Беседа по искусству на тему: И.И. Шишкин «Лесные дали» (1884).
материал на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Цель беседы по картине:

Создать у учащихся впечатление богатства и красоты русской природы; вызвать чувство любви к родному краю, любви к Родине и гордости за неё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_iskusstvu._4.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА по ИСКУССТВУ. 4.

ТЕМА: И.И. Шишкин «Лесные дали» (1884).

Перед нами широко раскинулись нескончаемые дремучие леса северного края нашей необъятной Родины. Далеко, далеко вокруг, насколько хватает глаз, тянутся они по пологим холмам.

Хвойные леса у нас на севере занимают огромные пространства, в десятки и сотни километров. В родном для художника Вятском крае (родился Шишкин в городе Елабуге, на реке Каме)  леса занимают более половины территории.

Художник как бы приглашает зрителя посмотреть с вершины холма на всё это лесное богатство, на расстилающуюся внизу панораму дикого края.

Высокий небосвод и низкий далёкий горизонт создают ощущение огромного, необъятного пространства, и у зрителя возникает гордая мысль – как велики и необозримы просторы нашей Родины.

На переднем плане выжженная солнцем, побуревшая поляна плавными мягкими линиями спускается вниз к лесу,  чтобы затем снова взобраться на холм, а дальше её сменяет лес, густой, пушистой шапкой покрывающий далёкие холмы.

Надвигаясь справа, слева, сзади, холмы постепенно снижаются, образуя в центре глубокую впадину, в которой расположилось лесное озеро. Оно как бы раздвинуло гущу леса и задорно поблёскивает на солнце, оживляя пейзаж. А дальше, за озером, лес опять сомкнулся и тянется до самого горизонта.

Картина оптимистична. В ней сочетается живое восприятие художником величия лесных просторов и красоты родного края с мастерским художественным исполнением.

Глубина пространства передана световоздушной средой и мягкими тонами зелени, окутанной дымкой утреннего тумана. На переднем плане лес начинается группой тёмно-зелёных молодых сосен. Мы хорошо различаем их стволы и ветви, но чем дальше, тем менее отчётливы изображения деревьев, тем воздушнее тона. Краски менее интенсивные, контуры сглаживаются. На дальних планах, у горизонта, отдельных деревьев не видно, лес превратился в сплошной синеватый массив.

Колорит картины богат и очень сложен. Умелое сочетание различных оттенков зелёного цвета и сильно рассеянный свет помогают художнику создать ощущение пространства на многие километры в глубину. Сначала цвет из зелёного становится лиловым, потом синеватым. Чёткость и рельефность объёмов постепенно сглаживаются. Тёплые, с еле заметным лиловатым оттенком тона неба дополняют ощущение пространства, дали.

Название «Небесные дали» удачно определяет  содержание картины. Она уводит зрителя в глубокие лесные просторы. Невольно любуешься ими и весомо ощущаешь спокойствие, силу, богатство и красоту русской природы. Оптимистическое восприятие художником природы передаётся зрителю, вызывает у него прилив энергии и бодрости, наполняет гордостью за нашу великую Родину.

Цель беседы по картине:

Создать у учащихся впечатление богатства и красоты русской природы; вызвать чувство любви к родному краю, любви к Родине и гордости за неё.

Примерная беседа по картине:

Учитель:

Посмотрите, ребята, на картину. Перед нами поляна с одинокой сосенкой справа и лес, который тянется далеко, далеко, до самого горизонта. Куда ни посмотришь, всюду лес, только в центре картины поблёскивает на солнце вода. Что там такое?

Учащиеся:

Там лесное озеро.

Учитель:

Почему же мы видим озеро так далеко, за верхушками деревьев, и видим также, что лес тянется далеко вокруг?

Учащиеся:

Мы как будто стоим на горе и смотрим вдаль, а озеро находится внизу, под горой, и лес тоже.

Учитель:

А если бы мы стояли не на горе, а внизу, на какой – нибудь поляне в лесу, видно было бы нам озеро?

Учащиеся:

Нет, деревья закрывали бы от нас озеро.

Учитель:

Вспомните, что мы видели на экскурсии. Каким нам казался окружающий пейзаж внизу, и что мы увидели, когда взошли на гору?

Ребята, эту картину художник назвал «Лесные дали». Что он хотел показать?

Учащиеся:

Он, наверно, хотел показать, как много леса в нашей стране.

Учитель:

Как же он это показал?

