Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело
календарно-тематическое планирование (11 класс)

Бургуева Инна Анатольевна

Происхождение музея.  Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynoe_delo_19-20.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

           

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

/Р. Б. Овкаджиева/                                    

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_______ /Б. Б. Довуркаева/

«____»____________201__ г.

«Утверждаю»

Директор

 _______ /И. А. Бургуева/

Приказ № ___

 от «___»____201__ г.

МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л. О. Инджиева»

Рабочая   программа

внеурочной деятельности

«Музейное дело»

Учитель: Бургуева Инна Анатольевна

Класс: 7

Всего часов в год: 23 (начало курса со 2.12.2019)

Всего часов в неделю: 1

Категория учителя: высшая

п. Ергенинский 2019


 Содержание программы

Введение (1ч)

Цели, задачи, участники музейного движения. Формы участия в движении. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах  

Музей как институт социальной памяти  (1ч)

Происхождение музея.  Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе.

 Музейный предмет и способы его изучения (1ч)

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Проведение научных исследований (2ч)

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  (2ч)

Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Экспозиция школьного музея  (2ч)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и художественного решения, их обсуждение.

Работа с аудиторией (7ч)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

 Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Проведение экскурсий в школьном музее

Изучение истории школьного музея (1ч)

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея.    Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Историческое краеведение (2ч)

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Изучение родного края. Территория и границы родного края. История Калмыкии. Наш республика в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Республика Калмыкия сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц поселка.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и поселка, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Моя семья и родной край (2ч)

Теоретическое занятие

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия 

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Военно-патриотическая работа (2ч)

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Пропаганда героического пути ергенинцев – участников Великой Отечественной войны.

Работа со стендом «Мы – потомки победителей».

Школа в годы Великой Отечественной войны. Учителя школы – защитники Отечества. Ученики школы – участники Великой Отечественной войны .

Практические занятия:  сбор материалов о ергенинцах-участниках ВОВ для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Изучение истории школы( 2ч)

Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Практические занятия: поиск и обработка документов по истории Ергенинской школы

Подведение итогов (1ч)

Результаты практических работ. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

Формы организации учебных занятий.

 По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

 По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами  беседы, рассказ, практикум, исследование, проект,  презентации, экскурсии, встречи с детьми войны, встреча с интересными людьми  

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Основные виды деятельности:  познавательная, исследовательская.

Планируемые результаты

Личностные результаты.

- укрепится устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного поселка,  России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории малой родины

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- укрепится любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявится более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепится уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявится осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

кол-во

часов

Теория

Практ.

Введение. Знакомство с музеем боевой и трудовой славы школы

1

1

Музей как институт социальной памяти История музейного дела

1

1

Музейный предмет и способы его изучения

1

1

 Проведение научных исследований

2

1

1

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  

2

2

Экспозиция школьного музея  

2

1

1

Работа с аудиторией

7

2

5

Изучение истории школьного музея

1

1

Историческое краеведение

2

1

1

Моя семья и родной край

2

1

1

Военно-патриотическая работа

2

2

Изучение истории школы

2

1

1

Подведение итогов

1

1

ВСЕГО:

23

23

Лист корректировки календарно-тематического планирования

курс: Музейное дело

класс: 7

учитель: Бургуева Инна Анатольевна

2019-2020 у.г.

№ занятия

тема

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

По плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"

Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:Результаты  освоения курса внеурочной деятельности «...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) "Музейное дело"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности для детей 11-17 лет. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музе...