Методы, формы организации деятельности учащихся, средства используемые в учебном процессе Дреминой Екатериной Владимировной, учителем истории, обществознания МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района республики Бурятия.
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дремина Екатерина Владимировна

материал представлен в рамках реализации ИОМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся, средства

используемые в учебном процессе Дреминой Екатериной Владимировной, учителем истории, обществознания МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района республики Бурятия.

Отгадай кроссворд.

1. Центральная площадь города Рима. 2. Столица Италии. 3. Место, где проходили гладиаторские бои. 4. Место, где был основан Рим.5. Архитектурное строение, которое воздвигалось в честь победы императора. 6. Город, попавший под извержение вулкана Везувий. 7. Древняя баня в Риме. 8. Название римского войска. 9. Как назывался глава Римской империи? 10. Руководитель восстания рабов в 74 г. до н.э.

2

3

4

1

5

6

7

10

8

9

Картографический практикум

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/27/kartograficheskiy-praktikum

  Проблемный вопрос: Почему часы в Англии считаются  символом  процветающего государства?

 

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-istorii-7-klass-promyshlennyy-perevorot-v-anglii

Работа с картой, прием «Маршрут» 

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-istorii-drevnego-mira-5-klass-edinoe-gosudarstvo-v-kitae

  Закончи фразу:

  1. Наука, которая изучает прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называется __________________________________________________________
  2. Первая часть Всемирной истории называется __________________________________
  3. Наука, которая изучает историю по вещественным остаткам древних людей называется ____________________.
  4. Памятник истории, который дает информацию  о жизни людей в далеком прошлом – это ________________________.

Распредели исторические источники на две группы:

Надпись на камне, оружие, монета, древнее строение, летопись, древняя грамота, украшение, древняя книга, останки людей, животных, Библия, рисунок на скале.

вещественные

письменные

Найдите и выпишите отдельно словосочетания ,которые характеризуют древнейшего человека.
Грубое строение лица, изящный нос, тонкие брови, широкий приплюснутый нос, уходящий назад лоб, надбровный валик, высокий лоб, подбородочный выступ, выступающие вперёд челюсти, прыгающая походка, свисающие ниже колен руки, прямая походка, миловидное лицо.

Изучи фрагмент исторического документа и заполни таблицу

Геродот. История

...Все Междуречье  (Вавилония) , подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих канатов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит безусловно самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай очень богатый. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.

Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Земля их обильная плодами Деметры, доставляет пропитание людям. В Индии произрастает много проса, много различных бобовых, а также рис и боспор , хлопчатник, сахарный тростник . Там где было посуше сеяли пшеницу и ячмень.

В земле индийцев много больших и пригодных для судоходства рек, истоки которых находятся в горах, расположенных на севере.

Индейцы ходили в джунгли. Вооружившись луком, они охотились на диких зверей, сетями ловили птиц.

  • Кто автор? (Диодор Сицилийский)
  • Непонятные слова?
  • Кем был Диодор Сицилийский – жителем страны или чужеземцем? (чужеземцем)
  • Что выращивали? Какая растительность? (богатая)
  • Какие еще существовали занятия в Древней Индии? (рыболовство, судоходство, охота) записали.

Природные условия

1. Местоположение

2.Реки

3.Поверхность

3.Климат

4.Почва

6.Растительность

5.Занятия

        https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-istorii-drevnego-mira-5-klass-drevnyaya-indiya-kitay

Составьте предложения со следующим набором слов:

  1. сотни тысяч лет, овладение огнём, одежда, жилища;
  2. скребки, каменные ножи, гарпун, копьё, орудия труда, каменный век;
  3. 40 тыс. лет назад, современный вид, «человек разумный».

  Найдите фактические ошибки в тексте и исправьте их.

