рисование как одно из средств социализации учащихся коррекционной школы 8 вида
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

 В работе рассматриваются различные виды занятий с учащимися с ограниченными возможностями  здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hohloma.docx26.04 КБ
Microsoft Office document icon ya_risuyu_na_asf._-_kopiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Беседа на тему «Золотая хохлома»

Вид занятия: беседа на тему изо и декоративное рисование

Цель урока. Ознакомление с произведениями и историей развития Хохломской росписи;

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации

Задачи урока: Эстетическое воспитание учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства. Развитие творческой фантазии, художественного вкуса.

Оборудование урока: конспект, образцы, мультимедийная доска, образец для работы на доске. 

Изобразительный ряд:

  1. Тема на доске
  2. Изделия Хохломского промысла
  3. Слайды с изображением изделий Хохломского промысла.
  4. Шаблоны декоративных тарелок.
  5. Схемы на доске композиционного расположения элементов в  росписи.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Сообщение темы урока.  

       Прекрасная осенняя пора... Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить незазорно. (1 слайд)

      Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...
       Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?
      Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
(2 слайд)
       Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома».
       А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».
       И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.
       Ах как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.*(
3 слайд)

    Основные цвета хохломской росписи – черный, красный, золотой. ( Повтор)

          Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых “травкой”, “ягодкой”, “виноградом”, “листком” “древком”, “кудриной”.

Эта роспись используется для украшения посуды, мебели, сувенирной продукции, а в последнее время стала излюбленным решение оформления даже для автомобилей, корпусов телефонов и т. п. (4 слайд)

 Хохломскую роспись можно считать одним из символов России, ее достоянием.

Мне хотелось бы научить вас некоторым приемам хохломской росписи.

3. Постановка задания

Перед вами находятся шаблоны декоративной тарелки, вырезанной из предварительно окрашенной вами бумаги.

Желтый фон – заменит нам золотой.

Красной -  мы выполним роспись веток.

Черной - отработаем детали.

  1. Работа на доске.
  1. Делим круг на четыре части, находим центр.
  2. В правом верхнем и нижнем левом сегменте располагаем изображение ветви рябины, которую мы с вами рисовали с натуры: а) веточка + «лапка» + ягоды + продолговатые листья.
  3. Работа краской: краска берется густо и проводится по контуру.
  4. После просушки черные элементы ягод.
  1. Самостоятельная работа.

А)Индивидуальная работа с Низамовой К. и Карпенко А., работающими по готовому рисунку.

  1. Физ. Минутка. «Маляр».
  2. Продолжение самостоятельной работы

      8. Итог урока.

1. С каким промыслом познакомились?

- С Хохломской  росписью.

Верно с Хохломской росписью.

2.Какие элементы росписи являются главными?

- В Хохломской  росписи главными элементами являются цветы: ( травка, ветви с ягодами, листья).

     3. На каких изделиях выполняется роспись?

 Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

4. Попробуйте выбрать из представленных предметов, предмет расписанный не в стиле хохломской росписи.

А теперь уберите на столах и разложите рисунки для просушивания. И давайте все вместе выберем самую лучшую работу! Всем спасибо.

ОТЗЫВ уроке/занятии________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место работы)

_____________________________________________________________________________

(тема и дата проведения мероприятия)

Критерии

Баллы

1

Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них

2

Замысел занятия реализован

3

Содержание урока оптимально (научно, доступно)

4

Проблемный характер изложения учебного материала

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:

в предметной области

в области информационных технологий

в проектно-аналитической деятельности

в исследовательской деятельности

в плане продолжения образования и  эффективного самообразования

8

Занятие способствовало  развитию  качеств личности:

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

критическое мышление

креативность, установка на творчество

самостоятельность и ответственность

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении  

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

13

Комфортность образовательной среды: материально-техническое  обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

14

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

16

Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся

Всего баллов:

 Вывод: ___________________________________________________________________________

Эксперт_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(Ф.И.О., должность, место работы)                                                                       (подпись)

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени                  4 балла
  2. Достигнуто почти в полной мере                3 балла
  3. Достигнуто частично                                 2 балл
  4. Достигнуто в малой степени                        1 балл
  5. Не достигнуто (или не входило в цели)          0 балл

Вывод:

  1. от 60 до 80 баллов - отзыв положительный              
  2. свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта    

 



Предварительный просмотр:

                    Платнировская коррекционная школа – интернат VIII вида

               Конкурс детского рисунка на асфальте на тему:

                   «Я рисую, мелом я рисую,

              подарю рисунок я своим друзьям!».

                                     

                                                     Выполнила__________________Шумаева Т.В.

 

                                                                   2011г.                                                 

Тема.  «Я рисую, мелом я рисую, подарю рисунок своим друзьям!».

Цель. Развитие двигательной активности учащихся. Воспитание культуры общения учащихся. Формировать умение правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов при помощи мягких материалов.

Задачи урока. Упражнять детей в рисовании предметов несложной формы непосредственно после наблюдения. Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к объектам изображения и выполненным рисункам.

Коррекционная цель. Развитие мелкой и общей моторики и обогащение активного словаря.

Оборудование. Цветной мел. Скакалки, мячи. Натура.

Содержание. Учитель беседует с учащимися о дружбе, отношениях внутри школьного кол-ва.

                                                     Здравствуй, лето!

-Здравствуй, лес! - Кричит мальчишка.

 -Здравствуй, мальчик! — Крикнул лес.

 -Луг, привет! — Кричит мальчишка.

 -Добрый день! — Ответил луг.

 -А со мной? — Сказало солнце.

-Поздоровайся со мной!

-Ты забыл меня,

Как будто мы поссорились с тобой!

-Я кричал тебе все утро: «Здравствуй, солнце!», Но в ответ

Доносился почему-то. Только слабый, сонный свет.

 -Ты еще спало, наверно, Завернувшись в облака...

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Я бегу к тебе, река!

                                                                                                                                      М. Карем.

1. Ира на узнавание предмета, определение его формы и цвета. (Начинаем с простейших растительных форм).

Загадки на тему овощи и фрукты

 Учитель поочередно демонстрирует муляжи овощей и фруктов (морковь, лук, груша, яблоко,), а ученики рассматривают их, определяют форму, строение, цвет.

( + Развитие тактильного восприятия).

2. Совместная с детьми работа мелом на асфальте. «Нарисуй лето»

3. Физ. час.

Вводная беседа об летних видах спорта и играх на свежем воздухе. Инструктаж по технике безопасности.

                                                                       Загадка.

В воду садится, а мокрым не бывает. Виден край, да не дойдешь.

                                                                                                                          (Солнце.)

         Комплекс общеразвивающих упражнений с короткими скакалками «Солнышко»

1. И.п. - основная стойка, сложенная вчетверо скакалка в опущенных руках. Натягивая скакалку, подняли руки вверх и опустили.

2. И.п. - стоя ноги врозь, сложенная вдвое скакалка в согнутых руках за головой. Натягивая скакалку, повороты туловища влево и вправо.

3. И.п. - стоя на скакалке ноги врозь, держим скакалку за концы. Наклон туловища влево, натягивая скакалку правой рукой. То же в другую сторону.  

 4. И.п. - стоя, сложенная вчетверо скакалка перед собой. Не опираясь руками о пол и не опуская их, сели на пол, выпрямили ноги. Встали без помощи рук.

5.   И.п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках. Наклон туловища вперед, руки назад до предела. Вернулись в и.п.

6.   Прыжки через вращающуюся скакалку с ноги на ногу.

              Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой «Лучики»

1.   Стать, ноги вместе, руки со скакалкой внизу (скакалка сложена вдвое), 1) — поднялись на носки, подняли скакалку вверх, посмотрели на нее; 2) — опустились на всю ступню, скакалку на плечи; 3) — поднялись на носки, скакалку вверх; 4) — опуститься на всю ступню, руки со скакалкой опустить вниз.

2.   Стать, ноги на ширине ступни параллельно, скакалка за спиной. 1— повернулись влево, подняли скакалку вверх; 2 — повернулись прямо, скакалку за спину.

3.   Сесть, ноги вместе прямые, руки со скакалкой вверху. 1—2 — согнули ноги, колени подтянули к груди, скакалку опустили на ноги ниже коленей. 3-4 - выпрямить ноги, поднять скакалку вверх.

4.  Лечь на спину, ноги вместе, руки внизу, скакалку зацепить за ступни ног. 1—4 — скакалкой поднять ноги вверх за голову. 5—8 — медленно опустили ноги вниз.

5.   Ноги на ширине плеч, сложенная вдвое скакалка сзади внизу. 1—2 — наклониться вперед, руки назад — вверх, скакалка натянута; 3—4 — выпрямиться, хорошо прогнуться.

6.   Стать, ноги вместе, руки со скакалкой внизу. 1—3 — равновесие на правой, левую ногу назад, руки со скакалкой вперед. 4 — опустить ногу, скакалку вниз.

7.   Вращая скакалку вперед, прыжки на месте на двух ногах, после паузы прыжки повторить.

8.   Ходьба.

                                                         Игра «Приглашение»

Содержание: играющие выбирают водящего.

Игроки становятся по кругу, а водящий находится в центре круга.

По команде учителя водящий приближается к любому игроку, дает ему в руки цветок и делает какое-нибудь движение (например: хлопает в ладоши) «приглашенный» игрок должен повторить движение водящего и встать перед ним.

Затем они оба приближаются к другому игроку и, выполняя вдвоем то же самое, приглашают его.

Приглашенные игроки двигаются в колонне по одному.

По сигналу учителя игроки разбегаются и стараются занять свои места.

Водящий также пытается занять чье-то место.

Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

4.  Подведение итогов занятия. Выбор лучшего рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...

Статья "Математика как средство для успешной адаптации учащихся коррекционной (VII вида) школы в социуме".

В статье рассматриваются вопросы социальной адаптации учащихся коррекционной школы в социуме и роли математики в этом процессе....

Статья: Внеклассная работа учителя - одно из условий социализации учащихся.

В статье анализируется деятельность Отделения Дополнительного Образования детей. Представлен опыт работы с детьми группы риска. Важную роль в социализации учащихся играет учитель. Внеклассная работа к...

Обобщение опыта по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»

В работе описывается опыт работы на протяжении 3х лет по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII  вида»....

Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....

Проект «Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»

Проект, направленный на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитан на 7,8,9 классы коррекционной школы....