Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по истории на тему

Колузанова Ольга Сергеевна

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья  

(нарушением интеллекта).

                                                                                                      Колузанова Ольга Сергеевна - учитель   истории

Введение

При традиционном подходе к изучению предмета истории основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-коммуникативные технологии.

В преподавании истории использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу исторического прошлого.

К лицам с нарушением умственного развития  относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Дети с нарушением  интеллекта  (умственно отсталые) обучаются по  адаптированным основным общеобразовательным  программам (далее АООП) на основе  специального образовательного стандарта.  Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися   является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Все эти задачи как нельзя лучше решаются на уроках истории. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения на уроках истории мультимедийных технологий.

Одной из  ключевых задач,  как учителя истории,  я   считаю оказание  помощи  обучающимся,  по вопросам социализации и  адаптации к дальнейшей самостоятельной жизни в современном обществе. Поэтому  свои уроки   стараюсь  делать  достаточно яркими и одновременно простыми к усвоению, а этому  способствуют  уроки с применением мультимедийных технологий, при этом наблюдаю  положительную динамику в усвоении учебного материала, повышение в целом   мотивации  к истории  как  одному из интереснейших предметов в школе.  

В  рамках    модернизации  образования и при поддержки  благотворительных фондов   в нашей школе  появились  мультимедийные доски, мультимедийные проекторы. Таким образом, применяя их на уроке, учебный процесс стал более ярким, разнообразным и познавательным, и учебные возможности школы намного увеличились.

Что такое мультимедийные средства?

Умственно отсталые дети нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать  дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Поэтому электронные презентации можно разглядывать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, дозволяющее показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на нынешний день очень актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Положительная результативность мультимедийных средств на уроках?

ИКТ - возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика ,  повышать  возможности восприятия им учебного материала.

Для работы на уроке истории мною создаются презентации, которые реализуют принцип наглядности на уроке. При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого, в подавляющем числе случаев, учащиеся с отклонениями в развитии не имеют возможности опереться на непосредственное наблюдение за предметами описания или повествования, потому что в связи с особенностью своих заболеваний у них страдает образное мышление. Поэтому  их исторические представления, созданные методом внутренней наглядности, неизбежно будут неточны, не вполне адекватны исторической действительности.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у умственно отсталых учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Поэтому использование мультимедийных технологий особенно оправдано именно на этих уроках.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Как использовать мультимедийные средства на уроках  истории ?

Преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения информации:

  1. Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики следят за меняющимися „картинками“, часто при этом „забывая“ воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие „картинок“ тоже притупляется.
  2. Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же „картинками“.
  3. Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем  и   анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и „картинки“ должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной „символичностью“. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

При разработке презентаций есть определенные правила, которые необходимо помнить учителям-дефектологам, составляющим презентацию. Почти все учителя о них, просто-напросто, не знают. Вот одно из таковых правил.

-Титульный лист. На нем должно размещаться: направление презентации, предмет, заглавие темы и т. д.

-Тема, если она короткого содержания и, направление, должны постоянно находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик её видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов.

Использование презентаций на уроках истории .

Начиная с 2009 года я стала применять на своих уроках мультимедийные технологии.

При использовании презентаций, созданных  в программе Power Point тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение рассказа учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Анимация боевых сражений позволяет учащимся четко проследить ход событий и лучше усвоить материал.

На таких уроках есть возможность привлечь большое количество цифровых данных, цитат, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью.

Таким образом, мультимедийный урок – это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением  медиасредств.

Вывод:

  1. Мультимедийный урок может значительно увеличить возможности преподавания истории  для учащихся с нарушением интеллекта. Он дает прекрасную возможность почувствовать „вкус эпохи“. Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, гравюры, плакаты, карикатуры и т.п.).

  1. Однако мультимедийный урок сам по себе не создает нового качества обучения, он расширяет возможности, но не создает нового образовательного поля.

  1. Наиболее эффективен мультимедийный урок с использованием интерактивных технологий. С некоторым преувеличением можно даже сказать, что он тем более эффективен, чем более интерактивен.

Таким образом, можно сделать вывод, что на уроке компьютер выполняет несколько ролей:

  • заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);
  • предъявляет наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
  • осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)
  • дополняет учебник; - и т.д.

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:

  • резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
  • преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
  • изменяется отношение к компьютеру, как к игрушке, учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

 В наше время  в век компьютерных технологий и Интернета, можно найти много полезной информации в Интернете. А следовательно, можно более тщательно и не испытывая каких-нибудь трудностей подготовиться к урокам.

И   большое   спасибо  создателям программ, слайдов, которые безвозмездно размещают свои материалы в Интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Программа «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Учебно-тематическое планирование...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал представлен из опыта работы в коррекционной школе на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном  процессе для  детей с ограниченными возможностями з...

Информационные технологии на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) помогают учителю компенсировать отсутствие учебников по предмету.ИКТ являются действенным наглядным методом обучения, т.к. материал можно показать ярче, дос...

Использование интерактивных технологий Мимио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт использования интерактивных технологий Мимио в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедической группы. Целью д...

Здоровеьесберегающие технологии в работе учителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения.

На сегодняшний день в школах наблюдается большой процент учащихся, имеющих нарушение зрения. Контингент таких учеников обучается в гимназиях, лицеях, коррекционных  школах и классах. Дети данной ...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществозании

Рассматривается важность применения в совремнных условиях мультимедийных технологии в образовательном процессе...