Учащиеся:

Художник рисовал лес с горы, ему было видно далеко вокруг, и он показал, что лес тянется далеко, далеко.

Учитель:

Правильно. Наша Родина богата лесами. Они тянутся на многие километры. Особенно много лесов на севере, на Урале и в Сибири. Лес – наше богатство, его надо беречь и охранять.

Художник в своей картине хотел показать, как богата лесами наша страна, как широко они раскинулись вокруг. Поэтому он и выбрал  такую точку зрения, при которой можно было увидеть очень далеко. Показано огромное пространство. За передней группой деревьев открывается вид на холмы, сплошь покрытые лесом, они тянутся вдаль до самого горизонта.

Художник выбрал такое время года, когда лес бывает особенно пышным, густым, зелёным. Какое это время года? (лето). По каким ещё признакам можно узнать, что на картине лето?

Учащиеся:

На переднем плане изображена поляна, трава  на ней пожелтела и побурела. Солнце выжгло траву.

Учитель:

Правильно. И небо высокое, светлое, как будто тоже выжженное зноем. Дали окутались сизой дымкой, так часто бывает в жаркий, солнечный летний день.

А какой лес изображён на картине? Каких деревьев тут больше всего?

Учащиеся:

Больше всего здесь сосен. Значит, это сосновый лес.

Учитель:

Давайте посмотрим внимательно, как художник написал лес, какими красками. Сравните деревья на переднем плане и вдали. Чем они отличаются?

Учащиеся:

На переднем плане мы хорошо видим деревья, стволы и ветки. Хвоя на них яркая, тёмно – зелёная. А чем дальше, тем труднее различить отдельные деревья, вдалеке они совсем превратились в одно пятно. И цвет их меняется, они становятся светлее и голубее.

Учитель:

Вдали лес виднеется чуть заметным синеватым пятном, окутанным лёгкой дымкой. Благодаря  такому изображению леса художнику и удалось передать в картине большое пространство, даль, потому что вдали предметы всегда кажутся маленькими и не такими чёткими, как вблизи. Слой воздуха как бы закрывает их от нас лёгкой, матовой, полупрозрачной пеленой.

Эту картину написал художник Иван Иванович Шишкин. Вспомните, ребята, вы уже слышали имя этого художника. Какие его картины вы знаете?

Учащиеся: Художник Шишкин написал картину «Рожь», её мы рассматривали ранее.

Учитель:

Иван Иванович Шишкин написал много картин о русском лесе.

Город Елабуга, в котором  родился и жил художник, был окружён дремучими лесами. Целыми днями бродил он по лесу с этюдником, изучал и рисовал природу. Особенно Шишкин любил сосны. Они нарисованы в разных видах на многих его картинах «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» и другие.

На всех его картинах широкая, просторная и богатая русская природа.

Русские люди очень любят и ценят картины Шишкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шишкин - лесной богатырь.

««Вряд ли какой другой народ вступал в историю со столь богатой  хвойной шубой на плечах»,- сказал писатель Леонид Леонов. И действительно: испокон веков жизнь русских была связана с лесом. Из ле...

Беседа по искусству на тему: К.Ф. ЮОН. Картина «Русская зима» (1957).

Цель беседы по картине: Определить её тему, показать детям, какими изобразительными средствами передал художник волшебный характер русской зимы, вызвать любовь к русской природе....

Беседа по искусству на тему: А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

Цель беседы по картине: развитие у учащихся чувства прекрасного путём показа, как красив и поэтичен изображённый художником уголок природы; научить детей любоваться красотой весенней природы; развитие...

Беседа по искусству на тему: Картина В.М. Васнецова «Алёнушка».

Цель беседы по картине:Раскрыть её содержание; показать, как художник выразил её содержание; вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки; способствовать воспитанию у них отзывчивости и внимательного от...

Беседа по искусству на тему: К.Ф. ЮОН. «Конец зимы. Полдень» (1929).

Широко раскинулась большая поляна, покрытая снегом. Дальний край её постепенно спускается вниз, к невидимому оврагу.На переднем плане деревенский домик с мезонином, характерным для построек Подмосковь...

Беседа по искусству на тему: В.М. Васнецов «Богатыри».

Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. На заставе три богатыря. Число «три» в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользуется этим условным понятием в героическом эпосе...

Плейкаст «Шишкин Иван Иванович "Лесные дали" 1884»

Шишкин Иван Иванович "Лесные дали" 1884Тема: ИскусствоАвтор плэйкаста:AgsorokinaСоздан: сегодня, 15:19...