Пробная диагностическая работа формата ЕГЭ по теме «СССР в 1953 – 1964 гг.»
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Корсаков Александр Евгеньевич

недоработы 15-16,21 задания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_sssr_v_1953_-_1964_gg.docx735.9 КБ
Файл otvety_po_teme_sssr_v_1953_-1964_goda.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пробная диагностическая работа формата ЕГЭ по теме

 «СССР в 1953 – 1964 гг.»

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Назначение Н.С. Хрущева Председателем Совета министров СССР

Б) реформа управления в экономике: создание совнархозов

В) начало работы первой в мире атомной  электростанции в Обнинске

Г) испытание в СССР «Царь-бомбы»

1) 1954 г.

2) 972 г.

3) 1957 г.

4) 1958 г.

5) 1960 г.

6) 1961г.

Ответ:_______________

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) проведение в Москве IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов

2) президент Египта Г.Насер объявил о национализации Суэцкого канала

3) присуждение Б.Пастернаку Нобелевскую премию по литературе

Ответ:_______________

3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ, (СОБЫТИЯ,ЯВЛЕНИЯ)

ФАКТЫ

А) развитие промышленности

Б) социальное развитие

В) реформы в сельском хозяйстве

Г) наступление оттепели в культуре СССР

1) создание совнархозов

2) массовое строительство «хрущевок»

3) строительство научной станции «Мирный» в Антарктиде

4) визит Н. Хрущева в США

5) возобновление проведения Московских кинофестивалей

6) ликвидация МТС

4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

СОБЫТИЕ (ЯВЛЕНИЕ, ПРОЦЕСС)

ВРЕМЯ, КОГДА ПРОИЗОШЛО СОБЫТИЕ (ЯВЛЕНИЕ, ПРОЦЕСС)

Варшава

___________________

(А)

_________________

 (Б)

____________________ (В)

Атомная авария на станции «Маяк»

_________________

(Г)

Вена

_____________________ (Д)

1961

____________________ (Е)

Перемещение советских ядерных ракет

1962

Пропущенные элементы:

1) 1957 г.

2) создание военно-политического союза во главе с СССР.

3) Куба

4) р. Теча.

5) г. Обнинск.

6) Смерть великого князя киевского Святослава Игоревича.

7) 1955  гг.

8) встреча Н.Хрущева с американским президентом Дж. Кеннеди.

9) 1958 г.

Ответ:_______________

5. Установите соответствие между фамилиями  отечественных деятелей культуры и науки и их произведениями и достижениями:  каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ

А) И.Эринбург

Б) Б.Пастернак

В) А.И. Солженицын

Г) П.Михайлов

1) картина «Раздумье»

2) роман «Доктор Живаго»

3) произведение «Оттепель»

4) повесть «Матрёнин двор»

5) «Судьба человека»

6) поэма «Василий Тёркин»

Ответ:_______________

6. Прочтите отрывок из приказа маршала И.С. Конева.

«Товарищи! В конце ноября в братской нам Венгрии силы реакции и контрреволюции подняли мятеж с целью уничтожить народно-демократический строй, ликвидировать революционные завоевания трудящихся и восстановить в ней старые помещичье-капиталистические порядки…

Нет сомнения в том, что рабочий класс и трудовое крестьянство Венгерской Народной Республики поддержит нас…

Задача в том, чтобы оказать братскую помощь венгерскому народу в защите его социалистических завоеваний, в разгроме контрреволюции…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Издание приказа относится к 1956 г.

2) Руководителем СССР в период издания приказа был Г. Маленков.

3) События в Венгрии, которые охарактеризованы в приказе, были связаны с развенчанием культа личности И. Сталина.

4) Вскоре после вступления советских войск в Венгрию распалась Организация Варшавского договора.

5) В приказе события в Венгрии представлены как попытка контрреволюционного переворота со стороны бывших венгерских помещиков и капиталистов.

6) Вступление советских войск в Венгрию было единодушно одобрено венгерским народом.

