Здоровеьесберегающие технологии в работе учителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения.
статья по русскому языку (5 класс)

Диденко Наталья Анатольевна

На сегодняшний день в школах наблюдается большой процент учащихся, имеющих нарушение зрения. Контингент таких учеников обучается в гимназиях, лицеях, коррекционных  школах и классах. Дети данной категории требуют особого внимания и подхода со стороны учителей. В работе с учащимися с нарушением зрения необходимо применять здоровьесберегающие технологии и соблюдать нормы СанПина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

            Здоровьесберегающие  технологии – технологии,  применение  которых  в образовательном  процессе  приводит к сохранению  здоровья учащихся.   По данным офтальмологической  статистики, на сегодняшний день каждый третий ребенок школьного возраста уже имеет проблемы со зрением,  большую часть составляют учащиеся, у которых имеются  различные по степени, глубине и характеру зрительные нарушения.

Самой распространенной причиной снижения зрения в детском возрасте являются нарушения рефрактогенеза - нарушение формирования оптики (дальнозоркость выше возрастной нормы, дальнозоркий и смешанный астигматизм)  и связанные с этим функциональные расстройства зрения  - амблиопия и косоглазие, отсутствие бинокулярного зрения.    Контингент учащихся с нарушением зрения  обучается в гимназиях,  в общеобразовательных и коррекционных школах.  Дети данной категории требуют особого внимания  со стороны учителя. Педагоги школ должны владеть  минимальными знаниями (медицинскими, психологическими, методическими, а также сведениями из специальной педагогики) об особенностях обучения, воспитания, психофизического развития ребенка с нарушением зрения. При необходимости обеспечивать специальными наглядными пособиями.

В  работе  с учащимися с нарушением зрения следует применять различные здоровьесберегающие технологии. К таким  технологиям  относятся: 1) приёмы психологической разгрузки: развивающие упражнения,  направленные  на развитие внимания, памяти, мышления; создание  положительного эмоционального настроя на урок; визуализация (зрительные представления), связанные и не связанные с темой урока; релаксация (активное и пассивное напряжение  мыщц); дыхательная  гимнастика (формирование диафрагмального дыхания); ассоциативные приемы (использование звука, цвета, природного материала, запаха); 2) приёмы разгрузки органа зрения:  зрительные гимнастики;  использование специальных компьютерных программ для коррекции зрения;  3) комплексы динамической разгрузки (физкультминутки): упражнения для пальцев и кистей рук до и  после письменной работы; психогимнастика (имитация содержания урока); движение под текст, соответствующий содержанию урока.  Учителю, работающему с детьми со зрительной недостаточностью, необходимо знать, что при определенной остроте зрения учащимся необходимо предъявлять  наглядные пособия конкретного размера. Особое  внимание уделяется выбору дидактических материа лов необходимой  величины,  окраски, объемности.  При построении стимульного материала учитель должен учитывать следующие положения: соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80-95%); четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов; поверхность предъявляемых пособий должна бать матовой без бликов; располагать объекты на доске надо так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, хорошо выделялись.

Сегодня современное школьное образование трудно представить без использования  компьютерных технологий. Уроки  с применением компьютерных технологий следует проводить дозировано, при этом соблюдать обязательные условия  при работе за компьютером для сохранения здоровья учащихся, т.е. соблюдение гигиенических норм: работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени  (10-15 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ученика, особенностей его зрительной и нервной системы); во время работы необходимо периодически переводить взгляд  с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;  во время перерыва необходимо проводить  гимнастику для глаз, делать упражнения для шеи, плеч, спины;  соблюдать правила посадки учащегося  при работе за компьютером. Таким образом, правильно организованная  работа с учащимися с нарушением зрения, может положительно и качественно влиять на укрепление и развитие здоровья школьников.

Используемые источники:

1. Диденко Н.А.  Деятельность учителя – логопеда при организации логопедической работы с младшими школьниками с нарушением зрения. В сборнике «Деятельность педагога как объект мониторинга инновационных процессов в педагогическом образовании»: сб. ст. научно – пед. работников/ авт.- сост.: С.В. Иванова, С.С. Талзи; под науч. Ред. С.В. Ивановой. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2011 – 136 с.

2.  Диденко Н.А., Малюгина Т.Е.  Применение ИКТ в коррекционной работе с младшими школьниками, имеющими функциональные нарушения зрения.  В  сборнике материалов конференции «Информационные технологии для Новой школы».  Мат-лы конференции. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2012 - 214 с.

3. Рубан Э.Д.  Мой ребенок носит очки! Профилактика и коррекция зрения у детей/ Э.Д. Рубан, Л.Г. Шереминская. – Ростов- н/Д: Феникс, 2008.- 283с.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В   КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С  МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Диденко  Наталья  Анатольевна  

ГБОУ СОШ № 448  г. Санкт- Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Организация работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Как лучше организовать психологическую помощь родителям, чьи дети обучаются в коррекционных образовательных учреждениях....

Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В статье  рассмотрены методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения

Разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Минобрнауки России 20.04.2015 ...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....

Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...