Шишкин - лесной богатырь.
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 6 класс) по теме

Лоцманова Валентина Алексеевна

«

«Вряд ли какой другой народ вступал в историю со столь богатой  хвойной шубой на плечах»,- сказал писатель Леонид Леонов. И действительно: испокон веков жизнь русских была связана с лесом. Из леса рубили избу. Из древесины резали ложки и посуду. С лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды и грибы, за зверем.

И, наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия у него была лесная- Шишкин. И звали его по-русски Иван, сын Ивана. Родом он из глухих прикамских лесов.

Шишкин в елабужском лесу нашел красоту, о которой поведал миру, приобрел редкостное мастерство- умение перенести лес на картину. Да как перенести! Так, что малейшая травинка на холсте видна, и от него не масленой краской, а духом цветов и хвои тянет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Шишкин - лесной богатырь.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока-экскурсии

Тема занятия:

«Шишкин- лесной богатырь»

Цель обучающая:  способствовать изучению жизни и творчества художника- пейзажиста И.И Шишкина.

Цель развивающая: способствовать развитию любви к искусству, активизации внимания учащихся на уроке, навыков индивидуальной работы, умения работать самостоятельно, совершенствованию  графических навыков, навыков работы с акварелью.

Цель воспитывающая: способствовать воспитанию внимания, аккуратности, тщательности работы,.

Межпредметные связи: история, мировая художественная культура.

Оборудование: репродукции картин «Утро в сосновом бору», «Рожь»,  бумага, карандаш, ластик, акварельные краски, работы учащихся из методической копилки учителя.

План  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Сообщение плана урока.
  4. Беседа «Шишкин- лесной богатырь».
  5. Физкультминутка.
  6. Объяснение творческой работы «Моя любимая полянка».
  7. Самостоятельная работа учащихся:

обдумать композицию  пейзажа «Моя любимая полянка»,

сделать  эскиз в цвете.

  1. Информация о домашнем задании.
  2. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение  темы и целей урока.
  3. Сообщение плана урока.
  4. Беседа «Шишкин- лесной богатырь»

Действующие лица:

  1. Ведущий- учитель ИЗО.
  2. Шишкин И.И.- ученик.
  3. Корреспондент- ученик.
  4. Экскурсовод 1- ученица.
  5. Экскурсовод 2 - ученица.
  6. Племянница Шишкина- ученица.
  7. Хозяин магазина- ученик.

Ведущий.

«Вряд ли какой другой народ вступал в историю со столь богатой  хвойной шубой на плечах»,- сказал писатель Леонид Леонов. И действительно: испокон веков жизнь русских была связана с лесом. Из леса рубили избу. Из древесины резали ложки и посуду. С лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды и грибы, за зверем.

И наконец дождался русский лес своего художника. И фамилия у него была лесная- Шишкин. И звали его по-русски Иван, сын Ивана. Родом он из глухих прикамских лесов.

Шишкин в елабужском лесу нашел красоту, о которой поведал миру, приобрел редкостное мастерство- умение перенести лес на картину. Да как перенести! Так, что малейшая травинка на холсте видна, и от него не масленой краской, а духом цветов и хвои тянет.

Едва не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. Учась в Академии художеств, он получил множество академических наград и был послан в Германию совершенствоваться в искусстве ландшафта. Вот что писал И.И. Шишкин в своем дневнике.

Шишкин (ученик).

Дрезден, май 1862 года.

Мы по невинной скромности себя упрекаем, что писать не умеем или пишем грубо, безвкусно и не так, как за границей, но,  право, сколько мы видели… - у нас гораздо лучше…

Дрезден, май 1862 года.

Пейзажист- истинный художник, он чувствует глубже, чище. Отчего я не в России, я ее так люблю!… грусть, страшная, но вместе с тем и приятно- дай бог, чтобы не утратилось это чувство, таскаясь по загранице.

(Шишкин- ученик садиться за мольберт и рисует.)

