Технологическая карта урока по истории по теме Государство на берегах Нила.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тохтобина Надежда Петровна

    Предмет: История

Класс: 5

Тема раздела:  Древний Восток.

Тема урока:  Государство на берегах Нила.

Цель урока: Дать представление о местонахождении Египта на карте мира и особенностях природных условий, процесса образования единого государства в Древнем Египте.

Предметные результаты: знание особенностей местоположения и природных условиях Египта, определения понятий (пороги, дельта, папирус, оазис, фараон, ил);  устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; работать с исторической картой.

Метапредметные результаты: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, делать обобщения, выводы, умение давать определение понятиям, читать и слушать, извлекая нужную информацию, подготовить рассказ,

уметь представлять себя и свою работу, осуществлять самооценку.

 

Действия учителя

Действия учеников

1.Оргмомент.

2. Мотивация.  Приветствие. Дорогие ребята   у нас с вами сегодня необычный урок - это путешествие в далёкую, непохожую на нашу страну. А вот какую попробуйте угадать посмотрев видеофрагмент «Нил». 

 

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

 

 

Как бы вы определили его тему?

 

 

 

 

3.Актуализация знаний.

Что вы уже знаете о Египте?

 

 

Что мы делаем, когда приезжаем в новую страну или просто в новое место?

 

Нам нужно что-то знать о стране, прежде чем мы туда отправимся?

 

 

Давайте попробуем составить   план знакомства с государством Египет, то что мы можем узнать про историю этого государства  в рамках нашего урока.   Ваши предложения. 

 

  

 

Да, ребята, сегодня мы с вами совершим заочное  путешествие в одно из первых государств, появившихся на нашей планете – государство на берегах Нила, то есть Древний Египет.

Более пяти тысяч лет назад появились первые цивилизации и первые государства. Они зародились на берегах великих рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Янцзы. Государства отличались от родовых общин древних людей.

Задание классу:  определите какие понятия относятся к государству. Что мы можем назвать его признаками? Какое занятие можно считать главным при возникновении древних государств?

 

4.Стимул. Проблемное задание для учащихся: Итак, как я уже говорила,  одно из первых крупных государств Древний Египет возникло на берегах реки Нил. Древнегреческий историк Геродот  называл Египет «Даром Нила». Прав ли был он?  Действительно ли река Нил сыграла большую роль при возникновении государства  Египте?

 

 

 

-Как вы считаете, достаточно ли  у нас информации, чтобы ответить на этот вопрос.

Задаю вопрос ученикам:

-объясните, почему вы так считаете? (обращаю внимание на доску, где записаны версии учеников)

 

 

 

 

Задаю вопросы к учащимся, кто не согласен.

-Почему ты не согласен? С чем не согласен?

Прошу  учащихся внести коррективы к записям на доске.

 

 

 

 

Обращаюсь к учащимся:

Обратите внимание на ваши версии (запись на доске).

Каким образом мы пришли к правильным ответам?

 

- Достаточно ли этих действий, чтобы ответить на проблемный вопрос?

 

 

        Что нам поможет в преодолении этих затруднений?

 

 

Как и откуда мы получим ответы на наши вопросы ?

 

 

 

Для того, чтобы Вам было легче было совершать   путешествие и получить больше информации о значении реки Нил для Древнего Египта, предлагаю разделиться на три группы, каждой группе необходимо  изучить текст  параграфа учебника и представить работу в группе, раскрыв свой вопрос.

 Исследовательская работа в группах: 1 группа «географы»  работает над вопросом - географическое положение Египта»;  2 группа «климатологи» работает над вопросом - природно-климатические особенности  Египта; 3 группа «политологи» работает над вопросом - объединение государства Египет».

 Каждая группа дает ответы на вопрос: Достаточно ли изучить свою часть вопроса, чтобы дать ответ на проблемный вопрос? Докажите.

 

 

 

 

Итак,   на какие вопросы нужно ответить, чтобы получить  полную информацию о каком-либо  государстве?

 

 

 

Подвести  итог по работе групп, в дальнейшем процесс образования других древних государств Древнего мира мы будем рассматривать по такому плану. 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый ответ обучающихся:

 Государству Египет. Реке Нил.

Высказывают мнения.

Государство Египет.

Государство на берегах Нила

 

Записывают тему урока в тетрадь.

 

Ожидаемый ответ обучающихся:

Находится в Африке, есть пирамиды, развит туризм.

 

 Высказывают мнения. Ходим на экскурсии, узнаем новое.

