Разработка технологической карты урока по истории 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" на основании требований обновленных ФГОС ООО
методическая разработка по истории (6 класс)

Технологическая карта урока по истории, 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" составлена в соответствии и на основании требований обновленных ФГОС ООО. Учебник "История России", 6кл., для общеобразовательных организаций под ред. А.В. Торкунова, М., "Просвещение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока по истории на основании требований обновленных ФГОС ООО.

Тема: «Батыево нашествие на Русь»

6 класс.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Л.И. Никитченко

Место работы

Орл.обл, Ливенский р-н, МБОУ «Никольская СОШ»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2 урок из 10 в разделе «Русские земли в середине XIII – XIV вв.»

Тема урока 

«Батыево нашествие на Русь»

Уровень изучения 

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;

Оценивать исторические события и роль личности в истории;

Развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Метапредметные:

Овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIVв;

Описывать особенности развития Монгольской империи;

Применять понятийный аппарат исторического знания;

Определять сходства и различия русских воинов и кочевников Востока;

Соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

Доказывать, что история России является частью мировой истории;

Соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Предметные:

Коммуникативные:

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения свих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

Владеть монологической контекстной речью;

Развивать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

Устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий;

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

Владеть общим приемом решения учебных задач;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать по ним выводы.

Ключевые слова (список ключевых слов, характеризующих урок).

Нашествие, ордынское иго, стан, тумен, темник, Монгольская империя; Чингисхан, Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат

Краткое описание (аннотация к уроку, используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок «Батыево нашествие на Русь» знакомит обучающихся с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана – Батыя. В ходе урока будут объяснены особенности завоевания русских земель и выявлены причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.

Используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы: Учебник «История России», 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.2/Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева/: под ред. А.В. Торкунова.-М.: Просвещение, 2016, § 16; пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проект, экран.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Формы организации учебной деятельности на данном этапе урока.

Конкретная учебная установка, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Форма организации учебной деятельности: беседа с постановкой проблемы урока.

Конкретная учебная установка: Чтение учителем отрывка из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица» с заданием вопросов.

«Был страшный год, когда все страны…

Сжигать и грабить города»

Вопросы учителя классу:

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(обучающиеся высказывают свои предположения)

Объявляется тема урока: Тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь»

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Формы организации учебной деятельности: беседа, учебные задания:

В чём состояла главная цель монгольских завоеваний? Что помогало монголам завоёвывать и держать в повиновении огромные территории, многие страны и народы?

Вспомните, какие княжества существовали на Руси в начале XIII в. (см. карту). Какие из них могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?

Этап 1.3. Целеполагание

Цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

ты узнаешь об особенностях завоевания русских земель и причинах, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.

о мужестве и героизме русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

продолжишь развивать умения работать в группах (парах), оценивать результаты своей учебной деятельности.

ты научишься определять взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).

Учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала.

1) на общее понимание и мотивацию

2) на детали).

Задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Примеры.

Работа с электронным образовательным материалом (демонстрация слайда с иллюстрацией взятия Рязани). Формулирование задания для групповой работы на основе текста учебника и дополнительного материала.

Работа с источником – дополнительным материалом (Тверской летописью о разорении Рязани Батыем). Обучающиеся называют требования монголов, действия рязанского князя и рязанцев.

Работа с текстом учебника (обучающиеся, пользуясь текстом учебника, ищут ответ на вопрос – «Почему Рязань, несмотря на упорное сопротивление, на шестой день была захвачена монголами?»).

Решение учебной задачи (обучающиеся высказывают предположения об отсутствии шансов на успех русских воинов в сражении).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Виды учебной деятельности, соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Составление таблицы.

Составьте (в ходе урока и просмотра презентации) хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь. Отметьте их последствия.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Формы организации соответствующего этапа урока.

Виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.;

докажите истинность/ложность утверждения и т.д.;

аргументируйте собственное мнение; выполните задание;

решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

План урока

1.Учебная задача на урок

2.Вторжение в Рязанскую землю.

3.Разгром Владимирского княжества.

4. Поход на Новгород.

5.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

6.Последствия нашествия (демонстрирует видеоролик)

7.Решение учебной задачи.

1. Изучают карту, вспоминают понятия, отвечают на вопросы, называют главное последствие раздробленности, определяют причины.

2. Работа с источником, сравнивают данные, ищут ответ на вопросы, называют черты русского народа, проявившиеся в борьбе с врагом: смелость, мужество, героизм и любовь к русской земле;

приводят примеры других героических поступков рязанских защитников;

называют города Коломна, Москва, показывают их на карте, отмечают героическое сопротивление горожан. Определяют исход обороны;

анализируют отрывок из текста, характеризуют вооружение монголов при штурме Владимира, мужество защитников города во главе с воеводой Петром Ослядюковичем.