Ведущий

Дед Шишкина выделывал тонкие изделия из серебра, за что был прозван Серебряковым. Отец «елабужский Кулибин» хорошо резал по дереву и камню.

«Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина,- вспоминает Репин о собраниях членов Артели художников,- как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым веселым, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней».

Корреспондент

(с блокнотом и карандашом встает из-за стола и говорит)

Несколько вопросов Иван Иванович для издания «Петербургская газета».

Главная черта вашего характера?

Шишкин (ученик).

(встает из-за мольберта)

Прямота и простота.

Корреспондент

Кем бы вы хотели стать?

Шишкин (ученик).

Действительно великим художником.

Корреспондент

Страна, в которой вы всегда хотели жить?

Шишкин (ученик).

Отечество.

Корреспондент

Что вас теперь большего всего интересует?

Шишкин (ученик).

Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.

Корреспондент

Ваш девиз?

Шишкин (ученик).

Быть русским. Да здравствует Россия!

Ведущий

Давайте заглянем в картинную галерею.

Экскурсовод 1

Более ста лет прошло со дня кончины мастера. За эти годы мы сроднились с его произведениями. Репродукции с картин Шишкина можно увидеть в букваре, детских книжках. Но вот мы становимся старше и приходим в Третьяковскую галерею к пейзажам художника, и как ни странно, сама его популярность  становиться  преградой к  пониманию живописи: «А-а, это Шишкин: мишки в лесу!… а вот это «Рожь». Я их с детского садика помню, говорим мы.» Мы узнали произведения, и нам кажется, что мы их знаем. Но давайте остановимся около картин.

«Утро в сосновом лесу» называется одна из них. Она совсем не такая, какой запомнилась нам с детства. Вовсе нерадостная, не забавная. Наоборот: сыростью, холодом, туманом раннего утра веет от этого холста. Неприветлив сосновый бор. Нет в нем ярких цветов: влажным мхом поросли корни сосен-великанов и сама земля. Только зверю хорошо в этом лесу, а человеку неприютно, холодно, страшно. Не ступала нога человеческая в эту чащобу. Не под его рукой,  а под мощным напором урагана обрушилась вековая сосна. И бор стоит затуманенный, синий, загадочный. Только по самым вершинам сосен ползут золотистые солнечные лучи…

Ведущий

«Царем лесов»- называли художника современники. Каждый раз восхищались они тем, что Шишкин «лесище уволок целиком из натуры» да вставил его в картину.

Вот что рассказывает племянница Шишкина.

Племянница Шишкина

Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки и отгибал деревья, что ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев и леса, делал идеальный по простоте и удобству мольберт и располагался как дома. Он умел

удобно устраиваться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя там себя свободно, причем писал огромные этюды- чуть не в два аршина длиной и шириной. А в Шмецком лесу, где он писал последние годы, у него везде были сделаны удобные сиденья из пней, сучьев, мха. Без устали работая в этой лесной мастерской, часто отказываясь от посещений друзей и развлечений, он довел свое мастерство до совершенства, умел создавать «портреты» корней и хрупкой травинки.

Ведущий

Шишкин  « человек-школа», писал о нем Крамской. Карандаш его называли беспримерным. Хозяин магазина картин в Дюссельдорфе бережно хранил рисунке пером Шишкина.

Давайте послушаем его:

Хозяин магазина

Вот вещи, которые я никогда никому не продам, потому что им нельзя назначить цену!

Ведущий

Много горестей выпало художнику в жизни: дважды он был женат, и обе горячо любимые жены умерли рано от тяжелых болезней. Вторая его жена, Ольга Анатольевна Лагода, была талантливой художницей и умерла через год после свадьбы, вскоре после рождения дочери. «Сердце замирает от боли»- писал живописец друзьям. И каждый раз, пережив отчаяние он уходил работать в лес.

Давайте еще раз заглянем в нашу картинную галерею.

