программа дополнительного образования "Основы музейного дела"
рабочая программа по истории (6 класс)

Варфоломеева Анна Тимофеевна

Направленность: туристско-краеведческая.

Уровень программы: ознакомительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_muzeynogo_dela.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1.        Пояснительная записка

Направленность: туристско-краеведческая.

Уровень программы: ознакомительный.

Актуальность программы:

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка - психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.

Программа дополнительного образования детей «Основы музейного дела» - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Данная программа предполагает изучение внеурочного материала по истории Отчества, учитывая особые образовательные потребности детей с разной степенью нарушений развития, позволяет обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволяют ребенку не только получить ответы, но и самому познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Адресат программы – программа предназначена для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Курс «Основы музейного дела» - практический, основная его цель –Особенность данного курса в том, что занятия с учащимися проводятся на базе школьного музея.

Возраст обучающихся по программе: 11-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Объём программы: 34 часа

Принцип комплектования групп - свободный. Для обучающихся по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 11-14 лет

Форма обучения – очная.

Методы обучения:

•        объяснительно-иллюстративные,

•        частично-поисковые (вариативные задания),

•        творческие, практические.

Форма занятий - групповые.  Виды занятий – теоретические, практические

Цель и задачи программы

Согласно заключениям ЦПМПК всем обучающимся данной категории рекомендовано формирование всех компонентов речи, формирование математических представлений, расширение знаний об окружающем мире, практических и учебных навыков. Опираясь на заключения, были поставлены следующие цель и задачи:

Цель программы:

        Целью реализации программы является создание условий для индивидуально-личностного развития и раскрытие познавательных способностей ребенка с ОВЗ через внеурочную деятельность, дать учащимся навыки музейной (фондовой, экспозиционной и экскурсионной) работы.

Задачи программы:

Коррекционные:

•        Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

•        Формирование общедеятельностных умений и навыков: ориентировки в задании, планирования предстоящей деятельности, осуществления ее в соответствии с наглядным образцом и/или словесными указаниями учителя, самоконтроля и самооценки.

•        Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

Образовательные:

•        формирование устойчивого интереса школьника к изучению истории Отечества и других естественных наук;

•        ознакомление учащегося с представлением о музейной культуре, являющимся достоянием всего человечества;

•        ознакомление учащегося с работой музейного работника: реставратора, хранителя, экскурсовода;

•        умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

•        способствовать профориентации учащихся.

Воспитательные:

•        способствовать формированию у ребенка коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, интереса к краеведческой работе;  

•        воспитывать любовь к народным традициям;

•        воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность);

•        формировать чувство самоконтроля.

Развивающие:

•        побуждать и поддерживать стремление ребенка с ОВЗ к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями;

•        развивать творческие способности обучающихся;

•        содействовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, речи;

•        создавать условия для развития творческих способностей учащегося, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.


1.2.        Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты

•        развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории Отечества методами искусства и естественных наук;

•        развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

•        приобретение учащимися социальных знаний переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

•        формирование мотивации дальнейшего изучения истории Отечества.

Предметные результаты

•        получение исторических и краеведческих знаний и умений школьниками;

•        повышение интереса к занятиям во внеклассное время, чтение дополнительной литературы,

•        активное участие в общественно-полезной работе;

•        получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

•        приобретение практических навыков работы с интернет-ресурсами.

Раздел 2.

Содержание программы

2.1     Учебно-тематический план

1 год обучения

Темы занятий

Виды

деятельности

Кол-во часов

1.

Школьный музей  как центр обучения и воспитания в школе.

Социальные функции музея, принципы работы. Основные направления деятельности школьного музея

1

2.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Заочное знакомство  фондами  школьных музеев  страны

4

3.

Поисково – исследовательская работа.

Организация поисково-исследовательской деятельности  по темам экспозиций школьного музея

8

4.

Учёт и хранение фондов.

Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с инвентарной книгой

7

5.

Экспозиционная работа.

Сбор и систематизация материалов по экспозициям школьного музея

8

6

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Разработка и проведение  экскурсии  по теме

 «Герои Советского Союза - жители Бабушкинского района» (оформление материала, подготовка рассказа)

6

Итого

34

2.2. Содержание программы

п/п

Наименование раздела, темы

Форма проведения

Содержание. Теория. Практика.

Формы контроля

Вводное занятие: Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе

Беседа

Организационное занятие. Знакомство с планом работы.

Входная диагностика

«Я поведу тебя

в музей…»

Обзорная экскурсия по школьному музею «Я поведу тебя в музей…»

Прослушивание,

анализ, выполнение записей. Знакомство с нормативно-правовой

базой музея.

Индивидуальный опрос

Музей - хранилище исторических источников.

Интерактивная программа

Интерактивная программа «По музейным дорожкам» (знакомство с основными экспонатами музея в игровой форме)

Творческий отчет

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея

Творческая лаборатория

Интервью, беседа, анкетирование. Подготовка к беседе.

Творческий отчет

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея

Творческая лаборатория

Рассказы о людях –участниках знаменательных событий.