Ответ:_______________

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Доктор Живаго»

Б) «Василий Тёркин»

В) «Один день Ивана Денисовича»

Г) «Летят журавли»

1) автор данной работы работал учителем физики и математики

2) автору данного творения была присуждена Нобелевская премия.

3) автор получил Ленинскую премию.

4) Автор творения в период оттепели в 1954 году был отстранен от руководства журналом «Новый мир».

5) автор в своем предсмертном письме отметил, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии».

6) советский режиссер был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля

Ответ:_______________


Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.

9. Укажите аббревиатуру, обозначающую название военной организации (военного блока), противостоявшей военно-политическому блоку, включавшему страны, заштрихованные на схеме.

Ответ:_______________

10. Какая из стран, обозначенных на схеме цифрами, никогда не входила в военную организацию (военный блок), противостоявшую военно-политическому блоку, страны-участницы которого заштрихованы на схеме? В ответе напишите название этой страны.

Ответ:_______________

11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«Самым северо-западным европейским членом военно-политического блока капиталистических стран, который показан на карте, было государство со столицей в _______________».

Ответ:_______________

12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  В страну, обозначенную на схеме цифрой 7, в 1950-х гг. были введены советские войска.

2.  Турция в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.

3.  США в период, к которому относится схема, входили в военно-политический блок, включающий страны, заштрихованные на схеме.

4.  В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, к которому относится схема.

5.  Страна, обозначенная на схеме цифрой 4, в годы Великой Отечественной войны была освобождена от фашистов советскими войсками.

6.  На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.

Ответ:_______________

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13, 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Отрывок из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина:

 

«Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении в стране с 1 июня <...> розничных цен на мясо-молочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации электровозостроительного завода имени Будённого по снижению расценок за оплату труда рабочих. Всё это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня <...> рабочих завода, которая вылилась в многочисленный митинг.

Утром 2 июня многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети, колонной направились в город... чтобы выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении милиции лиц, задержанных накануне в районе завода. С целью воспрепятствовать движению колонны по указанию Плиева командир танковой части... полковник Михеев к утру 2 июня сконцентрировал на мосту через реку Тузлов подчинённый личный состав с 9−10 танками и несколькими бронетранспортёрами. Прибывшие к мосту люди проигнорировали требование командования части прекратить шествие и двинулись дальше в город...

Одновременно у горотделов милиции и КГБ также собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила охранявших здания военнослужащих 505-го полка внутренних войск и предприняла активную попытку ворваться в отдел милиции через выбитые окна и двери с целью освободить задержанных граждан. Из толпы раздавались призывы захватить оружие. Одному из погромщиков удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат, и из захваченного оружия он пытался открыть огонь по военнослужащим. Опередив его, военнослужащий Азизов произвёл несколько выстрелов и убил его. При этом были убиты ещё четыре лица из числа нападавших, другие погромщики получили ранения. Более 30 погромщиков, ворвавшихся в коридоры и во двор горотдела милиции, были задержаны и водворены в изолятор. Солдатами и офицерами внутренних войск были изгнаны погромщики из здания Госбанка, куда они сумели проникнуть на непродолжительное время».

13. Назовите место, где состоялись описанные в тексте события. Укажите год, когда произошли описанные события. Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда состоялись описанные события.

Ответ:_______________

14. Укажите не менее трёх причин кризиса сельского хозяйства, последствием которого стала ситуация, описанная в первом предложении отрывка.

Ответ:_______________

Рассмотрите изображение и выполните задания 15,16

15. Укажите образное название исторической эпохи, в которую была выпущена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

Ответ:_______________

16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в той же половине века, когда родился исторический деятель, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, по проекту которого создан этот памятник архитектуры.

 

Ответ:_______________

17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)  «Летом нас перевели в Степной фронт, с июля находившийся под командованием Ивана Степановича Конева. 5 июля нас стали передвигать вдоль линии фронта на юг, ведь немцы начали своё наступление.

12-го же июля началось контрнаступление. А утром перед наступлением началась обработка передовой противника  — настоящее светопреставление.

Страшная бомбёжка, да ещё и артиллерия работает, в том числе дальнобойная, корпусная, армейская, дивизионная, полковая.

К вечеру, взяв станцию Поныри, вся наша дивизия пошла в наступление, Позиции севернее, в сторону Орла, занимал 12-й полк, а в сторону Ольховатки слева от нас располагался 15-й полк».

 

Б)  «Перед сражением наша дивизия сосредоточилась в районе населённых пунктов Чулково, Лосиноостровский и Задняя Поляна. В ночь с 11 на 12 июля наша дивизия вышла на исходный рубеж прорыва обороны на реке Зуша. В условиях абсолютного господства и непрерывной бомбёжки немецкой авиацией (за день отмечалось 1200−1500 вылетов самолётов противника) нам пришлось преодолевать на всём пути наступления упорное сопротивление глубоко эшелонированной и сильно укреплённой немецкой обороны. Боеспособность батареи поддерживалась неоднократными пополнениями. Из 60 человек её личного состава весь путь до Орла прошли только 12 человек… Неимоверно уставшие, на последнем дыхании, мы, наконец, вышли на окраины города. В наступившей предрассветной тишине низко летящий биплан через радиоусилители передал войскам поздравление Верховного главнокомандующего И. В. Сталина с успешным завершением боёв и освобождением города Орла, сообщил о первом салюте нашей Родины в честь этой большой победы».

 

Укажите год, к которому относятся события, описываемые в обоих отрывках. Укажите название любого одного из советских фронтов, войска которого принимали участие в битве, к которой относятся описываемые события, кроме упомянутого в первом отрывке. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на причины, почему наступление советских войск было трудным и тяжёлым.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Ответ:_______________

18. В последний день заседаний XX съезда КПСС Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв выступил с докладом о культе личности. Укажите:

а)  причину доклада, связанную с политической позицией Н. С. Хрущева;

б)  последствие доклада, связанное с международными отношениями СССР;

в)  последствие доклада, связанное с внутриполитической ситуацией в СССР

 

Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

а)  ________________________________________________________________

б)  ________________________________________________________________

в)  ________________________________________________________________

19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «антипартийная группа». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Ответ:_______________

20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в содержании экономической политики в сфере промышленности в СССР в годы первых пятилеток и в период «оттепели» по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

 

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1.  ________________________________________________________________

2.  ________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Ответы по теме «СССР в 1953 – 1964 года»

Вариант 1

Правильный ответ

Баллы

1

4316

2

2

213

1

3

1265

2

4

274183

3

5

3241

2

6

135

2

7

2416

2

8

1

9

НАТО

1

10

Югославия

1

11

Рекьявике

1

12

235

2

13

1. Новочеркасск

2. 1962 г.

3. Н.С. Хрущев

2

14

1.  Снижение объемов сбора зерновых культур в связи с увеличением площадей отводимых под кукурузу («кукурузная лихорадка»);

2.  Сокращение личных приусадебных участков колхозников;

3.  Реорганизация МТС;

4.  Укрупнение колхозов;

5.  Непродуманные способы освоения целинных земель;

6.  Отсутствие материальных стимулов к труду у колхозников;

7.  Снижение продукции животноводства из-за введения завышенных государственных планов по сдаче мясопродуктов привело к уменьшению поголовья скота («мясная лихорадка»).

2

15

1.  Название эпохи  — оттепель.

2.  Обоснование: на марке указано количество лет, прошедших с года рождения исторического деятеля, изображённого на ней,  — 220, и год рождения  — 1735 г., значит, марка была выпущена в 1955 г., это эпоха оттепели.

2

16

1.  Цифра, обозначающая памятник,  — 2.

2.  Архитектор  — Д. Трезини.

2

17

1.  Год  — 1943.

2.  Фронт:

—  Воронежский;

—  Центральный;

—  Брянский.