 

Ожидаемый ответ обучающихся: что эта за страна, где находится, сколько лет государству, что такое государство.

 

В результате совместных действий, обсуждений на доске записывается план урока.

1. Что такое государство и его признаки?

2. Природно-географическое положение Египта.

3. Возникновение государства в Египте.

 

 

 

 

 

 

Запись даты в тетрадь: 5 тыс. л.н. – возникновение первых государств.

 

 

Ожидаемый ответ обучающихся: Правитель, законы, войско, территория, налоги, символы.

Земледелие, оседлый образ жизни…

 

 

Отвечают на вопрос, делают предположения, версии  учащихся записываем на доске в виде модельного плана:

    - Нил – источник воды и жизни;

    - Нил способствовал объединению людей и созданию государства;

   - по Нилу шла перевозка грузов;

   - река Нил  давала плодородную почву для  занятия земледелием;

   - разливы реки толкали людей к строительству канало и дамб…

Ученики обращают внимание на доску (пространство проб).

Предлагают варианты ответов:

  1. прочитал в учебнике о строительстве дамб и каналов…
  2.  рассмотрел иллюстрации и увидел, что как египтяне занимаются земледелием.
  3. обратил внимание на иллюстрацию «Корабль на Ниле», где ведется торговля.
  4. Прочитал хвалебные песни египтян Нилу и солнцу…

Кто против данных версий , выходит и вносит коррективы в модельный план, доказав свою правоту.

Запись на доске: Египет считают даром Нила:

-благоприятные  природно-климатические условия для  земледелия;  

- разливы реки Нила способствовали строительству оросительных сооружений;

 - способствовал объединению людей и созданию государства.

Идет обсуждение. Вносятся новые коррективы.

Ученики оценивают ответы.

Отвечают на вопрос.

Варианты учащихся:

 

 

-прочитали текст, нашли нужную информацию, рассмотрели иллюстрации и пришли к общему мнению

Приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос не могут, так  как полной информацией   о  месторасположении, природных условиях и истории возникновения государства Египет не имеют.

 

Предлагают варианты ответов: можно было найти нужную информацию, воспользоваться интернет-ресурсами

 

Учебник, карта, интернет, энциклопедия, алгоритмы работы для групп (выбирают учебник как наиболее оптимальный способ решения проблемы в данной ситуации)

 

 

 

 

 

 

Работают в группе с текстом параграфа учебника.

Представляют свою работу. Группами дается  характеристика географического положения Египта, его природно-климатические особенности и рассмотрен процесс объединения египетского государства.

 

Идет  активное обсуждение. Доказывают свою точку зрения  и  каждая группа делает выводы, как ими представленный материал взаимосвязан с образованием государства, что нужно было раскрыть все вопросы, чтобы получить полную информацию о взаимосвязи реки Нил с историей возникновения государства Древний Египет.

 Версии учащихся, записываются на доске.

  1. Географическое положение государства
  2. Природно-климатические условия
  3. История возникновения государства.

 

План учащиеся записывают в тетрадь.

 

5. Закрепление

Далее  ученики называют, учитель записывает на доске ключевые понятия, с которыми   они познакомились в тексте:

Северо-Восточная Африка, папирус, пороги, дельта, оазис,  ил, фараон

 

Индивидуальное задание для учащихся на карточке:  на основе карты «Древний Египет»,  иллюстрации и плана (1) территория; 2) процесс создания; 3) дата образования) нужно написать небольшой рассказ на тему «Древний Египет» (5-6 предложений)

 

 

Учащиеся с помощью текста учебника раскрывают термины

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа учащихся в тетради

 

Выступают со своими рассказами 2-3 ученика

6. Предлагаю вернуться к проблемному заданию.

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”? Подумайте, прав ли был Геродот?

 

Ответы учащихся. Делают выводы о том, что версии совпали и это доказано в процессе работы. (Предполагаемый ответ: плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека, разливы реки толкали людей к строительству канало и дамб,  способствовал объединению людей и созданию государства).

 

7. Рефлексия. Учитель подводит итоги и предлагает учащимся самостоятельно оценить свою работу на уроке.

 

Заполняют листы самооценки и  отвечают на вопрос о том, что получилось хорошо и над чем можно поработать.

Запись и объяснение домашнего задания.

 

Слушают, записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_istoriya.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

    Предмет: История

Класс: 5

Тема раздела:  Древний Восток.

Тема урока:  Государство на берегах Нила.

Цель урока: Дать представление о местонахождении Египта на карте мира и особенностях природных условий, процесса образования единого государства в Древнем Египте.

