Технологическая карта урока истории по обновленным ФГОС.
учебно-методический материал по истории (7 класс)

Технологическая карта урока истории по обновленным ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_tehn._karta.docx51.97 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Никитенко Валерий Борисович

Место работы

МБОУ СШ №7 г. Архангельск

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7 кл

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема I. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

Тема урока 

Василий III и его время

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого. Формировать: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные

Планировать (с помощью учителя) учебную деятельность на уроке. Уметь читать историческую карту с опорой на ее легенду. Выбирать критерии для сравнения правления Ивана IV и Василия III, выявлять общее и отличия в их политике. Уметь формулировать свои суждения, строить логическое высказывание

Предметные

Формировать понятийный аппарат. Овладевать базовыми историческими знаниями и уметь применять их для характеристики процессов централизации Российского государства

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

челобитная, венчание на великое княжение, кормления.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

проектор, компьютер, презентация, карта, учебник История России XVI-конец XVII века. 7 класс. И. Л. Андреев

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Введение в тему: учитель может начать урок с интересного факта или вопроса, связанного с темой урока, чтобы заинтересовать учеников.

Слово учителя:

Прочитаем подпись к портрету Василия III из книги С. Герберштейна

«Я царь и господин по праву отцовской крови, державных титулов ни у кого не просил, не купил; нет закона, по которому я был бы чьим-либо подданным. Но, веруя только в Христа, отвергаю права, выпрошенные у других». Что мы можем сказать о правителе по этим строкам? Эти строки о Василии III сыне Ивана III (Великого)

Сегодня мы продолжим изучить историю Русского государства и познакомимся с политикой Василия III.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Беседа, устный фронтальный опрос

Ответим на следующие вопросы

1.Вспомните важные события, которые произошли в XV в. в Русском государстве?

2. Каких русских правителей вы можете отнести к это веку?

3. Что такое политики и в чем отличия внутренней политики правителя от внешней?

4.Какие территории присоединил Иван III к Московскому княжеству? Это внутренняя или внешняя политика?

5. Какую роль сыграл Иван III в освобождении Руси от монголо-татарского ига?

6. Какие изменения произошли в административной системе Московского княжества во время правления Ивана III?

Василий III продолжил политику своего отца, направленную на укрепление централизованной власти и расширение территории государства.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Ты узнаешь о правителе единого Русского государства Василии III и его политике. Научишься сравнишь политику Ивана III и Василия III. Выделять их цели и делать выводы. Для этого потребуется совестная работа и помощь товарищей.

Мы продолжим работу с картой, учебными иллюстрациями и историческими источниками.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Работа в группах

Учащиеся работают в группах. Выполняют задания

Каждая группа получает задание: познакомиться с деятельностью Василия III, оформить свою часть электронного макета работы «Правление Василия III».

Алгоритм действий

1.Рассмотрите примерный макет работы, определите, какие элементы он содержит

2.Прочитайте материал в учебнике о деятельности Василия III

3.Определите даты его правления

4. Кратко запишите в тетради цели политики Василия III

5. Перечислите важнейшие события внутренней политики Василия III

6. Перечислите важнейшие события внешней политики Василия III

7. Посмотрите иллюстрации в учебнике как они связаны с темой урока

8. Сделайте выводы

Перед ответами учащихся проводится динамическая пауза.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

А теперь проверим вашу внимательность

Правда или нет

  1. Василий III продолжил политику своего отца по укреплению власти великого князя и централизации управления.
  2. Василий III также продолжил политику расширения территории Московского княжества. Он присоединил к нему Псков, Рязань, Чернигов и другие территории.
  3. Василий III был известен своими строительными проектами.
  4. Василий III был женат дважды
  5. Василий III умер в 1537 году

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

На уроке я сказал, что Василий III продолжил политику своего отца, направленную на укрепление централизованной власти и расширение территории государства. Какие аргументы сейчас вы сможете привести в пользу этого утверждения?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

География - Отметьте на контурной карте границы Русского государства конца XV- нач.XVI в. Закрасьте территории присоединенные при Василии III

Литература - Составьте список русских правителей XV-XVI, которым посвящали свои произведения известные русские писатели.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1. Годы правления великого князя Василия III?

1. 1505 – 1533 гг.

