Обобщение опыта по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»
методическая разработка на тему

Божкова Галина Александровна

В работе описывается опыт работы на протяжении 3х лет по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII  вида».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_bozhkovoy_g.a.docx67.21 КБ
Файл bozhkova_galina_aleksandrovna.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Волгоградская государственная академия повышения квалификации

и переподготовки работников образования.

«Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII  вида»

Квалификационная работа в форме

описания педагогического опыта

Божковой Галины Александровны

учителя математики

I квалификационной категории

ГКОУ «Лемешкинская С(к)ОШИ»

Волгоград.  2014г.

Актуальность

    Перед образовательным учреждением, занимающимся обучением и воспитанием лиц с   отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии, остается актуальным вопрос социальной адаптации воспитанников. Успешное решение этого вопроса напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Перед педагогами стоит задача формирования знаний и умений по каждому предмету учебного плана с учётом значения их для социальной адаптации;  формирования житейских знаний и навыков, необходимых детям в самостоятельной жизни; настроенности на продуктивное общение с взрослыми, на ценностные ориентации в жизни. Каждый педагог обязан планировать и организовывать свою деятельность  таким образом, чтобы решение этих задач осуществлялась в максимальном объеме.

   Изучение геометрии в коррекционной школе дает ученикам знания и практические умения, помогающие лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.  Имеющиеся математические знания, в том числе геометрические, помогает ребенку легче приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свое место, почувствовать собственную значимость.

   ГКОУ «Лемешкинская С(к)ОШИ» уже не первый год работает над проблемой «Социализация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями в интернатных условиях как приоритетное направление успешной адаптации в современном обществе». Администрация школы работает над созданием организационно-педагогических условий, от реализации которых зависит успешная социализация учащихся. Формировать навыки необходимые школьникам для дальнейшей адаптации в обществе педагоги начинают с первых дней пребывания ребенка в школе. Но особенно остро этот вопрос встает перед старшеклассниками, так как  им предстоит начать самостоятельную жизнь в обществе.

   Поэтому, работая по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида», педагог  наряду с основными задачами обучения математики, решает и задачи, направленные на успешную социализацию старшеклассников.

Цель опыта:

  Создавать условия для повышения степени социальной адаптации старшеклассников школы VIII вида путем решения практических задач геометрического содержания

Задачи:

- формировать прочные геометрические знания с учетом значения их для дальнейшей самостоятельной жизни;

- формировать навыки применения полученных геометрических знаний при решении задач жизненно-практической направленности;

- способствовать коррекции познавательных процессов в ходе решения  практических задач;

-способствовать формированию личностных черт характера  старшеклассников для успешной социализации.

Описание опыта:  

   Главная задача учителя  - это добиться на уроках геометрии от учащихся овладения ими доступными знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь.  Такие  знания учащиеся могут получить при решении задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.  Поэтому, одним из важнейших видов учебной деятельности, который учитель применяет в своей работе, является решение практических задач геометрического содержания.   Задачи геометрического содержания имеют для учащихся большое практическое значение, так как в ходе решения этих задач у них происходит формирование и закрепление  геометрических представлений, понятий о фигурах, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения.  Школьники  получают практические навыки измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов. Решая задачи с практическим содержанием на уроках геометрии, учащиеся получают практические умения и навыки, необходимые для работы в учебных мастерских, в повседневной жизненной практике.  В процессе решения задач у учащихся развивается познавательная деятельность, все виды мышления.

    Анализ достижений учащихся на уроках геометрии за 6 класс показал следующие результаты:

    Было замечено, что решение практических задач способствует обеспечению более осознанного овладения геометрическими знаниями и практикой. Учащиеся лучше усваивают новый материал, если объяснения проводятся на примерах, взятых из жизни. Поэтому в старших классах решение практических задач становится приоритетным  направлением на уроках геометрии.

   Решая вопрос успешной социализации старшеклассников с нарушением интеллекта, учитель определяет, что решение практических задач позволяет реализовывать познавательный, коммуникативный, поведенческий компоненты процесса социализации, которые тесно взаимосвязаны.           Применение практических задач происходит на всех этапах изучения геометрического понятия: I этап – формирование новых знаний, II этап – закрепление полученных знаний, III этап – применение знаний на практике, Использование математически и содержательно взаимообусловленного комплекса задач: геометрия - профессиональный труд - жизненная ситуация на всех этапах способствует наиболее прочному запоминанию понятия и формированию умения применять на практике.

I этап.

   На первом этапе изучения геометрического понятия учащиеся получают более полное представление и последующее расширение об изучаемом объекте.  На уроках изучения нового материала сначала применяются задачи геометрического содержания, которые играют основную роль в освоении  нового понятия.

    Перед изучением нового геометрического понятия выполняется решение ряда подготовительных задач, которые помогают ученикам воспроизвести в памяти, ранее изученный материал, повторить и актуализировать имеющиеся знания. Такие задачи предлагаются в начале каждого урока. Это объясняется тем, что на изучение геометрического материала отводится один час в неделю. Между этими уроками проходит значительный промежуток времени. Ученики успевают забыть то, что было, изучено несколько уроков назад или не применялось продолжительное время. На этом этапе используются задачи с моделями, задачи на построение, задачи на преобразование фигур и задачи на узнавание элементов и др.

      Для выявления существенных признаков понятия используются задачи на построение, по указанным свойствам; задачи с моделями фигур; задачи на измерение. В этом случае   существенные признаки становятся объектами разнообразных действий учащихся. Выполнение задач на сравнение способствует усвоению существенных свойств понятий и овладению общим приёмом  дифференциации геометрических объектов.

   Использование задач с моделями, задач на измерение, задач на построение помогает сформулировать определения, правила, выводы. В ходе выполнения задач, в некоторых случаях у школьников появляется возможность самостоятельно сформулировать правило, определение.  При выполнении таких задач учащиеся видят различное пространственное расположение геометрических фигур, распознают их в сложной конфигурации. Тем самым происходит развитие наглядного мышления, совершенствуется восприятие.

    При  первичном закреплении понятия используются однотипные задачи. В данном случае они выступают как средство тренировки. Использование задач на вычисление, задач на узнавание понятия, задач на вычерчивание и построение, задач с моделями способствует более прочному запоминанию изучаемого понятия.

      Геометрические задачи  на примере темы «Геометрические тела» представлены в Приложении 1.    

   На этапе применения геометрических задач обращается внимание учащихся на предметы окружающей действительности. Ребята учатся «видеть» изучаемые геометрические объекты в окружающих предметах, абстрагироваться от некоторых их свойств и особенностей, выделять общие черты, устанавливать их взаимосвязь.

   Каждое новое понятие, по возможности, первоначально преподносится в задаче практического характера. Такая задача призвана, во-первых, убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового теоретического материала; во-вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач, поставленных реальной действительностью. Это помогает учащимся усваивать программный материал, который становится для них руководством к действию, к решению практических задач, развивает интерес к предмету геометрии, повышает творческую активность.

   Кроме того, решение в классе задач прикладного характера всегда встречается обучающимися с живым интересом, уроки проходят при повышенной активности ребят. Учащиеся на таких уроках учатся наблюдать, экспериментировать, исследовать, повышается уровень обученности.

   Последующее применение задач из комплекса  зависит от изучаемой темы урока. Применяются или задачи, условия которых направлены на формирование профессиональных навыков, или задачи, в условиях которых раскрываются вопросы быта, описываются реальные жизненные ситуации. Задачи  о профессиональном труде  помогают старшеклассникам закрепить полученные геометрические знания в условиях, знакомых им по работе в школьных мастерских и на пришкольном участке. Для этого используются задачи, составленные учителем на близком для них материале и имеющие связь с будущей профессией. (Приложение 2) Задачи, условия которых содержат  бытовую информацию, помогают старшеклассникам получить представления о том, зачем они изучают геометрический материал, и где они могут в дальнейшем применить полученные знания. (Приложение3)

II этап.

   На этапе закрепления полученных знаний использование задач позволяет проводить работу по усвоению и запоминанию изученного понятия, применению знаний в сходной и новой ситуациях, выработке практических умений. На этом этапе проводятся уроки повторения, обобщения знаний. Это и традиционный урок, и урок – соревнование, и урок – игра, и уроки с применением элементов ИКТ (Приложение 4, Приложение 5). В этом случае помимо ранее рассмотренных геометрических задач используются так же задачи на распознание объекта, задачи на моделирование, конструирование, задачи на преобразование. На  таких уроках применяются ситуации, по возможности приближенные к реальным жизненным условиям. Например, моделируются  жизненные и производственные ситуации. (Приложение 6) Соответственно применяются задачи, взятые  из комплекса о профессиональном труде и из жизненных ситуаций.  При решении таких задач от школьников требуется аргументировать  свои ответы, отстаивать то или иное  высказывание, доказывать свою правоту. Это ведет к развитию умения рассуждать, делать выводы и простейшие умозаключения.  

    Применяя различные формы работы на уроке, учитель так же способствует развитию коммуникативных навыков старшеклассников. Так, выполняя групповую, парную работу, ребята учатся общаться между собой, соотносить свои конкретные личные интересы с общими интересами группы, учатся находиться в том микроклимате, в котором они находятся в данный момент. При моделировании реальных условий, у старшеклассников вырабатываются и закрепляются качества общения,  которые помогут им в дальнейшем трудоустройстве. Например, умения активно и эмоционально участвовать в диалоге, внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и отвечать на них, грамматически правильно строить свои высказывания. Во время работы в группах, в парах у ребят происходит развитие ценностных качеств, таких как взаимопомощь, умение уступать друг другу. Решение практических задач геометрического содержания позволяет формировать у учащихся такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля, чувство ответственности, долга, порядочности, воспитывается   привычка к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца. Эти качества пригодятся выпускникам, как в дальнейшей трудовой деятельности на предприятии, так и в быту, при обустройстве и создании уюта в собственном жилье.  

III этап

   Решение практических задач геометрического содержания на третьем этапе – этапе применения полученных знаний на практике имеет огромное значение для успешной социализации старшеклассников. Практические умения: измерительные, графические, конструктивные, вычислительные всегда находят широкое применение в  любом виде труда, в любой профессии. Применить знания, полученные на уроках геометрии, старшеклассники имеют возможность в столярных и швейных мастерских, на пришкольном участке, на уроках домоводства. На уроках столярного дела учащиеся производят обработку деталей, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (брус) по заданным размерам, основные свойства которого были изучены на уроках геометрии. В свою очередь на уроках геометрии ребята работают с брусом (измеряют, строят различные конструкции и т.д.), который изготовили на уроках труда. На уроках сельскохозяйственного труда измеряют периметр и площадь земельных участков, измеряют расстояния между грядками, планируют садовый участок, т.е. применяют измерительные и вычислительные навыки, которые формируются в ходе решения практических задач геометрического содержания. На уроках домоводства геометрические знания ребята применят при расчете необходимых материалов для ремонта потолков, стен, полов; при практическом обустройстве жилого помещения, планирования размещения вещей, мебели. Поэтому поддерживается тесная связь с учителями профессионального труда,  проводятся интегрированные уроки. ( Приложение 7, Приложение 8) В этих случаях подбираются задачи производственного содержания, задачи бытовой направленности. Именно здесь у ребят есть возможность показать, как прочно они усвоили новые знания, овладели практическими навыками и могут ли их применить в новых реальных условиях.

   Контроль уровня геометрических знаний позволяет учителю получить ясное представление о качестве усвоения учениками изучаемого материала и при необходимости вносить коррективы  в процесс формирования знаний, учитывая трудности, которые испытывают учащиеся. Решение практических задач позволяет осуществить контроль знаний и умений на всех этапах формирования понятия.

Результативность опыта.

   Для получения объективной информации о результатах усвоения старшеклассниками геометрических знаний и умений, навыков применения их в решении практических задач,  для выявления условий повышения успеваемости учеников, их успешного приобщения к активной жизни и готовности применять полученные знания в дальнейшей самостоятельной жизни проводится мониторинг качества полученных знаний.   Для отслеживания уровня усвоения знаний старшеклассниками в ходе изучения каждой темы проводятся проверочные работы, самостоятельные работы, тесты,  математические диктанты, составленные по уровням сложности учебного материала. Заполняются листы мониторинга, в которых отражаются учебные навыки и уровни их усвоения. (Приложение 9)

   В основу персонального мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности старшеклассника при решении практических задач и качество усвоения им того или иного умения:

5 уровень. Учащийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.

4 уровень. Учащийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.

3 уровень. Учащийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.

2 уровень. Учащийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.

1 уровень. Учащийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь.

  Данный индивидуальный лист позволяет наглядно проследить динамику качества знаний учащихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.

  Данные персонального мониторинга учитель обобщает в сводной таблице, позволяющей проследить степень усвоения знаний учащимися в течение учебного года. (Приложение 10)

   Базовый мониторинг уровня сформированности знаний проводится в виде контрольных работ не менее трёх раз в течение года:

- входной контроль в начале учебного года позволяет определить степень устойчивости  знаний учащихся, выяснить уровень потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения изученного материала в предыдущем учебном году;  

- промежуточный контроль в конце первого полугодия  помогает отслеживать динамику обученности учащихся и  корректировать деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости;

- итоговый контроль в конце учебного года определяет уровень сформированности знаний при переходе учащихся в следующий класс и позволяет прогнозировать результативность дальнейшего обучения.

  Результаты контрольных работ заносятся в таблицу. ( Приложение 11)

   Анализ результатов мониторинга позволяет проследить динамику достижений учащихся при решении практических задач геометрического содержания. Диаграмма позволяет представить эти результаты наглядно.

   Таким образом, вполне возможны ситуации, когда абсолютные итоговые показатели учащихся не высоки, но по сравнению со стартовыми результатами они свидетельствуют об очевидном прогрессе, что позволяет сделать вывод об оптимальности выбранных учителем средств и методов обучения.

  Учитывая отзывы учителей ПТО, воспитателей, соцпедагогов, педагогов профессиональных училищ  можно сделать вывод, что опыт работы решения практических задач геометрического содержания имеет положительный результат.

Распространение опыта.

   Распространение опыта проходит посредством выступлений на заседаниях МО учителей предметников,  на педсоветах, на курсах повышения квалификации, а также проводятся открытые уроки и размещаются публикации на сайтах интернета.

Школьный уровень:

  • В 2011-2012 учебном году на заседании МО учителей предметников заслушано выступление по теме «Изучение темы «Симметрия» в 7-8 классах коррекционной школы». В выступление были показаны оптимальные методы и приемы, используемые при изучении данной темы.
  • В 2012-2013 учебном году на педагогическом совете по теме «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся» был зачитан доклад, в котором раскрывалась актуальность темы для обучающихся в интернатных учреждениях и  приведены конкретные примеры создания условий успеха на уроках геометрии.
  • В 2013 учебном  году во время участия в школьном конкурсе «Педагог года» на этапе защиты опыта работы в выступлении перед коллегами были показаны практические упражнения, которые используются  на уроках геометрии.
  • В апреле 2014 года на педагогическом совете по теме «Диагностика уровня обученности и воспитанности как основа коррекции и управления качеством образования» прошло выступление, в котором рассказывалась диагностика результативности работы по теме «Решение практических задач на уроках геометрии в старших классах»

Региональный уровень:

  • В 2012 году в рамках юбилея школы был дан открытый урок по теме «Симметрия». Данный урок получил положительную оценку коллег из коррекционных школ нашей области. На уроке ребята показали, в каких жизненных ситуациях они могут применить свои знания о симметрии.
  • В апреле 2013 года на курсах повышения квалификации прошла защита опыта по теме «Изучение геометрического материала в школе VIII вида(5-9 классы)»

Федеральный уровень:

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Божкова Галина Александровна Учитель математики I квалификационной категории ГКОУ «Лемешкинская С(к)ОШИ» Стаж работы -21 год

Слайд 2

тема Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида

Слайд 3

цель Создавать условия для повышения степени социальной адаптации старшеклассников школы VIII вида путем решения практических задач геометрического содержания

Слайд 6

Задачи геометрического содержания - на узнавание элементов - на построение - на измерение на сравнение на вычисление на преобразование фигур с моделями на преобразование

Слайд 9

Ваша фирма оказывают услуги населению по ремонту жилья. Вам необходимо подсчитать количество материала, необходимое для выполнения ремонта; стоимость материалов; стоимость выполненных работ. Комната имеет пол прямоугольной формы со сторонами 5м и 3,5м, высота 2,5м. Необходимо выполнить следующее работы: а) Наклеить потолочную плитку. Для выполнения работы используют плитку квадратной формы со стороной 50 см, по периметру – бордюр. б) Наклеить на стены обои . Используются обои шириной 50см, длина рулона 10м. в) Выложить ламинат. Предлагается произвести настил пола , используя плитки, имеющие форму прямоугольника Фрагмент урока

Слайд 10

Рабочие моменты

Слайд 15

Выступление на педсовете Выступление на МО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Решение практических задач на оптимизацию"

В методической разработке урока представлена деловая игра  "Экскурсия в "Агентство РеПраЗО"...

Урок на тему "Решение практических задач с помощью темы «Арифметическая прогрессия»

Урок разработан для учащихся  9 класса. Цель урока - показать учащимся применение темы «Арифметическая прогрессия» при решении практических задач....

Презентация по географии на тему: «Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности»

Приведены слайды с текстами задач, используемых на уроке географии в 6-м классе при изучении темы "Атмосфера"....

Обобщение опыта по теме "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности ребенка"

Тема   "Работа с природным материалом как возможный путь социализации личности"...

урок по теме "Решение практических задач на проценты"

Представлены тенологическая карта и презентации урока проведенного в 5 классе по теме "Решение практических задач по теме проценты"...

Урок интегрированный по теие "Решение экстремальных задач геометрического содержания (2 ч)"

Конспект урока интегрированного (алгебра  + геометрия) по теме "Решение экстремальный задач геометрического содержания" содержит подборку заданий для итогового повторения тамы применени...

Презентация на тему "Решение практических задач с процентами".

Презентация на тему "Решение практических задач с процентами". Урок-обощение знаний....