Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) "Музейное дело"
рабочая программа по краеведению

Мухорина Елена Васильевна

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности для детей 11-17 лет. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

  • Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области;
  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
  • Оформление и экспонирование материалов;
  • Организация экскурсий для детей как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей;
  • Организация исследовательской работы;
  • Презентация проектов на школьном, районном, областном и всероссийском уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynoe_delo-2022.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

«Согласовано»                                                            «Утверждаю»

Руководитель МС                                                      Директор МКУ ДО «ЦВР»

МКУ ДО «ЦВР»                                                        Т.В. Тараканова__________

________________                                                     Приказ №___________

Протокол №______                                                   от «____»_________2022г.

от «____»_____2022г.

Дополнительная общеразвивающая

(модифицированная) программа

краеведческой направленности

«Музейное дело»

для детей 12-17 лет

срок реализации образовательной программы 1 год

автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Мухорина Елена Васильевна

с. Нижняя Иреть

2022г.

I.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Музейное дело»

 разработана на основе:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; 
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);  

Программа внеурочной деятельности «Музейное дело» создана на основе «Программы внеурочной деятельности. Туристско - краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011. Предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности, краеведения.

Направленность программы: туристско – краеведческая.

Актуальность программы и педагогическая целесообразность

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Отличие данной программы от других программ.  Концепция данной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на обучающихся;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

  • Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области;
  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
  • Оформление и экспонирование материалов;
  • Организация экскурсий для детей как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей;
  • Организация исследовательской работы;
  • Презентация проектов на школьном, районном, областном и всероссийском уровнях.

Программа предназначена для обучающихся 5-11 классов. Срок реализации программы -1 год (2022-2023 учебный год), 6 часов в неделю.

Формы организации и режим работы с музейной аудиторией:

• лекции;

• экскурсии;

• консультации;

• литературные и исторические гостиные;

• встречи с интересными людьми;

• исторические игры, викторины;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет – технологий;

• создание видео презентаций;

• посещение школьных музеев и музеев области;

• оформление выставок, обновление экспозиций;

• встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

 1) В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, села, района и области; умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории родного края.

3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 4) Выступление на районных, региональных и межрегиональных конкурсах и конференциях. Расширение музейных экспозиций, подготовка и проведение тематических экскурсий.

Формы проведения итогов реализации программы:

  1. тесты
  2. педагогическое наблюдение
  3. описание и классификация экспонатов, занесение экспонатов в инвентарную книгу
  4. проекты, рефераты
  5. участие в тематических классных часах, конкурсах, викторинах
  6. проведение экскурсий
  7. выступления учеников на краеведческих исследовательских конференциях муниципального, регионального и межрегионального уровней;
  8. практические работы по оформлению исследовательских работ, стендов, альбомов, выставки творческих работ и т.д.

Режим организации занятий:

Занятия проводятся по 3 часа 2 раза в неделю. Итого 192 часа.

II. Учебный план

Тема

Тема занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

1

Вводная беседа.

Задачи и содержание, значение работы кружка

2

2

Школьный музей. 18 ч

2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

6

4

2

Паспорт экспоната

Паспорт экспоната

6

2

4

Правила оформления текстов для экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

6

1

5

Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог»  26 ч

3

Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог»

Встречи со старожилами села с целью изучения информации о прошлом нашего села. Использование военно-патриотического материала на уроках.

14

6

8

Наше село  «Из прошлого- в настоящее»

История образования поселения. Прошлое заимок.

6

3

3

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла, ветеранами труда,  запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

6

2

4

Записи историко-краеведческих наблюдений.  20 ч

4

Записи историко-краеведческих наблюдений.

Фиксирование исторически событий, точность и историческая достоверность.

8

4

4

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Работа в сельской библиотеке.

6

3

3

Копирование документов.

Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

6

3

3

Изучение истории школы. 44 ч

5

Изучение истории школы.

Школьный музей как источник изучения родного края. Учительские династии. Летопись школьной жизни. Учителя школы- выпускники школы. Отличники школы.

12

6

6

История образования школьного музея.

История образования школьного музея. Руководители музея. Презентация.

8

3

5

Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы ( официальные документы ; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

12

4

8

Деятельность пионерской и комсомольской организации.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

12

4

8

Работа музея. 18 ч.

6

Работа музея.

Правила подготовки текстов экскурсий(обзорная и тематическая).

6

4

2

Работа экскурсовода.

Основные правила ведения экскурсии в школьном музее. Подготовка тематических экскурсий.

