Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществозании
статья по истории (5, 6, 7, 8 класс)

Рассматривается важность применения в совремнных условиях мультимедийных технологии в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зайцева О.Б., учитель МБОУ Одинцовская сош

«Использование мультимедийных технологий

на уроках истории и обществознания"

ХХI вв. – век информации и информационных технологий.

Современный человек не представляет себе жизни без медиа: прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, компьютерных сетей и т.д.

Знания в современном мире находятся в постоянном развитии, но, к сожалению, не каждый человек,  умеет добывать, использовать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве.

Особенно учащимся сложно ориентироваться в потоке разнообразной информации, охватить, проанализировать и осознать её до конца.

Сегодня использование современных технологий занимает особенное место в процессе обучения. Особую значимость применение информационных, мультимедиа технологий приобретает в условиях внедрения и реализации ФГОС 3 поколения, который делает акцент на информатизации и модернизации системы образования и предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта сказано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны  отражать «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач», а также «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет)…».

В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для ребёнка очевидна необходимость навыка восприятия информации, умение компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентирования в них. Все это способно обеспечить медиаобразование.

Существует несколько трактовокпонятия «медиаобразование». Одна из них предложена ведущим российскимимедиапедагогом А.В. Федоров: «Медиаобразование – процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники».

В медиаобразовательном стандарте выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки обучащихся, основанные на умениях:

Находить требуемую информацию в различных источниках.

Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот.

Трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена.

Понимать цели коммуникации, направленность информационного потока.

Аргументировать собственные высказывания.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на различных продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности.

Поэтому современный преподаватель должен, безусловно,уметь использовать информационные технологии вучебном процессе.Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа.

Мультимедиа – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Термин «медиа» происходит от латинского «media» (средство, посредник) введенный канадским социологом Г.М. Маклюэном и в современном мире употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет)

Использование мультимедийных средств повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.

К мультимедийным технологиям, которые может задействовать на уроке учитель истории и обществознания, можно отнести,

1) мультимедийные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видео- и аудиотехника, возможности сети Интернет),

2) мультимедийные образовательные продукты (электронные учебники и пособия, энциклопедии и справочники, интерактивные карты и атласы, интерактивные презентации, виртуальные музеи, изображения (фотографии, картины художников)).

Интернет –это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Использование ресурсов Интернета является мотивацией для обучения и добывания необходимой информации.

Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line. Учащиеся могут самостоятельно или под руководством учителя принимать участие интернет-олимпиадах, конкурсах, фестивалях, использовать электронные библиотеки.

Интернет –ресурсы и в целом мультимедийные технологии  позволяют наглядности перейти от статики к динамике. Так, учащиеся получают возможность увидеть не «застывшую», а «живую» историю.

Например, благодаря использованию исторических интерактивных карт для отслеживания динамики локальных исторических событий, (“Оживлять” карты)

видеофрагментов с реконструкцией городов, событий (реконструкция исчезнувших с лица земли Трои и Вавилона, карты восстаний),

демонстрировать графический материал (таблицы, схемы).

- посещение виртуальных музеев.

- прослушивать записи речей известных деятелей, песен. Возможно также использование музыкального сопровождения на уроке истории для полного погружения в изучаемую тему (к примеру, Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича, песня Священная война, гимн Марсельеза)  

- знакомство с биографиями известных деятелей (видео, фотографии),

- показ репродукций картин художников.

Таким образом, у учащихся повышается мотивация к изучению предмета, при организации внеурочной деятельности и т.д.

Мультимедиа можно использовать на любом этапе урока:

- на этапе мотивации и актуализации (видеофрагменты, изображения, интерактивные задания);

- на этапе проверки домашнего задания (тесты, викторины) как средства диагностики затруднений и пробелов;

- на этапе изучения нового материала (видео и аудиоматериалы, презентации, схемы и таблицы) как источник учебной информации;

- на этапе закрепления для проверки степени усвоения изученного материала (онлайн-тесты);

- на этапе рефлексии для подведения итогов урока и оценки собственной работы.

- как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;

- для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

- дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.

Наиболее эффективными, способствующими высокой личностной включённости в обучение, быстрому доступу к информации и повышению у обучающихся познавательной мотивации, являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия обучающихся между собой и педагогом, гарантирующих педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации переживания обучающимся успеха в учебной деятельности и развития профессионально значимых компетенций.

Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра.

https://wordwall.net/ruСайт с готовыми онлайн-играми по всем школьным предметам

https://learningapps.org/ -  создание электронные интерактивные упражнения.

Интерактивные тренажеры позволяют учащимся и педагогам проверить знания по той или иной теме, также они необходимы для подготовки учеников к государственным экзаменам (ОГЭ, И ЕГЭ). Наиболее популярным ресурсом является сайт «СДАМ ГИА» (Решу ОГЭ, ЕГЭ, ВПР)https://soc-ege.sdamgia.ru/, Яндекс.Репетиторhttps://yandex.ru/tutor/ege/и др.

Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся в классе, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.

Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты.

Слово «квест» происходит от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск. Как один из видов квест-технологии можно рассматривать веб-квест - (англ. «web» – паутина, сеть) можно перевести как поиски в интернет сети.

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 году Берни Доджем,  американским профессором. Квестомучёный  назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ.

Сущность квеста близка некоторым известным в педагогике играм, таким как выполнение заданий «по станциям», ориентирование на местности с препятствиями («Следопыты», «Казаки-разбойники», «Поиск клада» и др.).

Отличие квест-технологии от традиционных игр в педагогике заключается в заданиях проблемного характера, в сочетании целенаправленного поиска и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определенному сюжету. Веб-квест технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест характеризуется глубоким «погружением» в открытое информационное пространство.Веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему.

Берни Додж предложил несколько форм долгосрочных веб-квестов:

•        база данных, в которой категории создаются самими учениками;

•        микромир, представляющий физическое пространство, по которому могут передвигаться ученики;

•        интерактивный рассказ или судебное дело, создаваемые самими учениками;

•        документ, который описывает анализ противоречивой ситуации, выдвигает положение (мнение, теорию), которую ученикам необходимо одобрить или опровергнуть;

•        выдуманное лицо, которое можно проинтервьюировать в прямом эфире. Вопросы и ответы придумываются учениками после изучения особенностей этой личности.

В Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны педагогам, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для педагогов о том, как и где найти полезные сайты при создании web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию.

Проектирование квестов и их проведение – процесс творческий и увлекательный. Сюжеты квестов могут быть разнообразными – от детективных и фантастических фильмов и книг, известных компьютерных игр до уникальных авторских сценариев. В подготовке квестов можно привлекать учащихся.

http://kvestodel.ru/Квестодел (+генератор ребусов)

Learnis  -  https://joyteka.com/ru/quest-roomРоссийская онлайн-платформа, которая позволяет создать виртуальный квеструм.

https://www.quest.team/  - уличныйквест по карте города

Название квеста - «Изучаем улицы родного города».

Продолжительность - 90 минут.

Возраст учащихся/целевая группа - учащиеся 5-х классов.

Легенда. Туристы из Мурманска (Парижа) заблудились в Одинцове и забыли, где оставили свои автомобили. Только выполняя поставленные задачи, они смогут найти свои автомобили и вернуться назад в свои города.

Основное задание/основная идея. Составить маршрут от места пребывания до места своего автомобиля и собрать из пазлов (которые участники будут получать за каждое выполненное задание) изображение конечной точки маршрута, изучить  названия улиц, мест и площадей города, получить представление об истории своего города.

Сюжет Команды, разделившись, выполняют задания:

•        разгадать зашифрованные улицы;

•        разгадать даты основания городов Одинцово/Голицыно, решая математический ребус;

•        из предоставленных букв собрать название улицы;

•        по подсказке отгадать название следующей улицы (растопленным воском на листе бумаги написать подсказку – для того, чтобы её прочитать, дети должны закрасить лист цветными карандашами);

•        участникам выдаётся 4 карточки с изображением – подсказкой, по которым они должны разгадать название следующей улицы;

•        в большом количестве маленьких разноцветных контейнеров спрятаны буквы, из которых нужно составить название улицы. Контейнеров в 2 раза больше, чем букв;

•        разгадать в зашифрованных ребусах названия исторических памятников Одинцовского края;

•        разгадать большой ребус и узнать географические названия;

 •        подсказки с указанием конечной станции маршрута находятся в нарезке из песен.

Задания/препятствия) для продвижения по сюжету. Если задание не выполнено, то заветный пазл не получен, а значит, будет труднее отгадать, что же изображено на фото.

Таким образом, мультимедийные технологии включают в себя такие многообразные современные элементы, как аудио, видео, анимация и мультипликация, квест-технологии. Поскольку историческая информация зачастую слишком далека от реальности, историческую картину трудно восстановить, а исторические проблемы почти невозможно понять, существует много трудностей в практическом обучении. С помощью использования мультимедийной технологии можно упростить данную задачу. Мультимедийные технологии выступают своего рода дополнением к некоторым отсутствующим историческим знаниям, а также стимулируют мышление и креативность учащихся в процессе всестороннего понимания и восприятия исторической информации.

Несмотря на то, что мультимедийные технологии по сравнению с традиционными методами обучения имеют очевидные преимущества, тем не менее оба метода обучения взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом.

Учителя должны в полной мере осознавать функции и роль мультимедийных технологий в обучении и преподавании, создавать библиотеку образовательных информационных ресурсов, интегрировать онлайн-ресурсы, осуществлять совместное использование ресурсов и сознательно использовать новые мультимедийные технологии в обучении и преподавании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий на уроках истории

В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходим...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Использование мультимедийных технологий на уроках.

Использование современных мультимедиа и гипермедиа - технологий в преподавании позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (му...

Использование мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной работе говорится о важности использования мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, о правильном применении мультимедийных  презентаций в учебном...

Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка

XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческ...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...