3. Решают учебную задачу, высказывают предположения об отсутствии шансов на успех русских воинов в сражении;

ищут ответ на задание.

4. работают с источником (летописью): пользуясь отрывком из летописи, находят примеры стойкого сопротивления монголам;

ищут ответ на вопрос, почему монголы назвали Козельск «злым городом»;

определяют причины поражения жителей Козельска.

5. По карте определяют дальнейшее направление похода монголов- в Центральную Европу;

делают выводы о мужестве защитников, потерях монголов, продолжении борьбы русских людей после завоевания;

дают оценку событиям, устанавливают причинно-следственную связь между нашествием и его последствиями;

определяют экономические и культурные последствия монгольского завоевания.

6. Выполняют задания после просмотра.

Можно ли назвать 1237-1241 гг. трагическим временем в истории Руси?

7. Обучающиеся делают выводы.

Выполняют задание.

Подводят итоги.

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Учебные задания

Работа с исторической картой: соотнесите поход Батыя на исторической карте (атласе) с рельефом местности (леса, реки и т.д.). Подумайте и сделайте вывод, как рельеф местности повлиял на ход событий?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ)

Учебные задания

1.Установите соответствие между событиями и датами

События

Даты

А) захват войском Батыя Киева

Б) битва на реке Калке

В) захват Рязани войсками Батыя

Г) битва на реке Сити

1) 1223 г.

2) 1237 г.

3) 1238 г.

4) 1240 г.

2. Какой город Батый назвал «злым городом» за героическое сопротивление монголам в течение семи недель?

1) Москву

2) Владимир

3) Суздаль

4) Козельск

3. Одна из причин успеха завоевательного похода Батыя на Русь

1) раздробленность Русских земель

2) нежелание горожан защищать свои города

3) организация совместного войска Батыя и европейских правителей

4) помощь Батыю со стороны папы римского

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Учебные задания

1. О каком герое рассказывает рязанский народный эпос XIII в.?

«И начали сечь без милости, и смешались все полки татарские. И бил их ...так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали...». Ответ (Евпатий Коловрат).

2. Прочтите отрывок из летописи и укажите название города, о котором идёт речь.

«Взяли татары город до обеда; от Золотых ворот у церкви святого Спаса они вошли по примету через стену, а с севера от Лыбеди подошли к Ирининым воротам и к Медным, а от Клязьмы подступили к Волжским воротам и так вскоре взяли город».

1) Рязань

2) Владимир

3) Козельск

4) Новгород

Этап 3. Систематизация знаний и умений

Учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

1. Страна, на территории которой возникла Золотая Орда:

1) Китай

2) государство Хорезмшахов в Средней Азии

3) Монголия

4) Киевская Русь

2. Съезд монгольской знати:

1) улус

2) курултай

3) тумен

4) яса

3) В битве на реке Калке союзное войско половцев и русских:

1) одержало победу

2) потерпело поражение от литовских войск

3) потерпело поражение от монгольских отрядов

4) покинуло поле боя, не начав сражение

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

1. Работа в группах – работа с текстом (поиск и систематизация информации), оценивается работа всей группы, а также каждого обучающегося в отдельности;

2. Работа с контурной картой (индивидуально и в группе) в процессе усвоения новых знаний и формирования навыка работы с графическим материалом);

3. Работа с текстом учебника, источником (летопись).

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Слайд презентации «Итоги нашей работы»

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.

- Мне больше всего удалось …

- Для меня было открытием, что …

- Мне было трудно …

- На следующем уроке я хочу …

Этап 5.2. Домашнее задание

Рекомендации по домашнему заданию.

Прочитать параграф 16.

Написать рассказ об одном эпизоде (осада города, сражение и т.д.) борьбы русского народа с монголами (на выбор).

Или второй вариант: «Опишите состояние монгольского воина после штурма одного из русских городов, его впечатление от действий защитников города».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока согласно требованиям ФГОС по Социально-бытовой ориентировке в 4 классе. «Приготовление салата Оливье».

Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - ...

Технологическая карта урока по истории для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС Олигархическая Спарта

Речь пойдет об одном из городов -полисов Древней Греции - Спарта. с помощью интересных заданий и материала, учитель сможет обьяснить детям, что означает выражение "спартанское воспитание," провести ср...

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Разработка технологической карты урока в контексте реализации требований ФГОС

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Разработка технологической карты урока согласно «Реализации требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя»

Данная разработка содержит общую информацию по уроку (класс, место урока по тематическому планированию ПРП), тематический блок, тему, основное содержание, основные виды деятельности обучающихся(на уро...

Разработка технологической карты урока по обществознанию, 7 кл., по теме "Деньги и их функции" на основании требований обновленных ФГОС ООО

Технологическая карта по обществознанию, 7 кл., по теме "Деньги и их функции" составлена в соответствии и на основании требований обновленных ФГОС ООО. Учебник "Обществознание", 7 ...