Беседа по искусству на тему: А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
материал на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Цель беседы по картине:

развитие у учащихся чувства прекрасного путём показа, как красив и поэтичен изображённый художником уголок природы; научить детей любоваться красотой весенней природы; развитие устной речи учащихся; учить давать развёрнутые ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_iskusstvu._2.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА по ИСКУССТВУ.2.

ТЕМА: А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

Особое, задушевное впечатление производит эта картина. Веет от неё чем-то близким, родным. Всё чрезвычайно скромно и просто и в то же время, по выражению И.И. Левитана, – это «целый мир высокой поэзии».

В картине заключены одновременно «печаль и радость, улыбка и раздумье», чем дольше смотришь на неё, тем больше проникаешься любовью к чистоте и торжеству природы.

Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда выстроились в ряд покривившиеся берёзки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнёзд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек. Их движение и позы так мастерски переданы художником, что зритель, глядя на картину, как будто слышит их неумолкаемый гомон.

На втором плане тянутся обычные сельские постройки: освещённый весенним солнцем серый бревенчатый забор, за ним среди низких  строений возвышается шатровая колоколенка сельской церкви. А дальше до самого леса, узкой лентой синеющей на горизонте, раскинулись побуревшие поля со следами нестаявшего снега.

Весь этот серенький скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Этот воздух ощущает каждый зритель. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, покрытой серой дымкой, и в неярком свете солнца, окрасившем в розоватые тона облупившуюся штукатурку колокольни, осветившем тёплым светом серый бревенчатый забор и в контраст ему отбросившем холодные синие тени на посеревший снег.

В воздухе пахнет весной: набухают почки на берёзах, поблёскивает синевой освободившийся ото льда пруд, ясно выделяются на зернистом снегу следы грачей, лёгкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки, далеко вверху, кое-где меж облаков, проглядывает кусочек ярко-голубого весеннего неба.

Воздух в этой картине – самое основное, художник придавал ему большое значение, неслучайно он говорил: «Без воздуха не пейзаж. Сколько в пейзаже берёзок и елей не сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь – значит, пейзаж дрянь».

Саврасов строил колорит картины на сдержанной цветовой гамме, сочетающей серовато – коричневые цвета с голубоватыми. Берёзки, кусты, постройки, крыша, колокольни написаны в серо-коричневых тонах, а небо, вода и снег – в голубоватых.

Коричневые пятна видны на снегу и в отражениях в воде, голубые оттенки – на стволах берёзок и на каменной колоколенке. Получилось очень гармоничное цветовое сочетание.

С большой любовью написаны Саврасовым изогнутые стволы берёзок, кусты на дальнем берегу пруда, грачиные гнёзда. А сами грачи? Какое разнообразие поз и движений! Можно легко рассмотреть, что делает каждый грач. Душа художника чувствуется в этой картине.

Вот что писал о картине художник Крамской: «Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт. Но всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Картину «Грачи прилетели» можно рассматривать с учащимися на уроке чтения или развития речи.

Цель беседы по картине: развитие у учащихся чувства прекрасного путём показа, как красив и поэтичен изображённый художником уголок природы; научить детей любоваться красотой весенней природы; развитие устной речи учащихся; учить давать развёрнутые ответы на вопросы.

Примерная беседа:

Учитель:

Посмотрите на картину. Нравится ли она вам? Что именно нравится в картине?

Учащиеся:

Нам нравятся белые берёзки, грачи. Грачей очень много, они вьют гнёзда.

Учитель:

Расскажите, что вы знаете о грачах?

Учащиеся:

Грачи прилетают к нам ранней весной. Они большие и чёрные с длинными клювами. Гнёзда грачи вьют на деревьях, любят ходить по пашне и клевать червяков.

Учитель:

А теперь расскажите о берёзах, какими их написал художник, где они стоят?

Учащиеся:

Берёзы стоят на берегу пруда, их много. На берёзах грачи свили много гнёзд.

Учитель:

А какие признаки говорят о том, что на картине изображена весна?

Учащиеся:

Вся картина освещена солнцем, тает снег. Лёд на пруду тоже растаял. На крышах домов и на колокольне уже нет снега.

Учитель:

Теперь посмотрите, какими красками написал художник картину. Что каким цветом написано? Назовите.

Учащиеся:

В картине есть голубые цвета – небо, пруд; серые цвета – облака, небо вдали, забор, немного снег; избушки, ветки на деревьях серые и немного коричневые, на снегу тоже есть коричневые пятна.

Учитель:

Вот, видите, ребята, больше всего в картине серых, коричневых, голубых цветов. Даже белый снег имеет различные оттенки. Эти цвета характерные для ранней весны, когда нет ещё яркой зелёной травы и жёлто – зелёных листочков на деревьях, нет ярких цветов.

Учитель:

А как ещё можно было назвать эту картину?

Учащиеся:

Картину можно ещё назвать «Весна», «Ранняя весна», «Прилёт птиц».

Учитель:

Саврасов – великий русский художник, написавший много красивых картин о русской природе, показавший в своих картинах, как милы и привлекательны простые русские пейзажи, сколько в них скромной красоты и поэзии, как близки и дороги они русскому человеку. Глядя на них, мы гордимся своей великой Родиной, её красивой природой.

А вы, ребята, любите свой родной лес, поля, речку, свой город?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок. Сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" Русский язык и изобразительное искусство.

Бинарный урок проводится совместно с учителем русского языка и литературы. В ходе урока ведется беседа по картине А. Соврасова "Грачи прилетели". Беседа по картине дает возможность учащимся повторить ...

Беседа по искусству на тему: К.Ф. ЮОН. Картина «Русская зима» (1957).

Цель беседы по картине: Определить её тему, показать детям, какими изобразительными средствами передал художник волшебный характер русской зимы, вызвать любовь к русской природе....

Беседа по искусству на тему: Картина В.М. Васнецова «Алёнушка».

Цель беседы по картине:Раскрыть её содержание; показать, как художник выразил её содержание; вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки; способствовать воспитанию у них отзывчивости и внимательного от...

Беседа по искусству на тему: И.И. Шишкин «Лесные дали» (1884).

Цель беседы по картине:Создать у учащихся впечатление богатства и красоты русской природы; вызвать чувство любви к родному краю, любви к Родине и гордости за неё....

Беседа по искусству на тему: К.Ф. ЮОН. «Конец зимы. Полдень» (1929).

Широко раскинулась большая поляна, покрытая снегом. Дальний край её постепенно спускается вниз, к невидимому оврагу.На переднем плане деревенский домик с мезонином, характерным для построек Подмосковь...

Беседа по искусству на тему: В.М. Васнецов «Богатыри».

Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. На заставе три богатыря. Число «три» в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользуется этим условным понятием в героическом эпосе...