РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ, ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Якупова Марина Юрьевна

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экран­ных искусствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_klass.docx88.87 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУДЛФ 5-Х КЛАССОВ                                                                                                                               ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

«Изобразительное искусство» в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

*  формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия, визуального образа реальности и произведений искусства;

*  обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

*  освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

        *развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
формирование активного отношения к традициям кул
ьтуры  как  смысловой,   эстетической  и  личностно значимой
ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, отражённой в его изобразительном искусстве, архитектуре,  национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
  • развитие  способности  ориентироваться  в  мире  современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения 

* овладение основами практической творческой работы с различными художественными материалами и инструментами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».

Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий — даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—7 классах основной школы отводится всего 105 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

В процессе освоения содержания курса развиваются коммуникативные качества и активная жизненная позиция через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1)  воспитание    российской    гражданской    идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)  формирование   ответственного   отношения   к   учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной  траектории  образования  на  базе  ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые   и   социальные   сообщества;   участие   в   школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возраст-

пых  компетенций с учётом региональных,  этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, -учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)  формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9)  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие  ценности  семейной жизни,  уважительное и  заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках  предложенных  условий   и  требований,   корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5)  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)  умение    определять   понятия,    создавать   обобщения, устанавливать  аналогии,   классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать   причинно-следственные   связи,   строить   логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)  умение организовывать учебное  сотрудничество и  совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать  конфликты  на  основе  согласования  позиций  и  учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9)  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии   с   задачей   коммуникации   для   выражения   своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10)  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

11)  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1)  осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

2)  развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально  оценивать  гармоничность  взаимоотношений человека  с природой и выражать своё отношение художественными средствами;

3)  развитие    индивидуальных   творческих    способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

4)  формирование   интереса   и   уважительного   отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;

5)  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

6)  развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения  и  ориентации в  художественном  и  нравственном пространстве культуры;

7)  освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах   (фольклорное   художественное   творчество   разных пародов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

8)  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и  пространственной среды, понимании красоты человека;

9)  приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:   изобразительных   (живопись,   графика,   скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

10)  приобретение   опыта   работы   с   различными   художественными материалами и в разных техниках в различных видах  визуально-пространственных  искусств,   в   специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

11)  развитие  потребности  в  общении  с  произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной   культуры   как   смысловой,   эстетической   и личностно значимой ценности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов и развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

ВИДЫ И ЖАНРЫ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных нидах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание II произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

   Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 8 классе в объёме не менее 35 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно-эстетического образования и воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный художественно-творческий опыт.

Доминирующее значение имеет направленность курса на раз-питие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание, развитие способностей и творческого потенциала, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. В основной школе продолжается развитие способности наследования национально-культурных традиций, воспитание осознанного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительного и бережного отношения к художественному наследию России, воспитание интереса к искусству народов мира.

Содержание учебного предмета помогает учащимся формировать художественную компетентность зрителя, приобретать умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.

Художественно-эстетическое развитие — важное условие социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности.

Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества на основе интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую его творческую активность. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству способствует значительному расширению опыта собственной художественно-творческой деятельности; развитию творческого потенциала, умения создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приёмов художественного конструирования.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Краткое содержание

Раздел: Образ родной земли в изобразительном искусстве

Тема: Образ плодородия земли в изобразительном искусстве

1-2

Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта

2

Восприятие осенних натюрмортов отечественных живописцев XVIII-XX вв. (И. Т. Хруцкого, К. А. Коровина, А. В. Лентулова, И. И. Мишкова, В. Ф. Стожарова и графика Д. И. Митрохина) и западноевропейского художника XVII в. (Ф. Снейдера)

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Изображение предметов мира. Объем и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Пропорции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению.

Диалог об искусстве. Особенности творческой манеры мастеров натюрморта (непосредственность в подходе к натуре, стремление передать ее в динамике, во всей свежести и трепетности и т. п.). Средства художественной выразительности языка живописи, графики, передающее богатство, красоту и художественный образ предметного мира. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образца в соответствии с постановленными задачами.

Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы композиции натюрморта».

Творческое задание с использованием средств выразительной графики и живописи.

Материалы: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь (по выбору), кисть.

Подведение итогов.

Страница для любознательных. Из истории становления жанра натюрморта. Натюрморты выдающихся мастеров стран западной Европы

Задания творческого и поискового характера.

Рассматривать произведения мастеров натюрморта (живописцев и графиков), в которых отразилась красота предметного мира, даров земли в пору осени. Различать средства художественной выразительности в натюрмортах живописцев и графиков. Высказывать свое мнение о средствах выразительности, которые используют художники для достижения цельной композиции; о связи воедино изображенного множества предметов благодаря выделению главного предмета (группы предметов); о том, что общего и различного в натюрмортах, написанных в различное время художниками разных стран; о передаче колорита.

Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран. Находить общее и объяснять, в чем их различия (в наборе предметов, композиции, колорите, передаче освещенности). Анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки – теплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев.

Понимать и объяснять смысл понятия колорит.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, фактуры и цвета плодов земли.

Работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета (группы предметов) в композиции.

Изображать осенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приемы композиции натюрморта (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра). Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое видение мира и отношение к нему.

Участвовать в повседневной итоговой творческой работе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять  задания творческого и политического характера по способу и поиску информации с использованием поисковой системы Интернета, применяя знания в измененных условиях и компьютерные технологии. Готовить презентацию.

3-4

Осенние плоды в твоем натюрморте

2

Восприятия живописно-декоративных натюрмортов в творчестве художников первой половины ХХ в. (отечественных: М. С. Сарьяна, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, К. С. Петрова-Водкина, А .А. Дайнеки – и западноевропейского – А. Матисса), в народном и декоративно-прикладном искусстве (поднос мастера А. Лезнова из Жостова, фарфоровый сервиз).

Основные содержательные линии. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объем и форма. Трансформация и стабилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства.

Диалог об искусстве. Специфика изображения предметов в живописно-декоративно-прикладном искусстве. Отражение красоты и многообразия земных даров, сгруппированных в натюрморте. Отличительная особенность декоративной композиции (подчинение изделию). Художественные средства для решения задач декоративной композиции. Отличие декоративных натюрмортов от живописных.

Работать по художественно-дидактической таблице «Варианты декоративной композиции».

Творческое задание с использованием живописно-декоративных средств выразительности. Работа в паре.

Материалы: бумага (белая, черная или цветная), картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладкокрашеная с мелким и крупным рисунком.

Подведение итогов

Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран. Рассказывать о своих впечатлениях от них и произведений мастеров декоративно-прикладного искусства (усиление декоративности за счет передачи объема, упрощение цвета, усиление яркости и многокрасочности черным или синим контуром, условное решение пространства).

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приемы они используют для усиления декоративности (предельно условное решение пространства, упрощение объема, трансформация формы, лаконичность цвета, введение в изображение контура).

Участвовать в обсуждении особенностей творческой манеры художников, средств художественной выразительности, придающих натюрмортам декоративный характер. Анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передаче своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи. Различать реальность и условность в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции. Определять  использование традиционных и оригинальных художественных материалов и техник в декоративных натюрмортах.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Выполнять рисунок композиции декоративного натюрморта в карандаше и декоративный натюрморт в цвете в технике коллажа, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к натуре.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в различных видах искусства

1

Воспитание произведений изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «древа жизни» в живописи, рельефах Дмитриевского собора во Владимире, кампанилы собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, резных капителях южного портала Рождественского собора в Суздале; в декоративном убранстве ограды дворца Хетло в Нидерландах; в росписи  шкатулки, гобелена-триптиха и др.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культуры. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Условность художественного изображения. Материалы живописи, скульптуры, графики. Художественные техники. Объем и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Семантика образов в народном искусстве. Украшение в жизни людей, его функции ы жизни общества.

Диалог об искусстве. «Дерево жизни» - один из самых распространенных образов искусства в культурах разных народов мира. В русском искусстве «дерево жизни» - символ непрекращающегося развития. Плакетное искусство – разновидность рельефа прямоугольной формы из металла, керамики или других материалов.

Творческое задание с учетом средств выразительности скульптуры.

Материал: цветной пластилин, глина, картон, фанера.

Подведение итогов.

Рассматривать декоративный рельефные композиции «дерево жизни» в архитектурных сооружениях (в экстерьере и интерьере) и произведениях разных видов искусства. Рассказывать  об особенностях плакетного искусства.  Приводить  примеры изображения «дерева жизни» в разных видах искусства. Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия)

Объяснить значения слов барельеф, горельеф.

Участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «дерево жизни» в технике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «дерево жизни» в творчестве мастеров народов мира.

Работать в паре. Выполнять рельефную композицию «дерево жизни» согласно условиям творческого задания.

Создавать образ плодоносящего дерева, преодолевая буквальное понимание сюжета.

Участвовать  в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.    

Тема: Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве

6-7

Красота осеннего пейзажа в живописи и графике

2

Восприятие разнообразия красок осени в картинках выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины ХХ в. (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, С. Ю. Жуковского, современного художник Д. А. Холина), в пейзажах, выполненных в технике монотипии.

Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явления жизни и природы. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Великие мастера русского и европейского искусства. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Линейная и воздушная перспектива. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже.

Диалог об искусстве. Главные выразительные средства в «пейзажах настроения» И. И. Леветина (цветовой строй, манера письма, изображения света и воздуха, построение пространства). Использование в пейзаже воздушной перспективы. Особенности техники монотипии. Поиск образов в отпечатке-монотипии (деревья, кусты, водоемы, облака, скалы, поля, рощи и т. д.) и графическая проработка изображения кистью, пером.

Творческое задание с использованием живописных и графических средств.

Материалы: бумага, гуашь, стекло или пластик, кисть, перо.

Подведение итогов.

Страница для любознательных. Из истории становления жанра пейзажа. Пейзажи выдающихся мастеров стран Западной Европы.

Задания поискового и творческого характера

Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипии. Сопоставлять отображение лирического настроения художников-пейзажистов и русской поэзии, выделять особенности «пейзажей настроения». Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах живописцев.

Участвовать  в обсуждениях художественных средств создания образов осенней природы в творчестве мастеров пейзажного жанра.

Объяснить значение слова монотипия.

Отличать особенности техники монотипии.

Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии. Представлять мотив этого пейзажа и близкий для его настроения колорит. Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи грустного, пасмурного или радостно-солнечного состояния природы. Прорисовывать по монотипии детали кистью, пером, гелевой ручкой и т. д.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.    

Выполнять задание по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Интернета и обработку информации с применением компьютерных технологий и полученных знаний в измененных условиях.

  

8-9

«Осенних дней очарование» в книжной графике

2

Восприятие искусства оформления книги – книжной графики. И. Я. Билибин, В. А. Фаворский, Н. Е. Чарушин, И. И. Бруни, А. Н. Аземша – выдающиеся мастера отечественной книжной графики.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Художественный материал и художественные техники. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животных. Изобразительные виды искусства.

Диалог об искусстве. Книжная иллюстрация – синтез разных искусств (графики, искусство шрифта, иллюстрация и полиграфического искусства), тесно связанных с текстом литературного произведения. Основные компоненты книги – обложка, суперобложка, форзац, фронтиспис, титул и т. д. Шрифты, рисованные буквицы, композиционное построение и оформление текста (поля, рамочки, заставки, концовки). Техника выполнения иллюстраций. Взаимосвязь разных элементов в оформлении книги.

Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.

Материалы: бумага, краски (акварель, гуашь, тушь), клей, кисть.

Советы мастера.

Подведение итогов.  

Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики. Сопоставлять техники, манеры и приемы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Рассказывать об основных компонентах книги. Высказывать суждение о разнообразии приемов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста.

Объяснить смысл понятий графика, гравюра.

Участвовать в обсуждении истории книгопечатания и особенностей оформления первых печатных книг в Западной Европе и России. Рассказывать о разнообразии приемов и манер иллюстрирования в русской книжной графике. Определять особенности национального русского стиля и единства изобразительного образа и литературного текста в творчестве художника-иллюстратора И. Я. Билибина, выборе техники исполнения иллюстрации, использование художественных выразительных средств оформления макета книг.

Выполнять творческое задание согласно условиям. Определять главную идею внешнего оформления, композиция на странице текста, иллюстрации, элементов оформления (буквица, заставка, концовка). Выражать в творческой работе свое отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, к соответствию изобразительного образа литературному тексту.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.    

Итого по разделу

9

Раздел: Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.

Тема: Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность.

10

Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.

1

Восприятие произведений отечественных живописцев XIX-XX вв. А. Г. Венецианова, Б. М. Кустодиева, Е. В. Честякова, А. А. Пластова и голландского художника XVII в. Б. ван дер Хельста, локовой миниатюры мастеров из Палеха и Холуя, запечатлевших в своих работах осенние сельские праздники, посвященные уборке урожая, ярмарке.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.

Диалог об искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Традиционный земледельческий календарь как своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Средства художественной выразительности в произведениях бытового жанра, передающие праздничное настроение природы и человека, единение людей с природой и друг с другом.

Работа по художественно-дидактической таблице «Поэтапное создание многофигурной композиции»

Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.

Материалы: карандаш, бумага.

Подведение итогов.  

Страница для любознательных. Из истории бытового жанра. Сцены сельской и городской жизни в искусстве Западной Европы и России.

Задания творческого и поискового характера. 

Рассматривать произведения избирательного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли- кормилицы. Различать средства художественной выразительности в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать свое суждение о том, как влиял традиционный земледельческий календарь на организацию праздников в народной культуре народов России. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от осенних праздников урожая в родном крае.

Объяснять  смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека.

Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях мастеров, статичный и динамичный строй композиции.

Участвовать в обсуждении отображения в произведениях народного, декоративно-прикладного искусства и живописи традиционных праздников урожая и ярмарки, связи земледельца с природой; выразительных средств создания праздничного настроения, единения природы и человека в творчестве народных мастеров и живописных произведениях бытового жанра.

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка.

Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку) фигуры человека в движении для многофункциональной композиции. Применять выразительные графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к празднику урожая.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной

Выполнять задания творческого и поискового характера по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Интернета, применяя знания в измененных условиях и компьютерные технологии. Готовить презентацию.

11

Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышлен-ными товарами и форма общения между людьми

1

Восприятие произведений бытового жанра отечественных (В. Г. Перов, П. А. Федотов, Б. М. Кустодиев, А. А. Пластов) и западноевропейских (И. Бекелар, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх) художников.

Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Народные праздники , обряды в искусства и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цвет. Сюжет и содержание в произведении искусства. Бытовой жанр.

    Диалог об искусстве. Сохранение и развитие Традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Роль живописных и композиционных средств (сюжет, смысловой центр, ритм, контраст, пятно, цвет, колорит), создающих праздничное настроение и участвующих в создании художественного образа.

Творческое задание с использованием композиционных и живописных средств выразительности в многофигурной композиции..

Материалы: акварель, гуашь, бумага.

Подведение итогов.  

Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI-XX вв. Высказывать свое суждение о том, как композиционные живописные приемы влияют на передачу смысла произведения.

Объяснить смысл понятий сюжет, тема, содержание и форма.

Сравнить произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Находить общее и различное. Определять тему, сюжет бытовой картины, пропорции фигуры человека, смысловой (композиционный) центр. Называть художественно-выразительные средства, участвующие в создании художественного образа.

Участвовать в обсуждении характерного и типического в бытовом жанре, динамики и статики в компонентах многофигурной композиции; художественно-выразительных средств воссоздания художественного образа ярмарки.

Выполнять многофигурную композицию «Праздник урожая» или «Ярмарка» согласно условиям творческого задания. Выделять характерные наиболее яркие черты в поведении и внешности людей, используя свои наблюдения осеннего праздника в твоем крае, городе (поселке). Выражать в творческой работе свое отношение к празднику урожая.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной

Тема: Образ времени года в искусстве

12-13

Зимняя пора в живописи и графике

2

Восприятие пейзажей отечественных живописцев (В. Д. Поленов, И. Э. Грабаль, Д. Журавлев, Н. М. Ромадин) и графиков (М. А. Врубель, Г. С. Верейский, М. В. Добужинский, А. А. Остроумова-Лебедева) конца XIX – начала XX в. И западноевропейских художников XVII в. И конца XIX в. (П. Брейгель Старший (Мужицкий), В. Ван Гог)

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и западноевропейского искусства. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира.

Диалог об искусстве. Пейзаж как портрет времени года в творчестве выдающихся  художников России и Западной Европы. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимнего периода. Графические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих) в создании художественного образа зимней природы.

Творческое задание с использованием композиционных и графических средств художественной выразительности в изображении зимнего пейзажа. 

Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. 

Советы мастера.

Подведение итогов.  

Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже. Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и ее значимости для человека. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от наблюдений различных состояний и настроений в зимней природе. Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображенной живописцами и графиками в своих произведениях.

Участвовать в обсуждении художественных особенностей передачи состояния зимней природы, разнообразия художественных средств выразительности (пространство, линия, цвет, силуэт, пятно) в создании художественного образа зимнего пейзажа.

Выполнять композицию зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок зимней природы по памяти и представлению, сделанных на предыдущем уроке согласно условиям. Выражать в пейзаже свое эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Тема: Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества

14-15

Делу – время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.

2

Восприятие образов героев тематических картин, воссоздающих сцены труда и отдыха молодежи, изделий народных мастеров (народных костюмов разных регионов России, дымников).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественный материалы и художественные техники. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Диалог об искусстве. Традиции, состав комплекса русского народного костюма разных регионов России. Изготовление изделий из металла в разных регионах России и их художественные особенности. Средства художественной выразительности в изображении героев картин, передачи особенностей традиционного народного костюма разных регионов России. Художественные приемы плетения поясов и изготовление дымников.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Плетение пояса из трех и пяти нитей» и «Технологическая карта изготовления дымника с флюгером»

Творческое задание с учетом технологических приемов работы с мягкими и твердыми материалами.

Материалы: бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки или  тонкая цветная тесьма, булавка; тонкий черный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга.

Подведение итогов.  

Рассматривать произведения живописи, изображающие молодежь в сценах совместного труда и отдыха, изделия декоративно-прикладного искусства.

Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края, города, поселка. Высказывать свое отношение к произведениям живописцев, в которых отражены характерные сцены народной жизни и особенности традиционного народного крестьянского костюма.

Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей.

Объяснять, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных мастеров в украшении предметной среды. Приводить примеры.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которые используют художники при изображении сцен трудовой и праздничной жизни молодежи, а так же художественных материалов (мягких и твердых) и художественных техник (плетение поясов, изготовление дымников).

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать технику плетения поясов из трех и пяти нитей и технологию изготовления дымника с флюгером. Сверять свои действия при изготовлении поясов и дымников с флюгером с рекомендациями таблиц.

Работать в паре. Выполнять  графический эскиз пояса или дымника с флюгером. Конструировать изделия из мягкий и твердых материалов согласно эскизам.

Участвовать в подведении итого творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.

16-17

Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства

2

Восприятие произведений живописцев (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, С. В. Малютин), скульптура (С. Т. Коненков) и мастеров лаковой миниатюры (С. М. Дмитриев, А. А. Каморин), воссоздавших образы фольклорных героев.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Изобразительные виды искусства. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение  в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Специфика художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Разработка фольклорной темы мастерами отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчество мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных сочетаний событий.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Схематичные зарисовки пропорций головы, лица.», «Изображение атрибутов, предметов, дополняющих характеристику фольклорного героя»

Творческое задание с использованием средств выразительной живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства в передаче сказочности фольклорного героя.

Материалы: бумага, акварель, гуашь (по выбору).

Советы мастера.

Подведение итогов.  

Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Сравнить особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного , театрально-декорационного искусства и книжной графики. Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения впечатления фантастических превращений и необычных событий, сказочности композиции; о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ в характеристике фольклорного героя. Понимать условность и субъективность художественного образа.

Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в произведениях разных видов изобразительного искусства, роли цвета в характеристике фольклорного героя, средств художественной выразительности для передачи сказочности происходящих событий и действий.

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Анализировать последовательность изображения головы, лица героев композиции по художественно-дидактической таблице.

Изображать персонажа сказки или былины по представлению. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое видение образов фольклорных героев и отношение к ним.

Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.

Участвовать в подведении итого творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Итого по разделу

8

Раздел: Мудрость народной жизни в искусстве

Тема: Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота.

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом

1

Восприятие произведений живописи (Б. Н. Поморцев), графики (Б. Л. Непомнящий, А. А. Бородин) и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Храмовое зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального  в архитектуре. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Русский Север – край уникальных домов-комплексов. Особенности конструкции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества.

Творческое задание с использованием средств языка графики.

Материалы: простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага.

Подведение итогов.  

Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях и в произведениях живописи и графики. Высказывать свое впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.

Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов и других построек. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Осознавать, что  архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека. Называть ведущие художественные музеи деревянного зодчества России.

Участвовать в обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Выполнять графические зарисовки  (с натуры, по памяти) деревянных построек. Выражать в творческой работе свое отношение к натуре.

Участвовать в подведении итого творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

19-20

Изба – творение русских мастеров-древоделов

2

Восприятие произведений живописи (А. П. Бубнов) и фотографий, воспроизводящих постройки деревянного древнерусского зодчества.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль визуально-пространственных искусств в организации в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Инструмент плотника», «Самцовая (безгвоздевая) крыша», «Конструирование избы из бумаги», «Технология рубки дома»

Творческое задание с учетом принципов конструирования и постройки крестьянского подворья из бумаги силами «плотницкой артели».

Материалы: карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей.

Подведение итогов.  

Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, учебные работы на фотографиях, представленных в учебнике. Понимать конструктивно-техническую основу избы.

Сравнить конструктивные и художественные особенности крестьянских домов и других дворовых построек. Различать их типы, назначение.

Участвовать в обсуждении конструкции избы, разновидностей плотницких инструментов, конструктивных элементов самцовой (безгвоздевой) крыши.

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Анализировать и планировать  предстоящую работу по инструкционным картам, направленную на создание макета бытового окружения человека и использование навыков работы в технике бумагопластики.

Выполнять  макет избы или других дворовых построек из бумаги. Использовать известные приемы обработки бумаги для конструирования и декорирования макета избы. Выражать в творческой работе свое отношение к традиционному крестьянскому жилищу.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

21

Изба – модель мироздания

1

Восприятие примеров декоративного  убранства (налачник светелки, фрагмент лобовой доски, балкон, причелина и т. п.) в облике деревянных домов разных регионов России на фотографиях и в произведениях графики по мотивам деревянной архитектуры (А. И. Мурычов, С. М. Никиреев), представленных в учебнике

Осовные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

Диалог об искусстве. Расположение декоративных украшений на фосаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе.

Творческое задание с использованием художественных графических средств.

Материалы: простой и цветные карандаши, фломастер.

Подведение итогов.

Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов. Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы; условность художественного образа.

Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы назначение домовой резьбы.

Участвовать в обсуждении синтетического характера народной культуры на примере украшения жилища, отражения мировосприятия людей в облике дома и его декоративным убранстве, в знаках- символах, разнообразии форм в природе как основы декоративных форм в резном убранстве фасада крестьянского дома, художественных особенностей домовой резьбы; значения знаков-символов в декоре дома.

Выполнять графические зарисовки знаков – символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. Выражать в творческой работе свое отношение к символике декоративного убранства дома. Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица».

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам  своей и их художественно – конструкторской деятельности.

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность

1

Воспринимать произведения живописи (Х.А. Якупов, А.Ф. Лутфуллин, О.А. Вулков), графики (Н.В. Ратковская), народного мастера из Палеха (Б.М. Ермолаев), запечатлевшие сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также элементы деворативного убранства зданий Томска, представленные на фотографиях, включенных в учебник.

Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль и изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Традиционный и современный уклад жизни, отраженный в искусстве. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно – прикладном искусстве. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Образ лада в труде, доме и семье – нравственный идеал народов России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома.

Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства.

Материалы: ножницы бумага, клей.

Подведение итогов

Рассматривать сцены семейной жизни далекого прошлого, настоящего в произведениях живописи и графики,  лаковой миниатюре, а также декоративное убранство деревянных построек Томска.

Сопоставлять произведения художников, посвящённые теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений.

Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений.

Участвовать в обсуждении традиционного и современного уклада семейного уклада семейной жизни, отраженного в идейно- художественном содержании произведений разных видов искусства, художественных приемов передачи красоты и гармонии фасада избы в декоративном убранстве деревянных крестьянских построек.

Выполнять элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья.

Участвовать в комплексной работе над проектом макета из бумаги «Деревенская улица».

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

ОБРАЗ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ОПЕРЕ-СКАЗКЕ «СНЕГУРОЧКА». СИНТЕЗ ИСКУССТВ (3 ч)

23

Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

1

Восприятие эскизов декорации и костюмов к опере-сказке «Снегурочка», выполненных В.М. Васнецовым.

Основные содержательные линии. Изображения в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Исторические, мифологические, библейские темы в изобразительном искусстве.

Диалог об искусстве. Отражение картины мира в росписи палат Берендея. Отражение особенностей национального русского орнамента в театральном костюме героев. Особенности восприятия зрителем театральной декорации.

Творческое задание с использованием живописных средств художественной выразительности.

Материалы: живописные материалы по выбору.

Подведение итогов

Рассматривать эскизы декораций и костюмов В.М. Васнецова, К.А. Коровина, И.Я. Билибина к опере –сказке « Снегурочка».

Участвовать в обсуждении особенностей творчества театрального художника, влияния сказочных образов народной культуры(украшения жилища, предметов быта, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки), эскизов театральных декораций и костюмов, художественных особенностей театрально-декорационного искусства.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля. Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему. Передавать в серии рисунков развитие действия. Выражать в творческой работе свое отношение к персонажам спектакля.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

24-25

Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка»

2

Восприятие эскизов костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М.Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я.Билибин и другие художники.

Основные содержательные линии. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре.

Диалог об искусстве. Особенности образной характеристики сказочных персонажей в эскизах театральных костюмов, выполненных В.М.Васнецовым, И.Я.Билибиным. Роль орнамента и цветового решения в разработке театрального костюма. Особенности восприятия зрителем эскизов театральных костюмов разных художников.

Творческое задание с использованием живописных средств художественной выразительности.

Советы мастера.

Материалы: карандаши, фломастеры, черная тушь, цветные мелки.

Подведение итогов

Рассматривать эскизы костюма к операм – сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок». Понимать художественные особенности изображения в театрально-декорационном искусстве.

Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов, синтетического характера театрального искусства (художник – оформитель, драматург, композитор), выбора художественных материалов и средств для создания выразительных образов театрально-декорационного искусства.

Создавать графическими средствами эмоционально – выразительные эскизы костюмов сказочных героев. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажей оперы-сказки; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений персонажей спектакля. Выполнять эскизы декораций, костюмов к театральной постановке на заданную тему. Выражать в творческой работе свое отношение к персонажам спектакля. Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллажа».

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Тема: Календарный праздник широкой Масленицы  как часть народной художественной культуры и современной жизни(3 ч)

26

Гулянье на широкую масленицу и образы его в искусстве

1

Восприятие живописных произведений отечественных художников XIX-XX вв. В.И.Сурикова, С.Ю. Судейкина, Б.М.Кустодиева, К.Е. Маковского, Ф.В.Сычкова, С.Л. Кожина, в которых отражены традиции масленичных гуляний.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве.

Диалог об искусстве. Изображение человека и праздничных действий  в момент масленичных гуляний на картинах художников. Способы передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников живописцев.

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и народного и декоративно-прикладного искусства.

Материалы: живописные материалы по выбору.

Подведение итогов

Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний. Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников – живописцев.

Участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, художественных материалов и средств для создания выразительных образов.

Создавать средствами живописи эмоционально –выразительные образы природы, людей в момент масленичных гуляний. Выполнять зарисовки с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении на заданную тему. Передавать праздничное ощущение в многофигурной композиции. Выражать в творчестве работе свое отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

27-28

Традиции оформления праздничной среды

2

Восприятие произведений народных мастеров росписи по дереву из Федоскина, Мстеры, Городца, Палеха, в которой отражены традиции масленичных гуляний.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве.

Диалог об искусстве. Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний в произведениях народных мастеров. Роль цвета в передаче праздничного настроения.

Творческое задание с использованием художественных выразительных средств народного и декоративно-прикладного искусства.

Советы мастера.

Материалы: живописные материалы по выбору.

Подведение итогов

Рассматривать произведения народных мастеров на тему календарного народного праздника Масленицы. Рассказывать, как соединяется реальное и сказочное в сюжетах лаковой миниатюры.

Участвовать в обсуждении произведений лаковой миниатюры, отображающих народный праздник Масленицы, роли народных условий в передаче характера традиционных праздников.

Создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний. Выполнять сюжетно – декоративную многофигурную композицию в виде коллективного панно. Передавать радостное настроение народного праздника Масленицы в многофигурной композиции коллективного панно, учитывать многообразные действия участников праздника. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно. Выражать в творческой работе свое отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.

 Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Итого по разделу

8

Раздел: Образ единения человека с природой в искусстве.

Тема: Изображение в искусстве животного как объекта поколения, изучения и опоэтизированного художественного образа

29

Животные – братья наши меньшие

1

Восприятие изображений животных в произведениях декоративно-прикладного искусства, рельефах архитектурных сооружений Древнего мира, в скульптуре и живописи XVII-XVIII вв. и произведениях современных художников – анималистов.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Анималистический жанр. Рисунок с натуры, по представлению.

Диалог об искусстве. Художественное своеобразие изображения животных в разных странах мира. Графические, живописные и пластические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих, цвет, тон, объем, пропорции) в создании художественного образа животных.

Творческое задание с использованием композиционных, графических и живописных средств художественной выразительности в изображении животных.

Материалы: графические и живописные материалы по выбору, бумага.

Подведение итогов

Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, станковой и книжной графике. Рассказывать о своем понимании художественного замысла автора. Приводить примеры изображения животных в народном и декоративно-прикладном искусстве.

Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения.

Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник – анималист.

Участвовать в обсуждении роли животных в жизни человека, становления и развития анималистического жанра в пространстве культуры, художественных выразительных средств, используемых художниками для передачи образа животных в различных материалах.

Выполнить наброски животных с натуры, по памяти и представлению. Выражать в художественно-творческой деятельности свое эмоционально- ценностное отношение к образу животного. Следовать в своей работе условиями творческого задания.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

   

30

Животное и его повадки в творчестве скульптуров-анималистов

1

Восприятие произведений отечественных художников – анималистов В.А.Ватагина, А.М.Белашова, А.Г. Сотникова, И.С. Ефимова и др., создавших образные характеристики представителей животного мира в различных материалах и техниках.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Особенности художественно образа в разных видах искусства. Анималистический жанр. Объем и форма, передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Взаимоотношение формы и характера.

Диалог об искусстве. Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного (подчеркивание забавности, беззащитности, осторожности, стремительности движения).

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приемы лепки дымковской игрушки», «Приемы лепки каргопольской игрушки».

Творческое задание с использованием пластических средств художественной выразительности в изображении животных (выделение главного, характерного для формы, пропорций животного).

Материалы: глина или пластилин по выбору.

Подведение итогов

Страница для любознательных. Памятники животным. Выражение в образах искусства духовно-нравственного мира человека

Задания творческого и поискового характера

Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов. Рассказывать о характерах и особенностях своих домашних любимцев(животных).

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное.

Приводить примеры скульптурного изображения домашних или диких животных в своем городе.

Участвовать в обсуждении красоты и разнообразия средств художественной выразительности в передаче образа животного.

Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приемы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптура.

Представлять образ животного для изображения. Исполнять скульптурный этюд животного по памяти и представлению на основе своих наблюдений. Передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к образу животного. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациями(советам) мастера.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять задания творческого и поискового характера, осуществлять сбор и поиски информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Интернета и обрабатывать ее, применяя знания в измененных условиях и компьютерной технологии.

Тема: Тема защиты и охраны природы и памятников культуры

31

Экологическая тема в плакате

1

Восприятие плакатов, выполненных ведущими отечественными мастерами-графиками.

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в основании мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явление  жизни и природы. Искусство в современном мире. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Функции плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем. Специфические средства плаката(символы, изобразительные метафоры, эффективные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетания фотографии с рисунком и живописью).

Работа на художественно-дидактической таблицы «Варианты размещения текста».

Творческое задание с использованием средств художественной выразительности плакатов(лаконичность, соотношение крупных пятен, взаимосвязь изображения с текстом).

Материалы (по выбору): акварель, восковые мелки, фломастеры, тушь и другие материалы.

Подведение итогов

Рассматривать плакаты, посвященные различным актуальным темам современности. Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своем городе, селе. Приводить примеры плакатов на экологическую тему в своем городе.

Сравнить плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Находить общее и различное.

Участвовать в обсуждении роли плаката в  сбережения памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах, разных по содержанию. Понимать  роль композиционного единства всех элементов изображения плаката в его эмоциональном воздействии на зрителя.

Работать по художественно-дидактическим таблицам, исследую композиционные приемы работы над плакатом.

Выполнять эскиз плаката, применяя выразительные композиционные и графические средства. Передавать в художественно-творческой деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к содержанию плаката. Следовать в своей работе условиям творческого задания

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему.

Тема: Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве

32-33

Троицына неделя и ее образы в искусстве

2

Восприятие красоты возрождения природы в окружающем мире, старинных поверьях, традициях народных праздников и произведениях художников.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Искусство и мировоззрения. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Красота и разнообразие природы, образы всенародного праздника проводов весны и встречи лета, выраженные средствами живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Сюжетно-тематическая композиция как целостный образ праздничного действа. Художественные приемы, которыми художники передают настроение праздника. Народный праздничный костюм. Пропорции лица и фигуры человека.

Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности в передаче красоты летнего праздника.

Материалы(по выбору): фломастеры, цветные мелки, акварель.

Подведение итогов

Рассматривать произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, посвященные народным праздникам и возрождению природы. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях, о том, как встречают весну и лето люди, животные, растения. Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определенного состояния природы, настроения в картине.

Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств, используемых художниками (композиционно-сюжетный центр, пространственные планы, ритм, динамика, колорит). Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей.

Выполнять сюжетно-тематическую композицию по наброскам, сделанным на предыдущем уроке. Выражать в творческой работе свое отношение к красоте летнего народного праздника. Выполнять творческую работу согласно условиям.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

34

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность

1

Восприятие праздничных традиционных женских нарядов: северорусского и южнорусского костюмов в произведениях художников и мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Семантика образов в народном искусстве.

Диалог об искусстве. Кукла в праздничном наряде как образ возрождающейся природы. Особенности конструкции обрядовой куклы Троицыной недели.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Схема изготовления кукол-«неразлучников», «Схема изготовления кукол-«столбиков», «Схема одевания куклы и создание ее костюма».

Творческое задание с использованием традиционной технологии изготовления разных видов кукол.

Материалы: ткань, нитки, ножницы.

Подведение итогов.

Рассматривать традиционные праздничные женские и мужские костюмы. Рассказывать о вкладе народных мастериц в их изготовление и украшение. Раскрывать символическую связь конструкции и декора дома с традиционным праздничным женским костюмом. Высказывать свое мнение о роли традиционного костюма в культуре русского народа.

Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное.

Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях. Рассказывать о преемственности народных праздничных традиций в современности.

Участвовать в обсуждении народных традиций, связанных со сменой времен года и сельско-хозяйственных сезонов, традиций изготовления детских игрушек, кукол в народной культуре, разнообразных видов обрядовой куклы Троицыной недели.

Работать по художественно-дидактическим таблицам, исследуя размер и пропорции куклы, особенности конструирования костюма, выразительноых средств создания образа природы в троицыной кукле.

Изготовлять куклу в праздничном наряде. Выражать в творческой работе свое отношение к образу природы. Выполнять творческую работу согласно условиям.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Итого по разделу

8

Резерв времени  - 1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс

Настоящая программа по изобразительному искусству  для VIкласса создана на основе Программы специальных( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 кл...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента  Республики Марий Эл. адаптирована для  проведения уроков  в сельской школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ, ФГОС

рабочая программа (по учебникам Шпикаловой) по ИЗО 5 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ, ФГОС

рабочая программа (по учебникам Шпикаловой) по ИЗО 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.

5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов ФГОС ООО

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) для 5-7 классов ФГОС ООО...