СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ПРИМЕРНЫХ БЛОКАХ ТЕМ ДЛЯ 7КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТАМ «ИЗО» И «МУЗЫКА» (ПРОГРАММЫ Б. М. НЕМЕНСКОГО И В. В. АЛЕЕВА).
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

яшина инна германовна

 

        Создание данного блока тем  вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» («ИЗО» и Музыка) в отводимое базисным планом учебное время – 34 часа в год,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintez_iskusstv.rar10.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                              Яшина Инна Германовна, учитель «ИЗО», МОУ «Лицей», г.Козьмодемьянск

     СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ПРИМЕРНЫХ БЛОКАХ ТЕМ ДЛЯ 7КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТАМ «ИЗО» И «МУЗЫКА» (ПРОГРАММЫ Б. М. НЕМЕНСКОГО И В. В. АЛЕЕВА).

    Приобщение к искусству начинается в начальной школе при изучении различных предметов. Оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства. Именно синтез всех направлений культурного наследия дает осознание принадлежности к народу, стране, миру.

  Каждый предметник замкнулся на своей программе, видя приоритет для ученика только в своей дисциплине. Где же предложение ученикам синтезирования знаний, умений, сквозьпредметность, где использование прекрасной возможности воссоздания целостной картины мировосприятия, не разрозненной на отдельные химии, физики, алгебры, литературы?
           Приходится недоумевать, что, к примеру, войну 1812 года по истории "проходят" в одно время, по литературе - в другое (в другом учебном году). «Музыка»  и «ИЗО» вообще этой темы не касались. Почему?
         Ориентация школы лишь на развитие рационального мышления ребенка – это установка на заведомо дефектное воспитание. Вместо воздействия на чувства, эмоции, образное восприятие, к чему особенно тяготеет ребенок , ему даются высушенные, рациональные схемы. Литература, история, биология выхолащиваются, становятся неживыми. И не случайно искусство – символ гармоничной человеческой деятельности, согласования и внутреннего единства разума, души и тела – практически изгнано из школы. Именно искусство способно активно вовлекать и развивать все сферы психики человека, способно любой школьный предмет перевести в состояние не отторгаемого ребенком, а напротив, легко им принимаемого опыта, знания, умения. Успех в любой области, которая осваивается ребенком, зависит от того, насколько эмоционально он прочувствовал учебный материал. Только после этого должно быть подключено рациональное осмысление материала. Только таким образом знания, умения, навыки пройдут естественный путь и станут неотъемлемой частью личности ребенка. Согласованное развитие всех качеств психики ребенка может проходить только при активном вовлечении в работу интеллектуальной, душевной и физической организации человека. По этому принципу должна строиться подача материала любого изучаемого предмета. Более того и сами предметы должны быть гармонизированы между собой по тем же принципам.

  Сколько раз возникало желание у работающих в школе педагогов объединить, интегрировать несколько предметов - в силу красивой естественной значимой одновременности и единоначалия их тем. История - литература – музыка, изо - литература – музыка, как гармонично, природосообразно, понятно это детям. Как повышается благодаря такому подходу осознание детьми, что всё, что "проходим" в школе - оказывается нужно, взаимопересекается, имеет смысл, наполнено, не зря. Если изучать, например, на английском языке эпоху короля Артура и рыцарей круглого стола, то на ИЗО - гербы Англии, руны, одежды друидов, живописнейшие "наряды" тех, кто совершал набеги. Возможность обсуждения на разных уроках одного времени, одной эпохи рождает ощущение многогранности и целостности мира.        

    Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе каждого предмета в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

         Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга..

        Создание данного блока тем  вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» («ИЗО» и Музыка) в отводимое базисным планом учебное время – 34 часа в год,

        Темы разработаны на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство» и на основе примерных программ по названным предметам.

       Темы предложены для проведения спаренных уроков «ИЗО» и «Музыки» из расчета 1 блок в конце каждого месяца, следовательно – 9.

    Цели и задачи проведения ситезированных уроков:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;

- освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);

- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

 При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией - строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе; историей - образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве; математикой - геометрия; физикой - оптика; технологией - технологии художественной обработки материалов; информатикой - компьютерная графика.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения)

              ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ тем уроков – обобщений

               в 7 – 8 классах по программам «ИЗО» и Музыка

            1.Синтез искусств.

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

            2.Синтез искусств в архитектуре.

Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм). Стили в музыке. Созвучие музыки и архитектуры.

            3.Связь архитектуры и дизайна

Промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др. в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

             4.Синтез искусств в театре.

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

              5.Изображение в полиграфии.

 Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

               6.Изображение в фотографии.

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.). Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

              7.Синтетическая природа экранных искусств.

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

 8.Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (Д. Д. Шостакович, Г. Малер, Д. Б. Кабалевский); личности и общества (Л. Ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А. Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М. П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

          9.Слушание музыки.

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

                                         

                                                    ЛИТЕРАТУРА

1.Программа общеобразовательных учреждений  по музыке для 5 – 8 классов.     В. В.Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.  

2. Дневник музыкальных размышлений. М.  «Дрофа» 2004 г

3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.  

4.Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 г.

5.Гуров Т.Е., Питерских А.С. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7- 8 классы.- Москва: Просвещение.

 6. Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...

Урок изобразительного искусства «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского. 4 класс.

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского интересен сочетанием индивидуа...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 2 класс (По программе Б.М.Неменского)

Очень подробно по каждому уроку расписаны тема, деятельности учащихся и учителя, форма организации урока и формируемые УУД....

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта" по программе Б.М.Неменского.

Презентация на тему :"Консрукция и декор предметов народного быта" к разработке конспекта урока в 5классе по ИЗО по программе Б.М.Неменского.В презентации рассказывается о предметах крестьян...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского

Структура рабочей программы учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты, метапредм...