Беседа по искусству на тему: Картина В.М. Васнецова «Алёнушка».
материал на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Цель беседы по картине:

Раскрыть её содержание; показать, как художник выразил её содержание; вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки; способствовать воспитанию у них отзывчивости и внимательного отношения к товарищам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_iskusstvu._3.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА по ИСКУССТВУ. 3.

ТЕМА: Картина В.М. Васнецова «Алёнушка».

Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, любимой сказкой большинства детей. Тема сиротства и страдания детей всегда привлекала внимание художников. О сиротах сложено много сказок и песен, написано немало картин.

Образ Алёнушки, созданный художником, пленяет глубокой человечностью, искренностью и обаянием.

Перед нами девочка, убежавшая с горя из дому в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую людьми, попечалиться о своей тяжёлой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки и осинки, на потемневшую воду. На камне сидит Алёнушка и смотрит на холодную воду омута. Во всей её поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание.

Тёмные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанные прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватывающих колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Кто услышит этот стон, если на всём белом свете нет человека, который пожалел и приласкал бы девочку!

Одета Алёнушка бедно. На ней старенький порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна с настроением девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые берёзки, осины, ели.

Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины, поникли кое-где стебли острой осоки, остальные ещё колюче топорщатся кверху. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоскою девочки.

Над головою Алёнушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. В народном творчестве  ласточки являются символом дружелюбия к простым и добрым людям. Ласточки у злой семьи под стрехой крыши гнёзда не вьют, - говорят в народе.

Слетевшиеся к Алёнушке ласточки расположились на ветке осины группами по три. Этот приём в народном творчестве был хорошо известен художнику и применялся им неоднократно, например, в картинах «Богатыри», «Ковёр – самолёт». Означает  он число множественности – много ласточек сочувствует  горю Алёнушки.

В сказках и песнях человек часто обращается к природе, вовлекает её в свои переживания и призывает на помощь. Этот приём и использовал в картине художник.

Цветовое решение картины подчёркивает её печальное настроение. Общий тон картины неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёные и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень – всё это гармонирует с душевным состоянием Алёнушки.

Картина очень поэтична. Зрителя подкупает молодость и чистота девочки, он сочувствует её горю.

В разных сказках по-разному складывается судьба Алёнушки, но конец везде одинаков-светлое и доброе побеждает тёмное и злое. Смотришь на картину и хочется верить, что пройдёт время, и наступят для Алёнушки светлые, счастливые дни.

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» была и останется одним из наиболее известных и любимых народом произведений живописи, близким ему своим глубоко национальным характером.

Цель беседы по картине:

Раскрыть её содержание; показать, как художник выразил её содержание; вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки; способствовать воспитанию у них отзывчивости и внимательного отношения к товарищам.

Примерная беседа по картине:

Учитель:

Мы с вами только что прочитали сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Посмотрите на картину. Кто эта девочка, одиноко сидящая на камне у воды? Кого она вам напоминает? (Это Алёнушка). Правильно. Художник так и назвал картину – «Алёнушка». А почему она такая печальная и задумчивая?

Учащиеся:

Алёнушка – сирота, её родители умерли, и Алёнушка с братцем остались одни. Пошли они по белу свету. Когда они шли по дороге, братец захотел пить, а на дороге им попадались сначала коровье, потом конское, затем козье копытца, наполненные водой. Алёнушка не разрешала братцу пить, но он не послушался, напился из козьего копытца и превратился в козлёнка. Алёнушке очень жаль братца, поэтому она такая грустная и печальная.

Учитель:

Хорошо, дети. А как художник показал, что девочка горюет?

Учащиеся:

У девочки печальное лицо, и сидит она на камне, согнувшись, обхватив колени руками.

Учитель:

Правильно. Присмотритесь внимательнее, как художник написал лицо девочки. Глаза большие, грустные, взгляд остановился в одной точке: рот полуоткрыт, и кажется, что из него вот-вот вырвется стон; волосы растрепал ветер, и они рассыпались по плечам. В сколько горя в её позе! Вся фигура поникла, голова опущена на сцепленные пальцы рук. Расскажите, как одета Алёнушка. (Учащиеся рассказывают).

