Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.
методическая разработка по истории

 

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть — знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Можно выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми сталкиваются малочисленные школы. Особым проблемным местом это формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 2 до 9 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Перед каждым из нас, педагогов, встаёт проблема создания образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь ребенку в получении образования в соответствии не только с ФГОС II поколения, но и историко – культурным стандартом.

Для решения этих задач я, как учитель, в своей работе использую различные традиционные и инновационные формы и методы, пользуюсь современными учебниками и новинками методической литературы, периодической печатью и, конечно же, сетью Интернет.

Сложно проводить в маленьких классах ролевые игры, дискуссии, диспуты, конференции. В классах с малой наполняемостью важнейшее условие эффективности урока – индивидуализация заданий, учет характера ученика, способностей, темпа работы, уровня подготовки по предмету.

В основе моей работы лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.

Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с ними активные методы обучения.

Преобладающими типами учебных занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, повторительно-обобщающие уроки.

Урок начинается с определения темы, целей или проблемного вопроса. Формулируют перечисленные элементы сами учащиеся при содействии учителя и на основе проблемных заданий, им составленных. В качестве проблемных заданий могут выступать схемы, тексты, отдельные слова и словосочетания, вопросы, картинки, аудио-видео файлы. Приведу несколько примеров придуманных мной творческих проблемных заданий, которые я использую на уроках истории и обществознания.

Проблемное задание в форме текста

На уроках обществознания в 5-6 классах, например, я часто использую притчи, которые есть в метод. пособии. Учащиеся должны определить тему и проблемный вопрос урока. Это сравнительно простое задание.

Проблемное задание в форме картинки. Всеобщая история. 7 кл. тема «Великие географические открытия». На доске изображение каравеллы и карта полушарий.

Проблемное задание в форме схемы. Генеалогическое древо Романовых. Тема «Начало правления ПетраI»

Проблемное задание в форме музыкального произведения. Тема «Начало Великой Отечественной войны». Звучит известная песня «Вставай страна огромная».

При объяснении нового материала я использую формы проблемного обучения – проблемное изложение, поисковую беседу, создание мотивационно-проблемных ситуаций, постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы.

При этом решающая роль учителя совсем не означает пассивной роли учащихся. И на уроках истории и на уроках обществознания, где дети гораздо активнее принимают участие в изучении темы, я использую наиболее подходящую для небольших классов – фронтальную форму обучения и связанные с ней способы обратной связи: фронтальный опрос, эвристическую беседу, проблемное изложение, иллюстративный метод, составление алгоритма по теме, работу с книгой, дидактические игры, а также – индивидуальную форму обучения, которая находит свое воплощение преимущественно в разнообразных практических задачах.

Возвращаясь к активным формам обучения, хотелось бы рассказать о своем опыте использования кроссвордов. Разгадывание кроссвордов проводится индивидуально каждым учащимся или коллективно всем классом. Ребята сами с удовольствием участвуют в составлении кроссвордов. Все эти формы и методы способствуют формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объём информации, задействованной в историческом образовании. Позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. Но, к сожалению, скорость работы интернета у нас низкая, а то и вовсе отсутствует. Что не позволяет использовать его на уроках. Зато можно широко использовать готовые мультимедийные программы; создавать собственные разработки с помощью стандартного программного обеспечения.

Опять-таки к созданию этих средств надо подходить очень ответственно. К программам такого рода предъявляются определенные требования.

В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы. Уже несколько лет в практике преподавания истории мною используется

  1. История России XX век. 4 ч. КЛИО СОФТ
  2. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие.
  3. Уроки истории с применением информационных технологий. 5 класс. (Мультимедийные презентации, интерактивные исторические карты, видеофрагменты)
  4. Уроки истории. Средние века. С применением информационных технологий. 6 класс.
  5. Электронное приложение к учебнику. История России: с древнейших времен до конца XVIвека. 6 класс.
  6. Электронное приложение к учебнику. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс.
  7. История России. 8 класс. Интерактивные дидактические тренировочные задания.
  8. От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM
  9. Священная война. Хрестоматия. Мультимедиа. (содержит различные типы исторических источников: текстовые документы, аудиодокументы, фрагменты кинохроники, анимированные карты и др.)

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом.

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.

Применение в моей практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся на таких уроках включаются в активную деятельность.

Важным направлением в моей работе является прослеживание причинно-следственных связей. Для этого использую следующие методические приемы: составление схем, таблиц, опорного конспекта, деловые игры.

Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки - путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. Ввожу элементы игры на определенном этапе урока: перестрелка исторических терминов, аукцион дат, «крестики-нолики» и др.

В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов, интервью, написание эссе и др.

Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся. В 8 классе при изучении темы«Положение основных слоев общества» (п. 32-33) ученики работают над «выпуском» журнала «Общественная жизнь». Каждый пишет статью (эссе, интервью и тд.) о положении одного из слоев общества. По итогам – дискуссия по теме.

Большое предпочтение на своих уроках я отдаю тестам, так как они способствуют подготовке учащихся к сдаче экзаменов. К сожалению, за многие годы у учеников и их родителей сложилось мнение, что приоритетными предметами являются русский язык и математика. И это понятно, именно по этим предметам всегда сдавались экзамены. Но мы подошли к новому рубежу. Ученики выбирают историю и обществознание..

Уроки обобщающего повторения часто провожу в форме игры: «Брейн-ринг», «Штурм крепости» 6 кл., «Историческая эстафета», «Своя игра» и др.

Интересно и плодотворно проходят уроки «погружения в историю»: уроки-путешествия, уроки-экскурсии. «Путешествие в Древние Афины», 5 класс.

«Путешествие в Древний Египет».

Урок-эстафета «Россия в VIII в.»

Урок-салон по истории культуры

Раньше широко использовала написание учащимися рефератов, но с приходом интернета эта форма плавно перетекла в Метод проектов.

Исследовательский проект это долгий, кропотливый труд учителя и учеников, в ходе которого формируются предметные, метапредметные и личностные результаты.

Все эти образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе"

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы

Поиск новых форм и методов организации обучения породил новый термин - "современный урок". Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров....