Урок истории в 5 классе: "Рабство в Древнем мире"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Ямалова Ольга Борисовна

Данный материал позволит прпоказать работу детей в группе, в парах и индивидуально во время урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabstvo_v_dr.rime_.docx24.39 КБ
Office presentation icon rabstvo_v_dr_rime.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

Класс: 5б

Дата:18.04.2023

Цель: изучить новый материал

Задачи:

1Сформировать у обучающихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

2.Познакомить с положением рабов в Древнем Риме

3.Познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов.

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие.

Ваш замечательный звонок позвал на урок. Здравствуйте, ребята!

На протяжении нескольких уроков вы знакомились с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

На слайде 1 слова: Апеннины, Апеннинский, латины, волчица, сапог, Рим,

Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров 
Найти, похожий на… (сапог). 
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров … (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы 
Крутые горы … (Аппенины). 
Там, где Тибр полноводный 

Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые … (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла … (волчица).
Далека ты от нас, недвижима,
Древняя история … (Рима).

Молодцы!

2. Мотивационный этап.

— О чём пойдёт речь? (дети определяют тему урока)
— Тема нашего урока «
Рабство в Древнем Риме».

Представьте, что мы с вами являемся сотрудниками редакции журнала «Загадки истории».

 Вы – журналисты, я – начальник нашего отдела. Главный редактор журнала нам дал задание  написать статью на тему «Рабство в Древнем Риме». До конца рабочего дня (в нашем случае урока) наша задача представить главному редактору план статьи и наработки материала.

И так, с чего начнём? (предложения ребят). Конечно же с плана. Что нам нужно узнать по теме нашей статьи? (формулируем план)

План урока:

1. Источники рабства
2. Где использовался труд рабов

И так, наша статья будет состоять из двух пунктов. Учитель помещает план статьи на доску. Прежде чем начинать сбор материала, надо разобраться с некоторыми понятиями.

Какие ассоциации у вас вызывает слово раб? (пленный, бесправный, беззащитный, тяжёлый труд, несвободный, зависимый и т.п) 

Задание: Давайте из разбросанных слов, составим определения понятий, с которыми нам сегодня придётся не раз встречаться и которые являются ключевыми в нашей теме урока: РАБ и РАБОВЛАДЕЛЕЦ

Человек, лишённый всех прав и являющийся полной собственностью владельца
Собственник, хозяин рабов.

3. Изучение нового материала.

3.1. Источники рабства. Слово учителя. Представьте, что у нас с вами есть машина времени. И чтобы выполнить задание редактора, мы на машине времени отправимся в Древний Рим. Вы готовы? Поехали!

И так мы свами в древнем Риме .А где именно? Узнаю, это торговая площадь, которая называется Форум. (слайд 5) 

Давайте попытаемся собрать материал для первого пункта нашей статьи  «Источники рабства», а для этого зайдём в библиотеку, может нам удастся найти какие- то манускрипты (рукописи), по этому вопросу. (слайд 6)

Задание: У вас на партах лежит рабочий материал. Выделите источники рабства в Риме и запишите в рабочие листы.

Рабочий материал №1

  1. Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.
  2. Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:

«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом?

— Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

3. Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца:

-Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг.  Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он?Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала:

— Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены быть рабами. Смирись».

Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.

Ещё одним источником пополнения рабов было долговое рабство. Хотя в  Риме и было отменено рабство за долги, но в провинциях оно оставалось. Также существовали и другие способы попадания в рабство – по приговору суда, за дезертирство, отец мог продать в рабство своих детей. 

Ребята, какие источники рабства вы выделили? (ребята называют, учитель оформляет кластер на доске)

Основную массу рабов продавали на невольничьих рынках, которые существовали во всех крупных городах. Самый крупный рынок был на острове Делос (он находится у берегов Греции), где продавали до 10 тыс. рабов ежедневно.

Мы можем сказать, что материал для первого пункта нашей статьи мы нашли? (можем)

3.2. Слово учителя: Чтобы собрать материал для следующего пункта нашей статьи «Где использовался труд рабов», нам надо разделиться.

Реклама

Работа с учебником и дополнительным материалом.

1 ряд отправится в имение землевладельца – работая с соседом по парте с
текстом параграфа 49 с. 238-240, ответить на вопрос: Какие обязанности были у рабов в имении землевладельца?

2 ряд отправится в богатый дом — работая с соседом по парте с текстом параграфа 49 с.240, ответить на вопрос: Какие обязанности были у рабов в богатом доме?

