Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»
учебно-методический материал по истории (10 класс)

Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussionnye_voprosy_istorii_10.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Модифицированная  программа   факультативного курса  «Дискуссионные вопросы истории России XX века», составленная на основе авторской программы элективного курса для учащихся 10 - 11 классов  "Спорные вопросы изучения истории России 20 века", учителя истории и обществознания МБОУ "Журавская СОШ", Еланского района, Волгоградской области, Дьячина Сергея Алексеевича. Срок реализации – 1 год, для учащихся 10 - х классов, курс рассчитан на 33 часа.

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории России, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Кроме того, реализация данного факультативного курса способствует подготовке учащихся к олимпиадам по истории, к сдаче  ГИА.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально- активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

  • Обеспечить учащихся как можно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях, проблемах отечественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке;
  • Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
  • Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
  • Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм. Уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
  • Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
  • Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
  • Определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения  учащихся  к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:

•   проблемные задания;

•   исторические диктанты;

•   обобщающие вопросы и задания;

•   тесты.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.

Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.

Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.

Формы организации учебной деятельности:

  • «Мозговой штурм» или «мозговая атака»;
  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Практикум;
  • Проблемно-проектная дискуссия;
  • Пресс-конференция;
  • Семинар;

Личностные результаты:

—        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

—        познавательный интерес к прошлому своей страны

—        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

—        изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

—        уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

—        уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

—        следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

—        формирование коммуникативной компетентности;

—        обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

—        расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

—        осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты.

—        способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

—        формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

—        соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

—        овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

—        привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

—        логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

—        применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

—         решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

—        организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

—        определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

—        активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать  с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

—        критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты: 

Выпускник научится:

• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени.

Тема

Количество

часов

Содержание темы

1

Проблемы модернизации в развитии России начала XX века.

1

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны.

2

Проблемы модернизации в развитии России начала XX века.

1

Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н.Х.Бунге,

И.Л .Вышнеградского ,С.Ю.Витте.

Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России в начале века.

3

Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

1

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив:

4

Оценка событий 1917 года западными историками

1

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив:

5

Идеологическая доктрина событий Октября в СССР

1

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив:

6

Взгляды на Октябрь современных российских историков

1

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив:

7

Выявление и анализ альтернатив после «Октября 17»

1

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив:

8

Итоговый урок по теме «Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?»

1

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив:

9

Гражданская война новые подходы.

1

Гражданская война – трагедия русского народа. Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность?

Кто виновник Гражданской войны?

10

 Гражданская война: «белые».

1

Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха после февральской демократии и победы большевиков. Причины поражения «белых»

11

Гражданская война: «красные».

1

Причины победы «красных». Две армии одного народа. Альтернативные сценарии развития военных действий.

12

Индустриализация

1

Необходимость, цели, средства и источники накопления

13

Индустриализация

1

Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие в годы первых пятилеток

14

Командно-административная система.

1

Главные итоги индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Г.А.Фельдманом. Проблемы стахановского движения.

15

Командно-административная система.

1

«Незначительные»  жертвы

Индустриализации.

16

Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

1

Начало коллективизации. Этапы проведения... Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В.Чаянова.

17

Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

1

Категории кулачества. Антикулацкие меры государства.

18

Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

1

«Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян.

19

Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

1

Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 г.г

20

Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)

1

Причины, повод и ход советско-

финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное

21

Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)

1

Сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия В.Суворова: «Почему скрывают

победу Красной Армии в «Зимней войне»?»

22

Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)

1

Кто проиграл «зимнюю войну»?

23

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

1

Официальная историография о внезапности нападения Германии на СССР

24

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

1

Сценарий превентивного удара Бунича: операция «Гроза».

25

Страх или свобода?

1

Приказ № 227 «Ни шагу назад!», его роль и оценки. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

26

От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое.

1

Причины «холодной войны». План Маршалла .Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии.. Советско-югославский конфликт.

27

Если бы ГКЧП  пришел к власти в августе 1991 года…

1

Кризис межнациональных отношений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.

28

Что ждет Россию?

1

«Вечный» спор о судьбе страны, ее места в историческом сообществе.

29

Что ждет Россию?

1

«Вечный» спор о судьбе страны , ее места в историческом сообщесте.

 30-31

Защита творческих проектов

1

32-33

Итоговое занятие

1

Методическое обеспечение факультативного курса:

1.Анти-«Ледокол» Беседа Л.Безыменского с Ф.Городецким, ж-л «Новое время», 1995, № 11.

2.А.Л.Безыменский, В.М.Фалин, «Кто развязал «холодную войну»?» М, 1989

3.А.Ю.Бертлов «Россия в начале века», М, 1999

4.А.Буллок «Гитлер и Сталин. Жизнь и власть», Смоленск, 1994

5.Н.Верт «История Советского государства 1900-1991 год», М, 1992

6.М.С.Горбачев «Августовский путч (причины и следствия)», М, 1991

7.Л.А.Гордон, Э.В.Клопов «Что было бы? (Размышления о предпосылках и итогах, что случилось с нами в 30-40-е г.г.), М, «Политическая литература», 1991

8.А.И.Деникин «Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917-апрел ь1918», М, 1991

9.А.И.Деникин «Путь русского офицера», М, Прометей, 1991

10. «Историки спорят Тринадцать бесед.»,М, 1989

11.Г.М.Плоткин «Материалы и познавательные задачи по отечественной истории», М, Просвещение, 1996

12.Ф.А.Рашитов «Альтернативы Октября: мирный или насильственный переворот», Саратов, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.

В содержании курса уделяется внимание изучению дискуссионных вопросов отечественной истории в период с 9-н.21 в. для уч-ся 10-11 кл....

Модульное календарно-тематическое планирование элективного курса:"Трудные и дискуссионные вопросы истории России. XIX - XX вв".

Курс рассчитан на два модуля, три темы (34 часа в год). В основе планирования использовано Приложение к Историко-культурному стандарту по Отечественной истории( "Примерный перечень трудных вопросов ис...

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...

Элективный курс «Дискуссионные вопросы истории России»

Курс способствует обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского общества. Ключевую роль играет развитие способно...

Модифицированная программа факультативного курса "Мир социологии"

Программа факультативного курса ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и предназначена для углубленного изучения социологических вопросов....

Модифицированная программа факультативного курса "Права человека"

Данная программа позволит учащимся более подробно изучить права и обязанности граждан РФ....