Тяжело жилось детям – сиротам до революции. Ходили сироты по деревням с котомками за плечами и просили милостыню. Бедные люди сочувствовали им, делились последним, хотя им и самим голодно жилось. А богатые обычно бывали жадными и ничего не подавали, наоборот, обижали сирот и надсмехались над ними.

После революции всё изменилось. Советское государство заботится о детях. Им предоставлены дома и дворцы, школы, интернаты, пионерские лагеря.

Вернёмся к Алёнушке. Некому позаботится о ней. Кто же сочувствует Алёнушке? Посмотрите-ка повнимательнее на картину. Заметили что-нибудь?

Учащиеся:

Алёнушка одна, никого из людей здесь нет. Вокруг неё тёмный лес. А вон там, на ветке берёзы, над головой Алёнушки, сидят ласточки.

Учитель:

Ласточки, конечно, сочувствуют Алёнушке. Они не улетают от нее, а сидят на ветке и нежным щебетаньем как будто стараются успокоить её. Да  и не только ласточки, вся природа сочувствует горю девочки. В печальном молчанье застыли вокруг тонкие молодые берёзки и осины. Пожелтевшие листочки, медленно кружась в воздухе, опускаются на зеркальную поверхность пруда. Острая осока топорщит вверх свои длинные узкие листья, как бы собираясь защитить Алёнушку, если кто – нибудь вздумает обидеть её.

Какое время года изображено на картине?

Учащиеся:

Ранняя осень. Листья уже желтеют и опадают. Осока кое-где поникла. Небо серое и хмурое.

Учитель:

Осень – самое печальное время года. Природа умирает, только весной возродится к жизни. Осень выбрал художник, чтобы сильнее подчеркнуть настроение Алёнушки. И краски художник выбрал неяркие. Какие цвета преобладают здесь?

Учащиеся:

В картине больше всего тёмно-зелёных, коричневатых, бурых цветов. Яркие цвета тоже есть, но их мало: за лесом виднеется светлая розовая полоска зари, на сарафане Алёнушки яркие розовые цветы, осока тоже яркая, зелёная.

Учитель:

Ярких красок мало, ими художник  хотел ещё больше подчеркнуть серовато-зелёный тон картины. Художник верил, что наступят для Алёнушки хорошие дни. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие у зрителя к судьбе бедных детей-сирот.

Учитель:

Картину «Алёнушка» написал художник Виктор Михайлович Васнецов.

Васнецов родился и провёл своё детство среди красивой северной природы. Вокруг села, в котором он жил, был большой тёмный и дремучий лес. В детстве он слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах.

На всю жизнь  сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и написал на их темы немало картин. Некоторые из них вы видели в книжках, когда читали сказки, например, «Иван – царевич на сером волке», «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства» и другие.

Далее по образцу беседы о картине «Алёнушка» рассматриваются ещё одна – две картины на темы сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Урок по картине В.М. Васнецова «Аленушка» проводится на уроке русского языка параллельно с изучением  на уроках литературы раздела «Устное народное творчество» после обобщения материала по русски...

Презентация. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка"

Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе С.И. Львовой....

Конспект урока развития речи по описанию картины В.М.Васнецова "Алёнушка" (5 класс)

Предлагаю подробный конспект уроков по описанию карины В.М.Васнецова "Алёнушка" в 5-6 классах. В материале подробно представлен ход уроков, с описанием деятельности учителя и работы учеников в группах...

Беседа по искусству на тему: К.Ф. ЮОН. Картина «Русская зима» (1957).

Цель беседы по картине: Определить её тему, показать детям, какими изобразительными средствами передал художник волшебный характер русской зимы, вызвать любовь к русской природе....

Беседа по искусству на тему: А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

Цель беседы по картине: развитие у учащихся чувства прекрасного путём показа, как красив и поэтичен изображённый художником уголок природы; научить детей любоваться красотой весенней природы; развитие...

Беседа по искусству на тему: И.И. Шишкин «Лесные дали» (1884).

Цель беседы по картине:Создать у учащихся впечатление богатства и красоты русской природы; вызвать чувство любви к родному краю, любви к Родине и гордости за неё....

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи в 5-6 классе. Сочинение по картине....