Воспитание толерантного сознания на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Проблема толерантности очень актуальна. Политика толерантности - это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу. Только через искусство возможно формирование богатой личности. Сопереживая детям войны, наши сегодняшние дети учатся понимать боль чужих. далёких сверстников. Изучая детские работы узников Терезина, дети быстрее и проще воспринимают слова о толерантности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: учитель изобразительного искусства

МАОУ «Лицей № 62»

г. Саратова Октябрьского района

Крейс Ольга Викторовна.

"Воспитание толерантного сознания на уроках изобразительного искусства"

Цель работы: Познакомить детей с рисунками детей-узников концлагеря Терезин.

Задачи: 

1. Активизировать деятельность учащихся, работу над произведениями, помогающими пробудить сопереживание.

2. Предоставить ученику возможность понять ценность человеческой жизни.

3. Способствовать воспитанию у ребят доброты и отзывчивости, учить выражать сочувствие чужому горю, чужому страданию.

  В настоящее время мы часто слышим фразы о толерантности, о бережном отношении друг к другу, о сопереживании. Как же научить детей быть толерантными?  Проблема толерантности в России очень актуальна. Политика толерантности – это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу. Изучая искусство, ребёнок учится воспринимать опыт других. Только через воздействие искусства возможно формирование духовно богатой личности.  Изучая детские работы узников концлагеря, дети быстрее и проще воспринимают выше сказанные слова о толерантности.

Сопереживая детям войны, наши сегодняшние дети учатся понимать боль чужих, далёких сверстников. Рисунки узников Терезина стали проводником добра и милосердия в души детей.

                                                                  « Из всех наук, которые должен знать

                                                      человек, главная есть наука о том, как

                                                      жить, делая как можно меньше зла

                                                       и как можно больше добра»

                                                                                                    Л.Н. Толстой

Бесконечной галереей образов проходят перед нами ребята, такие разные: молчаливые и вспыльчивые, неугомонные и рассудительные. Дети вырастают, покидая школу. Следом за ними приходят другие. Жизнь не стоит на месте. Она диктует новые требования, ставит новые условия и ждёт новых решений поставленных задач. Меняются времена, меняются дети, меняется их мировоззрение.

Перед школой стоит немаловажная задача – воспитание подрастающего поколения, формирование идейной направленности ребят, чувства гражданственности, патриотизма, осознания силы национальных традиций. Школа закладывает основной фундамент знаний, формирует умения и навыки. Необходимо воспитать в детях чувство гордости за нашу Родину, за величайшие свершения российского народа, подготовить сознательных, гармонично развитых, духовно-нравственных людей. При наличии этой качественной основы могут полностью решаться конкретные задачи.

В процессе перестройки у нас накопилось очень много проблем, связанных с воспитанием личности. В то же время появился большой потенциал и возросли возможности для совершенствования всей социальной системы. Преобразования касаются всех сфер жизни, имеют одну цель: сделать нашу Родину ещё сильнее и могущественнее, а нашу жизнь, труд и отдых – содержательнее и интереснее.

И всё-таки самое сложное и неотложное дело - воспитание человека, нового мышления, нового чувствования и нового поведения, формирование нравственности.  Воспитание подрастающего поколения играет в настоящее время важную роль. Школьники становятся активными участниками социальной жизни уже сегодня, в процессе учёбы, а не после её окончания.

Громадную роль в формировании гармонично развитой личности играет эстетическое воспитание. «Эстетическое воспитание в широком смысле – это воспитание больших и глубоких чувств, это идейное и моральное воспитание человека, человечного человека – прежде всего. Это в первую очередь воспитание прекрасного в сердце человека, прекрасного, которое руководило бы умом и поведением человека, его отношением к людям» (Б.М.Неменский). Эстетическое воспитание – это воспитание у учащихся   способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни и природе,  в искусстве, науке и обществе.

Как научить ребёнка прекрасному, как ввести его в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться быть добрым и отзывчивым, как пробудить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к родной земле?

         В настоящее время мы часто слышим фразы о толерантности, о бережном отношении друг к другу, о сопереживании. Как же научить детей быть толерантным человеком?  

Готовясь к районному литературному празднику «Поэтический венок саратовцев участникам Великой Отечественной войны», ребята  случайно натолкнулись на статью об узниках Терезина (Автор  Николай Ламм.  «О страшных цифрах и прекрасном искусстве». Журнал «Пионер» 1989 г. ноябрь). Николай Ламм (автор статьи «О страшных цифрах и прекрасном искусстве») писал:

«Нельзя оплатить счастливое будущее своего народа кровью других народов. Храм справедливости не строится на костях.

И поэтому сегодня, когда кто-то обвиняет в своих несчастьях евреев или турок, грузин или абхазцев, русских или украинцев, надо вспомнить концлагерь Терезин, трубы Освенцима. Быть может, дети и там будут рисовать или писать стихи. И всё-таки человечество давно уже должно научиться создавать высокое искусство не только в лагерях смерти...

Вспомните... когда вы были детьми, боялись ли вы смерти? Наверное, большинство ответит – да. Проходят годы, и когда начинаешь спокойно произносить «Это было пятнадцать лет, двадцать, тридцать лет тому назад», легче осознавать конечность такого счёта, хотя хочется жить... Но в детстве это осознать жутко. Как так – всё вокруг есть: дом, игрушки, птицы, облака, а тебя нет?

У детей Терезина не оставалось времени, чтобы научиться не бояться смерти. Их заставляли сразу стать взрослыми. А потом сразу умереть. Как же жутко должно было быть им?

Спасибо Фридл, которая сказала: «А почему, собственно, взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так счастливы и довольны собой?»

Спасибо Фридл, которая сказала: «Если дан день, то его тоже надо прожить»».

 Эта статья до глубины души взволновала учащихся школы. Над этой темой начали работать одновременно несколько человек. Заинтересованные ребята занимались поиском информации в разных направлениях: библиотеки, Интернет, общество инвалидов Великой Отечественной Войны. На данном этапе произошло деление на три группы: первая группа  продолжала заниматься основной темой, вторая группа – о малолетних узниках Терезина, третья занялась поиском детей-узников, проживающих в Саратове (работа продолжается). По крупице собирая материал, анализируя собранное, ребята приходили в ужас от того, что  испытывали дети в концлагерях, поразила их и участь учительницы Фридл, которая отдала свою жизнь детям. Параллельно основной теме учащиеся подготовили разработанную тему об узниках Терезина. Выполнив подготовительную работу, сделав несколько копий с детских работ, оформили стенды. В творческой работе «О страшных цифрах и прекрасном искусстве» ребята рассказывали о жизни детей в концлагере.

Затем в Интернете нашли документальную повесть Елены Макаровой «Фридл». После прочитанного материала никто не хотел уходить домой. Ребята молча сидели, со слезами на глазах. И кто-то сказал: «Об этом нельзя забывать!», решили выступить на классных часах. Во время их выступлений в кабинетах была тишина. С каким трепетом они рассказывали стихи замученных детей! Учителя школы и дети плакали. Ни один ученик ни остался в стороне, боль за тех детей, не доживших до 14 лет, проникла в каждое сердце. Участники данного проекта: Дебяк Валерия, Гопиенко Анна, Крейс Виктория (работа учащихся прилагается.)

Проблема толерантности в России очень актуальна. Совершаются акты насилия, взрываются бомбы, гибнут люди. Нетерпимость к людям других национальностей не может не привлекать внимание общественности.

Толерантность -  в переводе с латинского означает «терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, прощение, снисхождение, сострадание, готовность к примирению». В этом и заключается главная мудрость! Древнегреческий философ Платон говорил: «Основа всякой мудрости - терпение».

Как же вложить в душу ребёнка ростки добра? Как научить любить окружающих людей, или хотя бы просто уважать, принимать такими, какие они есть? Как вложить в сознание детей фразу «наш мир многолик, а поэтому в нём должно быть место всем – большим и малым народам, людям разных культур и вероисповеданий»? Эти слова должны не просто звучать, но и войти в сердце каждого ребёнка. В наш стремительный век науки и техники так необходимы уроки добра.