3.  Суждение, например:

—  наступление шло в условиях абсолютного господства и непрерывной бомбёжки немецкой авиацией (за день отмечалось 1200−1500 вылетов самолётов противника);

—  «нам пришлось преодолевать на всём пути наступления упорное сопротивление глубоко эшелонированной и сильно укрепленной немецкой обороны».

3

18

18. В последний день заседаний XX съезда КПСС Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв выступил с докладом о культе личности. Укажите:

а)  причину доклада, связанную с политической позицией Н. С. Хрущева;

б)  последствие доклада, связанное с международными отношениями СССР;

в)  последствие доклада, связанное с внутриполитической ситуацией в СССР

Ответ:

а)  развенчание культу личности позволила бы Н. С. Хрущеву укрепить свою власти, популярность в обществе;

б)  критика сталинизма привела к конфликту с руководством некоторых социалистических стран (Китая, Албании) ИЛИ  развенчание культа личности вызвало надежду у населения социалистических стран освободиться от местных коммунистических властей, вернуть национальную независимость, спровоцировало Венгерское восстание 1956 г.;

в)  благодаря критике культа личности стал происходить массовый процесс реабилитации жертв сталинского террора; или к 1960 г. Было окончательно ликвидирован ГУЛАГ как системы лагерей принудительного труда (стр. 64 учебник 11 класс Мединского).

3

19

1.  смысл понятия, например:

Антипартийная группа- принятое в исторической литературе обозначение группы высших государственно-партийных деятелей, предпринявших попытку сместить Н. С. Хрущёва во второй половине 50-х гг.;

2.  факт, например: на заседании Президиума ЦК КПСС в июне 1957 г. Н. С. Хрущёва обвинили в сосредоточении в своих руках чрезмерной личной власти, усилении роли партийного аппарата в ущерб роли государственных органов.

2

20

1.  тезис, например: в период первых пятилеток развитие промышленности шло ускоренными темпами, что предполагало максимальное напряжение народных сил, тогда как в период «оттепели» темпы промышленного развития были медленнее и средства их достижения не такие жесткие;

2.  обоснования, например (для приведённого выше тезиса):

—  в период первых пятилеток массово использовался труд заключенных ГУЛАГа, тогда как в период «оттепели» такой практики уже не было;

—  в период первых пятилеток было построено около 6 тысяч предприятий, которые относились к тяжелой, оборонной промышленности и энергетике, предприятия легкой промышленности строили и финансировались по остаточному принципу, тогда как в период «оттепели» большую роль стало играть жилищное строительство, постройка предприятий, которые производили товары массового потребления, легковые автомобили и так далее.

При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»).

3

21

1.  для России (СССР), например: в условиях начала холодной войны в СССР была организована массовая политическая кампания («борьба с космополитизмом»), направленная против скептических и прозападных тенденций среди советской интеллигенции, которые рассматривались как «антипатриотические». Подвергшиеся гонениям «безродные космополиты» рассматривались как сторонники запада;

2.  для США, например: в условиях начала холодной войны в США была инициирована антикоммунистическая кампания, так как коммунисты считались сторонниками СССР. Сенатор Джозеф Маккарти заявил, что коммунисты проникли во все звенья государственного аппарата, в том числе в правительство США. Проверкам на благонадежность подвергались около 18 млн человек. Многие из них безо всяких на то оснований были репрессированы.

3

Перевод первичных баллов во вторичные и в оценку.

Первичный балл

1- 7 баллов

8 – 20 баллов

21 – 33 балла

34 – 42 балла

Вторичный балл

0 – 31 балл

32 – 55 баллов

56 – 80 баллов

81 - 100 баллов

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.

Итоговый урок по истории в 9 классе...

урок по теме "СССР в 1953-1964"

Это разработка современного урока по истории  по периоду правления Н. Хрущева с использованием  проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО...

Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1953-1964 гг."

Урок позволяет закрепить и проверить знания учащихся по данной теме. Задания составлены в соответсвии со структурой ЕГЭ по истории....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Итоговый урок в 11 классе по теме «СССР в 1953-1964 гг.».

Итоговый урок. Практическая работа....