"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Хохлова Юлия Николаевна

урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhostovskaya_rospis_urok_izo_v_5_klasse.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла». (5 класс)

Цели и задачи урока:

Продолжить знакомство с народными промыслами России, с искусством Жостова.

С истоками и современным развитием промысла. Сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка. Развивать художественный вкус, творческие способности детей. Формировать  художественные знания умения и навыки. Воспитывать чувство любви к русскому творчеству, уважение к его  традициям истории. Формировать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование:

Зрительный ряд: учебные таблицы, готовые изделия, работы детей.

Литературный ряд: книга «Народные промыслы России»,загадки, стихи, кроссворды.

Звуковой ряд: русские народные песни.

Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, палитра, форма для росписи листа;.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

        Вот кисти  на столе,

                                                        А вот  альбом

        Не хочется играть сегодня в прятки

        И мы плывем в волшебную страну

        Страну народных промыслов прекрасных.

  1. Проверка домашней работы, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Что такое промыслы? (ответы детей)

 - Это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов.

Из которых и создаются промыслы Хохломы, гжели, Города….

 Сколько нового и интересного мы узнали  и узнаем на уроках изобразительного искусства. Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.  

Куда приведет нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд отгадать.

1. По белому полю узоры плывут.

    О росписи важной они пропоют.

                          (гжель)

        2. Посмотрите на стенд:

            Вот индюк нарядный,

            Весь такой он ладный

            У большого индюка все расписаны бока.

                       (роспись)

3. Откуда следующий герой?        

    Как он называется?

   (иллюстрация на доске)

       (свистулька)

   4.  Ростом разные подружки

        Не похожи друг на дружку

        Все они сидят в друг дружку,

        А всего одна игрушка.

        (матрёшка)

5. Конь и птица – вот герои

    Росписи на дереве.

               Отгадай-ка поскорей    

               Что это за роспись.

                        (городец)

        6. Все эти знаки не простые

Кружочки, крестики и волны

Они несут особый смысл

И их всех  …… зовут

       (символом)

7. Вот так диво, что за диво

    Вспыхнет золотом  игриво

    Пламенный плывет узор

    Лепестков, цветов ковёр

    Догадайся  поскорей,

    Что за диво пред тобой.

                (хохлома)

г

ж

е

л

ь

р

о

с

п

и

с

ь

с

в

и

с

т

у

л

ь

к

а

м

а

т

р

ё

ш

к

а

г

о

р

о

д

е

ц

с

и

м

в

о

л

ы

х

о

х

л

о

м

а

- Отгадайте ключевое слово кроссворда. И вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие. Наш путь лежит в село Жостово, где мастера расписывают металлические подносы.

  1. Сообщение темы урока и постановка цели урока. Мотивация учения детей.

А помогут нам узнать об этом ваши сверстники.

1 ученик: _Неподалеку от Москвы в начале 19 века  в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево и других возник промысел расписных лаковых подносов.  

2 ученик: - Производственный процесс начинался с вырубки из железного листа заготовки нужного размера.

- Какие формы мог иметь поднос?

Да изделию можно было придать одну из 26 форм.

- А как вы думаете, из каких композиций состоит роспись? (ответы детей что это цветочная композиция )

- Какие цветы можно увидеть в композиции этой росписи? (ответы детей)

- Почему цветочные букеты не сливаются с темным фоном подноса?

- каковая цветовая палитра на подносе?

(В процессе рассказа учащихся демонстрируется презентация «Жостово»)

После выступления учащихся работа учителя  направленная на объяснение нового материала.

Как цвет помогает увидеть красоту крупных цветов и мелких травинок поможет увидеть нам поэтапное выполнение работы. Работы на доске. (показ на доске)

1этап – замалевок.

        Нанесение разделенной краской силуэтов цветов и листьев. Они

        композиционно уже организованно собраны в букет.

2 этап –  тенежка.

        Прозрачными красками накладывают тени. Тени цветные.

        С его помощью автор погружаются в глубину фона.

3 этап – прокладка.

        Это корпусное письмо. Кисточку надо « насытить « яркими  

        Красками, смешанными с белилами. Это очень ответственный этап росписи.

4 этап – бликовка.

        Завершение лепки цвета. Выполняют мазками с обильной

        примесью белил на более выпуклые  места.

5 этап – чертежка и уборка.

        Этап  отделки ( золотой узор)

  1. Актуализация знаний.

Мы сегодня побудем в роли мастеров и распишем фрагмент подноса.

Чтение задачи урока: « Создание из фрагментов, выполненных детьми коллективного подноса.

5. Физминутка:

Но что то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.  

        Чтоб все задания выполнять

        Украсить свой поднос

        Должны мы дружно встать

        И косточки размять.

        Руки вверх. Назад прогнулись

        Сейчас делаем наклон

        Все к  упражнению готовы?

        Раз, два, три, четыре, пять…

        Теперь спинки держим ровно

        На месте будем мы шагать.

        Тихо все на место сядем

        И закроим глазки

        Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.

6. Работа учеников по воспроизведение знаний, полученных на уроке.

- Повторить последовательность жостовского письма. Работа детей на формах для росписи. Помощь учителя при выполнение работы (звучит музыка).

7. Анализ и оценка работ.

На доску вставляются фрагменты работ. Эти фрагменты собираются в общую композицию-роспись подноса. Учитель оценивает каждого ученика.

  - Сумели ли мы выполнить задачу урока?

  - Как вам удалось этого достичь?

  - Что было трудно на уроке?

  - Какие работы наиболее получились?

8. Итог урока.

- С какой росписью мы познакомились?

- Что вы узнали об этой росписи?

9.Домашние задание.

Познакомить друга с этим видом росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусств 5 класс

Урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с жостовской росписью....

Конспект урока изобразительного искусства "Жостовская роспись"5 класс.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением....

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Методическая разработкапо теме: «Связь времён в народном искусстве».Предмет: Изобразительное искусствоКласс 5Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев». Предмет: изобразительное искусство Класс: 3 класс

Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев».Предмет: изобразительное искусствоКласс: 3 классМесто в учебном плане: I триместр, урок 6Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, уч...

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, игр...

Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6

Пояснительная записка     Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное  искусство  по теме: Основные пропорции головы чел...