3 ряд отправится на рудники — работая с соседом по парте с текстом рабочего
материала № 2, ответить на вопрос: Какую работу выполняли рабы на рудниках?

Общий вопрос для всех: Как хозяева относились к рабам?

Пока вы будете собирать материал, я узнаю, где находится Колизей и там буду вас ждать. Вы без труда найдёте к нему дорогу, спросив у любого человека на улице.

Проверка выполненной работы. 

— Прежде чем продолжить своё путешествие, давайте немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Римляне из военных походов пригоняли огромное количество рабов (шагают)

Рабы работали в имении землевладельцев: копали землю, сеяли хлеб, плели корзины (движениями кистями)

Рабы в богатом доме убирали помещения (движения, как будто что-то протирают)

Отдохнули, мы продолжаем

3.3. (слайд   ) Слово учителя: Я не случайно назначила вам встречу у Колизея.

В Риме существовало ещё одно место, где использовался труд рабов. Это амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских игр. Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике один на один или отряд против отряда. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизей (он перед вами) и вмещал более 50 тыс. зрителей. Давайте заглянем внутрь.

Внимание на экран ( слайд 9 видео)

Вопрос: так где ещё использовался труд рабов? (на аренах амфитеатров)

-Можно сказать, что материал для второго пункта нашей статьи мы нашли? (можно, учитель оформляет кластер до конца, ребята работают в рабочих листах).

— Мы можем возвращаться домой? (Да) Внимание! Поехали! (слайд 10 со звуком)

— Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Ребята, я вам предлагаю, в нашей статье выделить ещё один пункт «Моё отношение к рабству». В рабочих листах напишите, как вы относитесь к рабству? ( ребята пишут ответы, затем зачитывают)

— Итак, я могу доложить главному редактору, что наработки для статьи «Рабство в Древнем Риме» мы подготовили?

— Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет”.

Вы согласны со словами сенатора? Почему? (ответы детей)

4. Рефлексия. Наш урок подходит к концу.

5. Подведение итогов. Домашнее задание, п. 49 (для всех).

По желанию:
1) Составить кроссворд по теме урока (минимум 10 слов)
2) Нарисовать рисунок на листе формата А4 по теме урока.
3) Сочинение-фантазия «Как я побывал в Древнем Риме»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В какой бы уголок мы бы ни заглянули, везде нам встретятся фигуры работающих Это были люди, которые создали богатство Рима, все, чем гордилось римское общество. р А Б о в

Слайд 2

Урок-путешествие Рабство в Древнем Риме

Слайд 3

План: Источники рабства Где использовался труд рабов

Слайд 5

Источники рабства ПЛЕН ПИРАТСТВО ДЕТИ РАБОВ ДОЛГОВОЕ РАБСТВО 326г РЫНОК РАБОВ

Слайд 6

В имении землевладельца

Слайд 7

В доме знатного римлянина

Слайд 8

На рудниках Древнего Рима

Слайд 9

Амфитеатр- - специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены

Слайд 10

РЫНОК РАБОВ Сельское хозяйство Ремесленное производство Применение труда рабов в Риме Гладиатор- ские бои Работа прислуги Рудники

Слайд 11

«Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости. Что же касается рабов, то их, не следует брать в расчет».

Слайд 12

Чайнворд 1. Совет римских старейшин 2. Река, на которой возник город Рим 3. Имя первого царя Рима 4. Римский воин 5. Римская серебряная монета 6. Потомки древнейших жителей Рима 7. Человек, находящийся в собственности другого человека 8. Переселенцы из завоеванных Римом областей Италии с е н а т и б у м о р о и г е л й и а н е д р н е а п т р и ц и й п л е б е й р а б «Римский шлем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории в 5 классе "Боги Древнего Египта"

В данной презентации рассказывается о пантеоне богов  Древнего Египта....

Урок истории в 5 классе "Возникновение Древнейшего рима"

Урок по Всеобщей истории в 5 классе  ulanova_e.v._.jpg...

План урока в 5 классе "Рабство в Древнем Риме"

Урок в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме" разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. На уроке применены разнообразные приемы педагогической техники, заимствованные из технол...

Презентация к уроку в 5 классе "Рабство в Древнем Риме"

Презентация к уроку по истории Древнего мира в 5 классе "Рабство в Древнем Риме"...

Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...

Урок истории в 5 классе "Вклад древних эллинов в мировую культуру" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: Формирование целостного представления о цивилизации Древней Греции, вклада древних эллинов в мировую культуру...