          «Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»). В рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами. Изучая искусство, ребёнок учится воспринимать опыт других. Только через воздействие искусства возможно формирование духовно богатой личности. Изучая детские работы узников концлагеря, дети быстрее и проще понимают выше сказанные слова о толерантности. Сопереживая детям войны, наши сегодняшние дети учатся понимать и воспринимать боль чужих далёких сверстников. Рисунки узников Терезина стали проводником в души детей добра, милосердия. Порывы гнева к фашистам вызывают у детей вопросы: «Зачем фашисты убивали детей? Зачем детей разлучали с мамами? Почему они так относились к людям?» Эти вопросы не возникают в обычные дни, они возникли после увиденных терезинских работ. Рисунки узников помогают увидеть мир, в котором жили, а точнее, существовали люди. Бессмысленность жестокости, невинные жертвы помогают понять сущность нацистских организаций. И дети, услышав рассказ, увидев рисунки – запомнят это на всю жизнь. Задумаются о своих близких. После такого урока  одна девочка подошла ко мне и сказала: «А я ещё поняла, что надо беречь маму, ведь всякое может случиться. Я постараюсь больше её не огорчать». Порыв детской души, стремление сделать добро, противостояние злу – результат таких занятий...

        Ребята слушают, задают вопросы. И на уроках рисования сами предлагают нарисовать об услышанном, делятся своими впечатлениями. Так рождаются высокие идейные побуждения, и детский художественный труд становится одухотворённым. Это познание мира не только разумом, но и сердцем. Дети восхищаются мужеством и твёрдостью узников концлагерей.  Они переживают чувство сострадания за людей, которые находились в гетто. Отношение человека к человеку, его общественная жизнь – вот источник человеческой нравственности.

       Стоит вглядеться в детские рисунки, и сразу становится ясно – в них отражается   отношение к жизни,  гражданская позиция,  внутренние идеалы. Необходимо не только учить детей рисовать, но и посредством рисования глубже и яснее понимать те или иные события, идеи. В рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.      

Искусство обогащает духовный мир ребёнка делает его чутким, отзывчивым, гуманным.

Именно поэтому занятия, посвящённые проблеме Холокоста, так необходимо проводить в школе.

Библиография:

  1. Е. Макарова. РИСУНКИ ДЕТЕЙ КОНЦЛАГЕРЯ ТЕРЕЗИН. Каталог выставки. Сов. Комитет Защиты мира, М., 1989 36с.
  2. Е.Макарова, С.Макаров, Е.Неклюдова, В.Куперман. КРЕПОСТЬ НАД БЕЗДНОЙ (1). ТЕРЕЗИНСКИЕ ДНЕВНИКИ, 1942 – 1945. Москва-Иерусалим, 2003, Мосты культуры, 408 с.
  3. Е.Макарова, С.Макаров. (2). «Я – БЛУЖДАЮШИЙ РЕБЕНОК»: ДЕТИ и УЧИТЕЛЯ КОНЦЛАГЕРЯ ТЕРЕЗИН. Москва-Иерусалим, 2005, Мосты культуры, 340 с.
  4. Е.Макарова, С.Макаров. КРЕПОСТЬ НАД БЕЗДНОЙ (3). ТЕРЕЗИНСКИЕ ЛЕКЦИИ. Москва-Иерусалим, 2006, Мосты культуры, 540 с.
  5. Е. Макарова  «Фридл» Документальный роман.Журнал «Дружба народов» 2000г. №9.
  6. Искусство периода холохоста. Учебно-методическое пособие. 2001 г.
  7. Самуил Рафаилович Волк «Детство в гетто» журнал «Народ мой» № 14 Новосибирск 2004 г.
  8. Николай Ламм. Статья «О страшных цифрах и прекрасном искусстве». Журнал «Пионер» 1989 г. ноябрь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы......

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...