Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Гращенко Татьяна Михайловна

Программа содержит цели, задачи, методику по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Крапивенский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Павловская основная школа»

Рославльский район, Смоленская область

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________Ю.С. Зыкова

Утверждаю

директор МБОУ «Павловская основная школа» __________________И.П. Матюшина

ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающихся

на уроках истории и обществознания и во внеурочное время

Д.Крапивенский-2

2020 г.

  Паспорт программы

Наименование программы

«ПРОГРАММА

по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках истории и обществознания  и во внеурочное время»

Основание для разработки программы

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
  • Устав школы.

Разработчики программы

Учитель истории и обществознания первой категорииГращенко Татьяна Михайловна

     Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предметы «История» и «Обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи программы

  1. Создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем  творческого потенциала;
  2. Создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
  3. Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
  4. Расширение возможностей для участия школьников в конкурсах, конференциях различного уровня  по истории и обществознанию.

Исполнители основных мероприятий

Учитель истории и обществознания первой категорииГращенко Татьяна Михайловна

Участники  программы

Обучающиеся 5-9 классов

 Система организации контроля  за ходом реализации Программы

 Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Куратор Программы - зам.директора по УВР Зыкова Ю.С.

Время реализации программы

2020-2025 г..

Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный;

 2 этап – практический, включающий реализацию, анализ и обобщение результатов повседневной работы;

3 этап – завершающий, включающий анализ результативности работы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения целей.

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс  современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов организации образовательного     процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

Основные применяемые педагогические технологии

  1. ИКТ
  2. Технология проблемного обучения;
  3. Технология  сотрудничества;
  4. Технология проектного обучения;
  5. Технология личностно-ориентированного обучения
  6. Игровые технологии
  7. Технология критического мышления
  8. Здоровьесберегательная технология

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практико-ориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • исторические  игры, диктанты, викторины, работа с картой и атласом;
  • предметные олимпиады и конкурсы;
  •  конференции творческого и исследовательского характеров.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Изменении шкалы социальных ценностей молодежи лицея на увеличение значимости такой категории как «знание».

3. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных технологий.

4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов

5. Формирование вариативной части программы по географии, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы.

6. Усиление образовательной направленности  уроков.

Построение учебно-воспитательного процесса по географии с учетом педагогических технологий образования.

7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.

8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.

 9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.

11. Создании системы работы с одаренными детьми.

12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.

13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в  конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет «История» и «Обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем  творческого потенциала;
  2. создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
  3. вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
  4. расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

Основные направления реализации программы

  • выявление творческих способностей обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс  современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
  • использование активных форм и методов организации образовательного     процесса;
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:

  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип добровольности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип привлекательности результатов;
  • принцип обратной связи.

Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;
  • проектная деятельность;
  • исторические  игры, диктанты, викторины, работа с картой и атласом;
  • предметные олимпиады и конкурсы;
  • поисково-краеведческая работа в школьном музее

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни школьника;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы.

I. Диагностика: 

  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся  по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 
  4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 
    II.Развитие творческих и познавательных  способностей: 
  1. привлечение  обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад. 
  2. использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 
  • творческие ответы; 
  • выполнение творческих тематических заданий; 
  • выполнение проблемных поисковых работ; 
  • выступления в лекторских группах; 
  • назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ; 
  • приобщение (в различных формах) к работе учителя; 
  • повышение степени сложности заданий; 
  • интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (еженедельные общешкольные линейки). 
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.  

Ожидаемые результаты

1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Изменении шкалы социальных ценностей молодежи лицея на увеличение значимости такой категории как «знание».

3. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных технологий.

4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов

5. Формирование вариативной части программы по географии, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы.

6. Усиление образовательной направленности  уроков.

Построение учебно-воспитательного процесса по географии с учетом педагогических технологий образования.

7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.

8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.

 9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.

11. Создании системы работы с одаренными детьми.

12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.

13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Педагогические методики:

Методика  проектов Л.С. Выготский,

Методика индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,

Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Якиманская.

Диагностики:

  • Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
  • Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
  • Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.)
  • Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны

Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся.

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире. Способности формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....