6

4

2

Как вести занятия по экспозициям школьного музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

6

2

4

Историческое краеведение. 14ч.

7

Историческое краеведение.

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

14

6

8

История края. 24ч.

8

История края.

Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.

12

8

4

Родной край сегодня, перспективы развития.

Происхождение названий улиц села. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района, города Черемхово, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

12

4

8

Военно-патриотическая работа. 6ч.

9

Военно-патриотическая работа.

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы – работники сельского хозяйства.

8

4

4

Записи историко-краеведческих наблюдений. 12 ч.

10

Записи историко-краеведческих наблюдений.

Порядок ведения дневника исторических событий.

6

3

3

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в социальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

6

2

4

Итоговое повторение.  6 ч.

11

Итоговое повторение.  Подведение итогов работы за год.

Летопись села Нижняя Иреть. Рассказ об экспонатах школьного музея «Я поведу тебя в музей…»

Школьная краеведческая конференция «Из прошлого- в настоящее». Квест-игра «Я- краевед!»

6

2

4

ВСЕГО:

192

86

106

III.Содержание программы

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы. Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог».

Практические занятия: встречи со старожилами села для выезда по заимкам поселения по программе проекта «Я здесь родился, и край мне этот дорог», запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы.  Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.

Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.

Практические занятия: подготовка экспедиции.

Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.

 Итоговое повторение. Подготовка школьной краеведческой конференции. «Я поведу тебя в музей…» Рассказ об экспонатах школьного музея.

Календарный учебный график

Раздел/месяц

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Итог по разделам

Раздел 1.

Вводное занятие.

Раздел 2.

Школьный музей.

18ч

18ч

Раздел 3.

Краеведческий проект «Я здесь родился, и край мне этот дорог»  

22ч

26ч

Раздел 4.

Записи историко-краеведческих наблюдений.

18ч

20ч

Раздел 5.

Изучение истории школы.

24ч

14ч

44ч

Раздел 6.

Работа музея.

10ч

18ч

Раздел 7.

Историческое краеведение.

14ч

14ч

Раздел 8.

История края.

22ч

24ч

Раздел 9.

Военно-патриотическая работа.

Раздел 10.

Записи историко-краеведческих наблюдений.

12ч

12ч

Раздел 11.

Подведение итогов работы за год.

Промежуточная/Итоговая аттестация

Промежуточная

Итоговая

Всего

24ч

24ч

24ч

24ч

24ч

24ч

24ч

24ч

192ч

V. Методическое обеспечение программы

Методы обучения - словесные (мини – лекции, беседы); наглядные (демонстрация слайдов, иллюстраций, приёмов эскизирования); репродуктивные (воспроизводящие); проектные (замысел – реализация - рефлексия); частично – поисковые, исследовательские и практические ( эскизирование, выполнение конкретных изделий (закладок, картин, украшений), изготовление изделия в миниатюре, создание компьютерной презентации, решение творческих задач и т.д.) проблемные (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).

Контрольно-измерительный материал (на бумажных и электронных носителях)

IV. Список литературы

  1. Гурулёв С.А. Географические названия Иркутской области. Топонимический словарь. – Иркутск: Издательство Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 215. – 575с.
  2. Зубарев Н.К. Очерки истории Черемховского района. – Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004.
  3. Иркутские повествования. 1661 – 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. Т. 2.
  4. Краеведческий музей МКОУ СОШ с. Нижняя Иреть.
  5. Нижне- Иретское сельское поселение [электронный ресурс]. – Режим доступа: cher.irkobl.ru -30.08.2018.
  6. «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение».2011.
  7. Толковый словарь русского языка [электронный ресурс]. -  Режим доступа: tolkslovar.ru›z1381.html -25.10.2016.
  8. Черемховский район. Карты районов Иркутской области. /ОАО «ВостСиб АГП». – Иркутск. – ОАО «Иркутская областная типография №1». – 2014.
  9. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям/ авт.-сост. Е.А. Ляшенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-158с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело

Происхождение музея.  Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)

Рабочая программавнеурочной деятельности«Мир профессий.  Ищу дело своей жизни»( 8, 9 класс)...

Рабочая программа внеурочнй деятельности по курсу "Музейное дело", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Музейное дело", направление социальное, 7 класс. Содержит следующие разделы:Результаты  освоения курса внеурочной деятельности «...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный слесарь» по учебному предмету «Профильный труд» (слесарное дело), 6,7,8 классы

Задачи:обучение самым разнообразным методам и приемам работы с металлом; расширение знаний и умений, освоение новых техник....