2. 1538 – 1547 гг.

3. 1533 – 1538 гг.

4. 1558 – 1583 гг.

2. С какими трудностями столкнулся Василий III в молодые годы до правления?

1. Иван III заточил его в монастырь

2. Иван III венчал на великое княжение в качестве наследника Дмитрия-внука

3. началась война с Литвой

4. началось монголо-татарское иго

4. Укажите событие и год, которые связаны с перечисленными тезисами.

- князь Иван Репня-Оболенский вел себя вызывающе, пренебрегал «стариной», злоупотреблял властью

- князь Василий принял сторону своего наместника

- переселение 300 знатных семей в центральные уезды

1. присоединение Пскова, 1510 г.

2. договор с Литвой, 1508 г.

3. поход Мухаммед-Гирея, 1521 г.

4. освобождение Василия из заточения, 1499 г.

5. О возвращении, какого города в состав Руси идет речь.

Это город был главной целью войны Москвы против Литвы, которая началась в 1512 году. Взятие города состоялось в июле 1514 года. Это трактовалось не как завоевание, а как объединение единоверцев под властью православного государя. ____________________________

6. В каком году Рязанское княжество вошло в состав Русского государства?

1. 1524 г.

2. 1509 г.

3. 1521 г.

4. 1510 г.

7. Как звали воеводу Рязани, отбившего штурм войск крымского хана и разорвавшего долговую грамоту московского князя?

1. Ермак

2. Иван Хабар

3. Иван Молодой

4. Иосиф Волоцкий

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Стр 15 Прочитайте мнение историка о браке Василия III и Елены Глинской. Ответь на вопросы к документу.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

1. Об основании какой крепости идет речь.

Рязань устояла, Мухаммед-Гирей не смог взять её приступом. Воспользовавшись ослаблением Крымского ханства, великий князь Василий развернул наступление на Казань. В 1532 году он основал важный опорный пункт, нацеленный в сердце ханства. ____________________________

2. В каком году произошло венчание Василия III и Елены Глинской?

1. 1505 г.

2. 1524 г.

3. 1530 г.

4. 1526 г.

3. В 1530 году родился наследник, в честь которого была заложена церковь Вознесения. Как назвали наследника великокняжеского престола?

1. Иосиф

2. Дмитрий

3. Юрий

4. Иван

4.  На основе тезисов сформулируйте, о чём идёт речь.

- Иван III завещал младшим сыновьям слушаться Василия

- власть князей ограничена даже в собственных княжествах

- московский князь желал стать единственным государем в Русской земле

-жизнь уделов была коротка

-к концу княжения Василия III осталось только два удела его младших братьев

_________________________________________

5. Составьте соответствие по специализации территории

Территория        Специализация        Цифра

1. Поморье        А) масло        

2. Вологда        Б) кожа        

3. Ярославль        В) соль        

4. Калуга        Г) посуда        

 

6. Дайте определение.

Посад – это ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. В каком качестве выступает Василий III в русской истории? (не менее двух формулировок)

1. _____________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________________

4. _____________________________________________________________________________________

8. Выберите из терминов, исторических личностей и событий то, что характерно для времени Василия III? (подчеркнуть)

Андрей Старицкий, Дмитрий Донской, Соборное уложение, долговая грамота крымскому хану, стояние на Угре, взятие земель по верхней Оке.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Ребята, давайте вспомним тему нашего урока.

Как она звучала?

Мы раскрыли тему урока?

Мы достигли поставленной цели?

Оцените урок, используя памятку.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф №1-2 читать отвечать на вопросы 1-2

Составить кроссворд по параграфу. (max.10 вопросов по горизонтали и вертикали)

Ответы должны быть в единственном числе в именительном падеже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина  Л. Г....

Технологическая карта урока истории (ФГОС).

5 класс. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока биологии по обновленным ФГОС

Технологическая карта урока "Почвенная и организменная среды обитания". Разработана совместно с коллегой Азарченкко Ларисой Викторовной, учителем биологии СОШ №17 г.Краснодара на курсах повы...

40 минут — очень мало, или как учителю использовать академический час с умом Разработка и реализация технологической карты урока в контексте обновленных ФГОС.

В разработке даются рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке и реализаций технологической карты урока в контексте обновленных ФГОС....