Следы древнейших людей обнаружены только в Азии. Внешность древнейшего человека почти совсем не отличалась от внешности современного человека. Люди ходили на четырёх лапах. По объёму мозг древнейшего человека был равен мозгу современных людей. Древнейшие люди умели членораздельно разговаривать. Орудия труда у них были самые разнообразные. Ими они могли выполнять сложную работу.

Интерактивные задания –тренажеры https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2021/11/27/interaktivnoe-zadanie-trenazher-po-teme-bezrabotitsa

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/27/interaktivnaya-igra-7-klass-den-narodnogo-edinstva

Как правильно работать с историческим документом.

  1. Прочитай заголовок документа, подумай , о чем может идти речь в документе.
  2. Назови автора документа, подумай,  кем он был, что побудило его написать этот документ.
  3. Обрати внимание на дату написания, вспомни, что тебе известно об этом историческом периоде.
  4. Внимательно прочитай текст,  выдели непонятные слова, узнай, что они обозначают.
  5.  Раздели текст на смысловые части, выдели главную мысль каждой части, установи связи.
  6. Определи, как автор относится к историческому событию, какова его идея.
  7. Подумай, во всем ли ты согласен с автором, разделяешь ли его точку зрения?
  8. Ответь на вопросы к документу (если они есть)
  9. Сделай вывод.

Памятка. Как работать с учебными картинами

  1. Определите, как называется картина, имя художника, когда он ее написал.
  2. Рассмотрите внимательно, что изображено на картине, обращая при этом внимание на людей и их действия, внешний вид, предметы, которые их окружают.
  3. По возможности определите имена действующих лиц, к какому сословию или какой группе они относятся.
  4. Составьте рассказ об изображенных событиях.

Памятка для характеристики исторического деятеля

1. Имя исторического деятеля. Даты его жизни.

  1. Его дела. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? (Установите по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.)
  2. Результаты его деятельности: для государства, народа, живил рядом с ним людей, развития культуры и др.
  3. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, а какие — неодобрение?

Памятка. Работа с документом (письменным источником)

  1. Прочтите текст документа. Если возможно, установите и запомните, кто является его автором, к какому времени относится его создание. Если это сделать затруднительно, установите, к какой изучаемой теме относится его содержание.
  2. О чем повествует текст? Установите значение всех непонятных слов
  3. Ответьте на вопросы к документу, поставленные в учебнике  или предложенные учителем.

К личности какого государственного деятеля эпохи XIX века относятся данные высказывания? Определите тему обсуждения на уроке.

 Современники в отношении личности данного государственного деятеля высказывались следующим образом:

  • «Сущий прельститель…» М. М. Сперанский.
  • «Истинный византиец… - тонкий, притворный, хитрый» - Наполеон Бонапарт
  • «Двуликий Янус…» - А. С. Пушкин
  • «Сфинкс, неразгаданный до гроба…»   Петр  Андреевич  Вяземский

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-istorii-8-klass-sfinks-nerazgadannyy-do-groba-vnutrennyaya

          Карточка задание для группы № 1

           Внимательно изучите литературу  на стр.  44-47 учебника, распределите материал между собой и подготовьте рассказ по теме: « Как человек представлял себе мир в эпохе Раннего Средневековья»

         Карточка задание для группы № 2

           Внимательно изучите литературу  на стр.  47 – 50  учебника, распределите материал между собой и подготовьте рассказ по теме: « Как было организовано обучение в церковной школе в эпоху  Раннего Средневековья»

         Карточка задание для группы № 3

           Внимательно изучите литературу  на стр.   50- 51  учебника, распределите материал между собой и подготовьте рассказ по теме: «Как создавались книги в период раннего Средневековья»

Вставить правильно слова в текст:

    Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Каждый воин-…- был вооружён… и… .  Большим… он мог прикрыться с головы до ног. Тело… защищала… рубашка, сплетённая из железных колец. Позднее… сменили…латы- доспехи их железных пластин. На голову рыцарь надевал… , а в минуту опасности он опускал на лицо… - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Самыми любимыми развлечениями рыцаря были… и…- это военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Каждый феодал имел свой…- отличительный знак рода и… - краткое изречение, обычно объясняющее смысл….

