагоги Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий, О. Газман и мн. др. ученые, игры обладают значительным развивающим потенциалом. Назовем несколько качеств игры, наиболее способствующих развитию творческой самостоятельности детей в учебном процессе:

- игра вызывает необходимость общаться, думать, принимать решения, нести ответственность за себя и за других. Действительно, проведение игры немыслимо без взаимного общения. Используя игру в общении с воспитанниками, педагог меняет традиционную расстановку ролей в учебном процессе и делает каждого обучающегося активным его участником – думающим, анализирующим, инициативным;

- игра развивает творческий потенциал детей. Так, при использовании игр, как констатирует В.А. Сластенин, осуществляется переход учебной деятельности в учебно-творческую, поскольку при этом используются резервные возможности и творческие способности учащихся, а их мыследеятельность освобождается от стереотипов.

И ученые, и педагоги-музыканты знают, что естественная потребность в общении с искусством изначально заложена в каждом ребенке. Однако обыденность, штамп и информация, не выходящая за рамки привычного житейского опыта ребенка, постепенно «убивают» эту потребность. Игра и становится непринужденным способом проникновения в мир музыкального искусства, творчества.

  1. Концертно-конкурсная деятельность

Внеклассная деятельность учащихся школы искусств – это сложнейшая система взаимодействий педагогов, учащихся и их родителей. Она призвана осуществлять глубокую связь и интеграцию учебных занятий, и внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение вне занятий. Дополняя образовательную программу, внеклассные мероприятия усиливают продуктивность учебно-воспитательного процесса, помогают более эмоционально воздействовать на учащихся и развивать их творческие и личностные качества. Именно общешкольные мероприятия обеспечивают возможность для осуществления более тесной связи и общения между учащимися разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Целью таких мероприятий является создание условий для творческой самореализации личности ребенка. Развитие творческой активности обучающихся оказывает влияние на качество вокально-исполнительской деятельности, которое проявляется в оригинальности создаваемых песенных образов, концертных номеров, результатах конкурсной деятельности. Кроме того, способности обучающихся активно реагировать на новые идеи, появляющиеся по ходу работы над песенным материалом, переключение с одного вида деятельности на другой, применение своих возможностей в различных видах деятельности свидетельствовали о гибкости их творческих проявлений, успешной социальной адаптации. 

На современном этапе развития общества музыкальное искусство продолжает оставаться одним из средств разностороннего развития детей: музыкально – творческого и личностного. Исполнение музыки при помощи певческого голоса – одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Без должной вокальной подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос о мотивации ребят к изучению вокально-хорового искусства. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самого младшего возраста. А потому, создавая мотивирующую, творческую среду преподаватель не только даёт возможность не только стать профессиональными музыкантами, но и полноценными, культурными членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

Мониторинг как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по химии (диагностический материал)

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваем...

Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету.

Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ  - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся....

«Развитие мотивации на уроках истории, как средство повышения качества знаний учащихся»

Обобщение опыта работы усителя истори и обществознания о используемых методах, приемах и технологиях на уроках истории и обществознания  с целью повышения качества знаний учащихся....