Опрос, составление вопросов.

Сбор и систематизация материала

Практикум

Работа в группах по составление вопросов интервью.

Творческий отчет

Сбор и систематизация материала

Практикум

Интервьюирование друг друга, составление плана описания экспонатов.

Творческий отчет

Что такое архив

Экскурсия в школьный архив

Работа в архиве школы. Рассматривание и анализ описания архивных карточек

Составление рассказа «Архив моей семьи»

О чем рассказывают собранные материалы?

Творческая лаборатория

Работа с архивом школьного музея. Рассматривание фото, фоно картотеки, рассматривание этикеток и карточек в картотеке. Усвоение правил оформления карточек и этикеток

Оформления карточек и этикеток

Музейная коллекция

Практикум

Практическая работа по правилам оформления инвентарной книги.

 Творческий отчет

Музейная коллекция

Практикум

Реставрация, обновление экспонатов.

Творческий отчет

Практическая работа по систематизации материала в школьном музее

Практикум

Составление презентаций по темам

Творческий отчет

Я - архивариус

Практикум

Изготовление и наклеивание этикеток, оформление инвентарной книги, оцифровка материалов

Творческий отчет

Все экскурсии ведет человек - …экскурсовод

Экскурсия

Экскурсии в московские музеи.

Творческий отчет

Все экскурсии ведет человек - …экскурсовод

Практикум

Мастер класс по проведению экскурсии по школьному музею активом музея

Экскурсия

Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка.

Теоретическое занятие с элементами виртуальной экскурсии

Знакомство с экспозициями и выставками (виртуальная экскурсия). Участие в работе по созданию экспозиции, выставки.

Подготовка визитной карточки школьного музея

Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка.

Теоретическое занятие с элементами виртуальной экскурсии

Знакомство с экспозициями и выставками (виртуальная экскурсия). Участие в работе по созданию экспозиции, выставки.

Презентация музейной экспозиции

Основные этапы подготовки музейной экскурсии

Практикум с элементами теории

Составление маршрута экскурсии; извлечение необходимой информации из различных источников; ориентировка в экспозиционно -выставочном пространстве

Музейный маршрут

История одной вещи (анализ экспонатов)

Теоретическое занятие

Упражнения по определению

значения музейного предмета, его

содержания, возможностей

экспонирования

Опрос, творческий отчет

История одной вещи (анализ экспонатов)

Практическое занятие

Упражнения по определению

значения музейного предмета, его

содержания, возможностей

экспонирования

Опрос, творческий отчет

Составление плана экскурсии

Теоретическое занятие

Составление плана экскурсии. Написание плана конспекта текста сопровождающего экскурсию

Творческий отчет

Составление плана экскурсии

Практическое занятие

Подготовка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов

Творческий отчет

Я - экскурсовод

Практикум

Пробная экскурсия для обучающихся начальной школы

Экскурсия

Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира

Виртуальное путешествие

Показ и анализ экспонатов, просмотр виртуальных экскурсий с последующим анализом

Творческий отчет

«Живая книга»

Встреча, интервьюирование

Встреча с ветеранами Вов, ветеранами локальных конфликтов, тружениками тыла, интересными людьми. Интервьюирование

Творческий отчет

«Живая книга»

Творческая мастерская

На основе интервью выполнить презентации, оформление выставки - экспозиции, посвященной защитникам Родины

Презентации, оформление выставки - экспозиции, посвященной защитникам Родины

Интерактивная программа «День сказок»

(подготовка)

Групповая работа (групповой проект)

Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии. Предметы: экспонаты музея.  Поиск  информации, составление описания предмета

Творческий отчет

Интерактивная программа «День сказок»

(подготовка)

Работа над групповым проектом

Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии. Предметы: экспонаты музея.  Поиск  информации, составление описания предмета

Творческий отчет

Интерактивна я программа «День сказок

Презентация проектов и проведение

Проведение Дня сказок

Презентация проектов

Участие в интерактивной краеведческой игре, посвященной годовщине Побед

Интерактивная игра

Прохождение маршрута, поиск информации, составление фотолетописи и репортажа

Творческий отчет

Участие кружка совместно с активом музея в городских конкурсах школьных музеев

Передвижная выставка, статьи  на сайт школы

Оформление передвижной выставки, презентация, статьи на сайт школы

Творческий отчет

Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей”

Практикум

Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей”

Опрос, творческий отчет

Устный журнал «Музейная азбука от А до Я» или составление текста экскурсии и проведение самостоятельной экскурсии.

Практикум

Подведение итогов

Творческий отчет

Проведение традиционных городских музейных суббот

Практикум

Презентация проектов, проведение элементов экскурсии

Творческий отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...

Программа кружка дополнительного образования "Музейное дело"

Представленная программа соотвествует требованиям организации дополнительного образования в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело

Происхождение музея.  Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе....

Программа дополнительного образования "Музейное дело"

       Для развития межкультурной толерантности в молодежной среде, распространения уважительного отношения к истории, духовному культурному наследию народов России, изучени...