Изучи фрагмент литературного произведения и ответь на вопросы  

А рыцарю стареть бы не давали

Отважный риск и вкус к делам большим,

Пиры в его гостеприимном зале

И щедрость, чей порыв неудержим:

Пусть на турнир иль боевой отряд

Своё добро он тратит все подряд… Бертран де Борн

       На что рыцарь считает достойным тратить свое богатство?

      Какая норма поведения принималась рыцарями за образец?

Выберите причины феодальной раздробленности (выпишите только номера)

  1. Господство натурального хозяйства
  2. Захват феодалами больших имений в ходе войны
  3. Лень и глупость королей и императоров
  4. Окончательное закрепощение крестьян
  5. Развитие торговли
  6. Отсутствие внешних врагов
  7. Различия в религиозных убеждениях разных народов
  8. Рост крестьянских восстаний
  9. Отсутствие сильной местной власти
  10. Слабость крестьянских восстаний
  11. Знать поддерживает короля
  12. Король обладает очень сильной властью
  13. Феодалы не подчиняются королю
  14. Возникновение феодализма
  15. Распад большого государства на более мелкие самостоятельные владения

Составление ленты времени! Работа с исторической картой.

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-istorii-8-klass-sfinks-nerazgadannyy-do-groba-vnutrennyaya

Что представлял собой Афганистан до 1970-х гг.Заполните калаш.

Рассмотрим историческое событие с трех разных точек зрения (Тема урока «Внешняя политка СССР в 1960-1980 гг)

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-istorii-11-klass-vneshnyaya-politika-sssr-v-1960-1980-gg

Аукцион знаний. Продолжи фразу «Сегодня на уроке я узнал…»

 Оцените работу группы и друг друга. 

https://urok.1sept.ru/articles/521438/img_3.png

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-obshchestvoznaniya-6-klass-konflikty-i-ih-rol-v-zhizni

Рабочий лист урока по теме «Мораль»

  1. Прочитай притчу и ответь на вопросы.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

    — А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Как вы понимаете смысл этой притчи?_____________________________________________________________________
  2. Согласны ли вы с главной идеей притчи?
  1. Просмотрите видеофрагмент и прочитайте текс т параграфа  №7. Дайте определения понятиям:

Мораль -______________________________________________________________________

Нравственность - ______________________________________________________________

Добро - _______________________________________________________________________

Зло - __________________________________________________________________________

  1. Запиши Золотое правило нравственности. _______________________________________________________________________________
  2. Назови главные моральные нормы и главные моральные ценности, главный моральный принцип.

Моральные нормы

Моральные ценности

Моральный принцип

        6.   Право - система общеобязательные правил поведения,  установленных государством.

Что объединяет понятия мораль и право, а что отличает? Сравните  два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице.

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Где закреплено?

Каковы последствия нарушения?

Степень обязательности

Какие функции выполняет

Работа с нормативно-правовыми документами https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-obshchestvoznaniya-8-klass-nauka-i-obrazovanie

Групповая форма работы, дифференцированные задания https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/11/26/urok-obshchestvoznaniya-8-klass-nauka-i-obrazovanie

Образец карточки – задания по теме « Древняя Спарта»

Творческие задания, которые предполагают написание сочинений, сказок, рассказов, при написании которых ученикам разрешается пользоваться учебниками, дополнительной литературой.

Написать сочинение от имени Тутмоса 3; «Почему я так любил войну?»; «Чем отличается диктатура Суллы от Цезаря?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории.

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения на уроках истории....

Методы, формы организации деятельности учащихся, приемы используемые на уроках биологии в соответствие с обновленными ФГОС ООО

Методы, формы организации деятельности учащихся, приемы используемые на уроках биологии в соответствие с обновленными ФГОС ООО...