Предметные результаты: знание особенностей местоположения и природных условиях Египта, определения понятий (пороги, дельта, папирус, оазис, фараон, ил);  устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян; работать с исторической картой.

Метапредметные результаты: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, делать обобщения, выводы, умение давать определение понятиям, читать и слушать, извлекая нужную информацию, подготовить рассказ,

уметь представлять себя и свою работу, осуществлять самооценку.

 

Действия учителя

Действия учеников

1.Оргмомент.

2. Мотивация.  Приветствие. Дорогие ребята   у нас с вами сегодня необычный урок - это путешествие в далёкую, непохожую на нашу страну. А вот какую попробуйте угадать посмотрев видеофрагмент «Нил».  

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Как бы вы определили его тему?

3.Актуализация знаний.

Что вы уже знаете о Египте?

Что мы делаем, когда приезжаем в новую страну или просто в новое место?

Нам нужно что-то знать о стране, прежде чем мы туда отправимся?

Давайте попробуем составить   план знакомства с государством Египет, то что мы можем узнать про историю этого государства  в рамках нашего урока.   Ваши предложения. 

  

Да, ребята, сегодня мы с вами совершим заочное  путешествие в одно из первых государств, появившихся на нашей планете – государство на берегах Нила, то есть Древний Египет.

Более пяти тысяч лет назад появились первые цивилизации и первые государства. Они зародились на берегах великих рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Янцзы. Государства отличались от родовых общин древних людей.

Задание классу:  определите какие понятия относятся к государству. Что мы можем назвать его признаками? Какое занятие можно считать главным при возникновении древних государств?

4.Стимул. Проблемное задание для учащихся: Итак, как я уже говорила,  одно из первых крупных государств Древний Египет возникло на берегах реки Нил. Древнегреческий историк Геродот  называл Египет «Даром Нила». Прав ли был он?  Действительно ли река Нил сыграла большую роль при возникновении государства  Египте?

-Как вы считаете, достаточно ли  у нас информации, чтобы ответить на этот вопрос.

Задаю вопрос ученикам:

-объясните, почему вы так считаете? (обращаю внимание на доску, где записаны версии учеников)

Задаю вопросы к учащимся, кто не согласен.

-Почему ты не согласен? С чем не согласен?

Прошу  учащихся внести коррективы к записям на доске.

Обращаюсь к учащимся:

Обратите внимание на ваши версии (запись на доске).

Каким образом мы пришли к правильным ответам?

- Достаточно ли этих действий, чтобы ответить на проблемный вопрос?

        Что нам поможет в преодолении этих затруднений?

Как и откуда мы получим ответы на наши вопросы ? 

Для того, чтобы Вам было легче было совершать   путешествие и получить больше информации о значении реки Нил для Древнего Египта, предлагаю разделиться на три группы, каждой группе необходимо  изучить текст  параграфа учебника и представить работу в группе, раскрыв свой вопрос. 

 Исследовательская работа в группах: 1 группа «географы»  работает над вопросом - географическое положение Египта»;  2 группа «климатологи» работает над вопросом - природно-климатические особенности  Египта; 3 группа «политологи» работает над вопросом - объединение государства Египет».

 Каждая группа дает ответы на вопрос: Достаточно ли изучить свою часть вопроса, чтобы дать ответ на проблемный вопрос? Докажите.

Итак,   на какие вопросы нужно ответить, чтобы получить  полную информацию о каком-либо  государстве? 

Подвести  итог по работе групп, в дальнейшем процесс образования других древних государств Древнего мира мы будем рассматривать по такому плану.  

Ожидаемый ответ обучающихся:

 Государству Египет. Реке Нил.

Высказывают мнения.

Государство Египет.

Государство на берегах Нила

Записывают тему урока в тетрадь.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Находится в Африке, есть пирамиды, развит туризм.

 Высказывают мнения. Ходим на экскурсии, узнаем новое.

 

Ожидаемый ответ обучающихся: что эта за страна, где находится, сколько лет государству, что такое государство.

 

В результате совместных действий, обсуждений на доске записывается план урока.

1. Что такое государство и его признаки?

2. Природно-географическое положение Египта.

3. Возникновение государства в Египте.

Запись даты в тетрадь: 5 тыс. л.н. – возникновение первых государств.

Ожидаемый ответ обучающихся: Правитель, законы, войско, территория, налоги, символы.

Земледелие, оседлый образ жизни…

Отвечают на вопрос, делают предположения, версии  учащихся записываем на доске в виде модельного плана:

    - Нил – источник воды и жизни;

    - Нил способствовал объединению людей и созданию государства;

   - по Нилу шла перевозка грузов;

   - река Нил  давала плодородную почву для  занятия земледелием;

   - разливы реки толкали людей к строительству канало и дамб…

Ученики обращают внимание на доску (пространство проб).

Предлагают варианты ответов:

  1. прочитал в учебнике о строительстве дамб и каналов…
  2.  рассмотрел иллюстрации и увидел, что как египтяне занимаются земледелием.
  3. обратил внимание на иллюстрацию «Корабль на Ниле», где ведется торговля.
  4. Прочитал хвалебные песни египтян Нилу и солнцу…

Кто против данных версий , выходит и вносит коррективы в модельный план, доказав свою правоту.

Запись на доске: Египет считают даром Нила:

-благоприятные  природно-климатические условия для  земледелия;  

- разливы реки Нила способствовали строительству оросительных сооружений;

 - способствовал объединению людей и созданию государства.

Идет обсуждение. Вносятся новые коррективы.

Ученики оценивают ответы.

Отвечают на вопрос.

Варианты учащихся:

-прочитали текст, нашли нужную информацию, рассмотрели иллюстрации и пришли к общему мнению

Приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос не могут, так  как полной информацией   о  месторасположении, природных условиях и истории возникновения государства Египет не имеют.

Предлагают варианты ответов: можно было найти нужную информацию, воспользоваться интернет-ресурсами

Учебник, карта, интернет, энциклопедия, алгоритмы работы для групп (выбирают учебник как наиболее оптимальный способ решения проблемы в данной ситуации)

Работают в группе с текстом параграфа учебника.

Представляют свою работу. Группами дается  характеристика географического положения Египта, его природно-климатические особенности и рассмотрен процесс объединения египетского государства. 

 

Идет  активное обсуждение. Доказывают свою точку зрения  и  каждая группа делает выводы, как ими представленный материал взаимосвязан с образованием государства, что нужно было раскрыть все вопросы, чтобы получить полную информацию о взаимосвязи реки Нил с историей возникновения государства Древний Египет.

 Версии учащихся, записываются на доске.

  1. Географическое положение государства
  2. Природно-климатические условия
  3. История возникновения государства.

План учащиеся записывают в тетрадь.

5. Закрепление

Далее  ученики называют, учитель записывает на доске ключевые понятия, с которыми   они познакомились в тексте:

Северо-Восточная Африка, папирус, пороги, дельта, оазис,  ил, фараон

 

Индивидуальное задание для учащихся на карточке:  на основе карты «Древний Египет»,  иллюстрации и плана (1) территория; 2) процесс создания; 3) дата образования) нужно написать небольшой рассказ на тему «Древний Египет» (5-6 предложений)

Учащиеся с помощью текста учебника раскрывают термины

 

 

Индивидуальная работа учащихся в тетради

Выступают со своими рассказами 2-3 ученика

6. Предлагаю вернуться к проблемному заданию.

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет “даром Нила”? Подумайте, прав ли был Геродот?

Ответы учащихся. Делают выводы о том, что версии совпали и это доказано в процессе работы. (Предполагаемый ответ: плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека, разливы реки толкали людей к строительству канало и дамб,  способствовал объединению людей и созданию государства).

7. Рефлексия. Учитель подводит итоги и предлагает учащимся самостоятельно оценить свою работу на уроке.

Заполняют листы самооценки и  отвечают на вопрос о том, что получилось хорошо и над чем можно поработать.

Запись и объяснение домашнего задания.

Слушают, записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

Открытй урок с использованием современных образовательных технологий:- игровая технология-групповая технология-технология проблемного обучения-компьютерная технология...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА

Расширить знания учеников о  Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...

Технологическая карта урока по учебному предмету «История Древнего мира» в 5-ом классе на тему «Государство на берегах Нила»

Технологическая карта урока на тему «Государство на берегах Нила» разработана в рамках учебного предмета «История Древнего мира» для обучающихся 5 класса. ...

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. Тема: Государство на берегах Нила.

Урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. В.Ф. Шаталов разработал  и воплотил на практике методику использования структурно - логических схем (СЛС), особенностью которого явля...

Презентация на тему "Государство на берегах Нила" для 5 класса по Истории

Авторская презентация по истории Мельченко Валерии Олеговны на тему "Государство на берегах Нила" для 5 класса.Учебник "История Древнего Мира" - Вигасин, Годер...