2 экскурсовод

Лучшее из его полотен, изображающее равнинную природу,- это конечно, «Рожь», которая находится в Третьяковской галереи.

Жаркий летний полдень мы видим на этой картине. Парит. В солнечном воздухе чувствуется приближение грозы. Ласточки летают над самой дорогой, так что их белые грудки обдает жаром нагретая за день земля. И до самого горизонта простирается под голубым небом море ржи. Перед нами обжитая человеком из поколение в поколение земля. Людей на картине нет. Только приглядевшись мы можем заметить мелькнувший во ржи красный платок. Но везде ощущается присутствие человека.  Это он истоптал лаптями и покрыл золотом хлеба землю. Это его повозки выбили на дорогах колеи. Это он вырубил красовавшийся когда-то на земле неприветливый сосновый бор. Да не поднялась рука  до конца загубить могучую красоту- вековые сосны. Под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут щедрую рожь жнецы.

Ведущий

Шишкин умер за работой с углем в руках, намечая на белом холсте большую новую картину: просто повалился вдруг со стула, и его подхватили уже мертвым.

Но картины, о которых когда-то в сумрачных елабужских лесах далекой Вятской губернии мечтал начинающий живописец, и сегодня с нами.

  1. Физкультминутка.
  2. Объяснение творческой работы «Моя любимая полянка».

Детям предлагается вспомнить, что они видели в лесу  на лесной полянке, и ответить на вопросы: красивы ли деревья и кустарники? Как по цвету отличаются деревья в

различные времена года?  Какие деревья остаются зеленными и зимой? Какие цветы и травы  произрастают на полянках?

Учитель

Ребята, какие виды пейзажа вы знаете?

1 ученик

Сельский пейзаж- деревенский быт и окружающая его природа.

2 ученик

Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты , набережные, площади.

3 ученик

Парковый пейзаж- уголки природы, созданные руками человека для отдыха.

4 ученик

Морской пейзаж- марина. Рассказывает о красоте моря.

5  ученик

Архитектурный пейзаж- изображение памятников архитектуры с окружающей средой.

Учитель

Ребята, какие правила линейной перспективы  вы знаете?

1 ученик

Дальние предметы частично закрываются ближними.

2 ученик

Ближний предмет следует изображать крупнее удаленного.

3 ученик

Основание ближнего предмета следует изображать ниже основания дальнего предмета.

Учитель

Ребята, назовите законы воздушной перспективы?

1 ученик

Ближние предметы рисуем подробно, а удаленные- обобщенно.

2 ученик

Контуры ближних предметов рисуем резче, а удаленные- мягче.

3 ученик

Удаленные светлые предметы надо слегка притенять, а темные- осветлять.

4 ученик

Ближние предметы надо изображать объемно, а дальние- плоско.

5 ученик

Ближние предметы надо изображать яркоокрашенными, а дальние- бледными .

6 ученик

Ближние предметы надо изображать разными по цвету красками, а дальние- одинаковыми .

Учитель

Природа- это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открыть ее сокровенный смысл.

7. Самостоятельная работа учащихся:

  • обдумать композицию «Моя любимая полянка»
  • сделать эскиз в цвете.
  1. Домашнее задание:
  • найти репродукции  с изображениями различных видов пейзажа
  • составить словесное описание одного из видов пейзажа.

7.  Итог урока:

  • выставка работ учащихся
  •  обсуждение  композиционного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им п...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

Беседа по искусству на тему: И.И. Шишкин «Лесные дали» (1884).

Цель беседы по картине:Создать у учащихся впечатление богатства и красоты русской природы; вызвать чувство любви к родному краю, любви к Родине и гордости за неё....

Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»....

Плейкаст «Шишкин Иван Иванович "Лесные дали" 1884»

Шишкин Иван Иванович "Лесные дали" 1884Тема: ИскусствоАвтор плэйкаста:AgsorokinaСоздан: сегодня, 15:19...

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава.

Открытый урок на тему Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава....