открытый урок" лаковая миниатюра Японии"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

ситникова ольга владимировна

Данный урок расчитан на детей с7 до 10 лет.Проведен в игровой форме .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ  ДОД Раменский центр развития творчества детей и юношества

ПЛАН - КОНСПЕКТ

интерактивного занятия                                                              на тему:

«Лаковая миниатюра. Япония»

(Урок-путешествие)

Педагог дополнительного образования

                                                                  Ситникова О.В.

2012год

Пояснительная записка

    На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд.
   Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

Пояснение:

  1. Занятие проводится в учреждении дополнительного образования.
  2. Направленность творческого объединения – «лаковая миниатюра».
  3. Тип занятия: усвоение новых знаний.
  4. Время занятия: 60 минут

Цель занятия: приобщение учащихся к традициям японского декоративно-прикладного искусства.

Задачи занятия:

  1. ознакомить учащихся с традициями японской культуры и основными видами декоративно-прикладного искусства (коробочки инро, нецке, оригами, бонсай, икэбана);
  2. научить выполнять эскиз для лаковой миниатюры используя опорные схемы построения;
  3. развивать творческое восприятие мира, воображение, мелкую моторику рук;

 Оборудование занятия:

  1. мультимедийное оборудование;
  2. веер японский (складной);
  3. веер (не складывающийся);
  4. столик низкий (для чайной церемонии);
  5. чайник китайский, 2  чашки, 2 пиалы;
  6. палочки деревянные (для еды);
  7. ватман, ножницы ,кисти, покрашенные заранее листы бумаги с нанесенным рисунком;
  8. сборник японских загадок;
  9. магнитофон с подбором кассет или дисков японской музыки.

Вступительное слово педагога:

Здравствуйте дети!

   Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно— « Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу.

  Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относят почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана.

   Миниатюрные фигурки богов и фей, мудрецов и певцов, животных и птиц создавали из дерева, слоновой кости или металла. И делали их не для игры. У фигурок было самое прозаическое назначение: с их помощью к поясу кимоно, национальной одежды японцев, прикрепляли такие необходимые вещи, как кисет, трубку, ключи и т.д. То есть эти безделушки служили брелоками .назывались  они нэцкэ, точнее - нецуке, что и означает противовес ,брелок. (Нецке). Некоторые брелоки были выполнены в виде разбирающихся коробочек - ИНРО, в переводе - коробочка для печатей. Сейчас мы посмотрим эти коробочки на экране.

Вот их и выполняли в технике лаковой миниатюры.

В них носили сладости, таблетки, ароматические масла.

Чтобы проникнуться атмосферой Японии, предлагаю отгадать  японские загадки.

 Японские загадки:

  1. Выходит в поле в меховых одеждах, что это? (Кукуруза)
  2. Гнутый мост и полная луна над прудом. (Глиняный чайник)
  3. Идет по снежной дороге, рассыпая за собой золотые монеты. (Следы от башмаков)
  4. Пока не ударишь по голове, не слушается. (Гвоздь)
  5. Ходят вокруг дома, звеня колокольчиками. (Дождевые капли)
  6. Повязав голову белым полотенцем, ползет по крыше. (Дым)
  7. На горной дороге рассыпаны перчатки. (Листья клена)
  8. Танцует в поле в красном платочке, что это? (Земляника)

 Закрепление нового материала.                                                                        Выполнение практической работы.                                                                                                     Дети начинают делать общий эскиз, разделенный на 8 частей. Выполняется работа при помощи  гуаши, в «два цвета», воспитанники делают каждый свою часть работы. Стилистика у каждого своя, и при сборе работы в одну общую, получается весьма интересный результат. Техника выполнения одна, рисунок общий (предварительно нанесен на темный фон карандашом), а вот у каждого своя манера нанесения краски на основу.

Перемена, физкультминутка на японскую тематику.

Педагог: А мы ребята немного отдохнем и отгадаем кроссворд о Японии, в котором все слова начинаются на букву “С”.                                                                     За каждый правильный ответ вы получаете сладкий приз.

  1. Как называется японское кушанье, состоящее из морепродуктов, риса и морских водорослей? (Суши)
  2. Японская декоративная вишня. (Сакура)
  3. Японский воин, рыцарь. (Самурай)
  4. Учитель, наставник. (Сенсей)
  5. Одна из школ икэбаны. (Согэцу)
  6. Национальный вид спорта Японии. (Сумо)

Подведение итогов:

Собирается общая работа, рассматривается, оценивается.

Дети благодарят друг друга за поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...

Калейдоскоп театрализованных миниатюр "Открытия, изменившие мир" .Открытия Архимеда.

Материал основан на книге Е.Ефимовского "Ракета и травинка".  Материал используется в неделе(декады) физики и /или при изучении закона Архимеда в 7 классе....

Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)

   Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтени...

Открытое занятие "Мир Японии"

План-конспект по техническому творчеству...

План -конспект открытого мероприятия Тема: «Япония в средние века и в новое время»

Знакомство обучающихся с основными особенностями и этапами развития японской истории....