Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов ФГОС ООО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Малюкова Татьяна Васильевна

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) для 5-7 классов ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.docizo.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Камешкирского района Пензенской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Русский Камешкир

Рассмотрено                               Согласовано                                Утверждаю:                                                                                                                                          

на  заседании  РМО                     на педагогическом совете           Директор  школы:                                                  

Протокол № ___                          Протокол № ___                            ________________

от  «___»  ______  2017 г.         от  «____»  ______  2017 г                      А.М. Глухов                                                  

Руководитель  РМО:_______                                                            Приказ № __ от _____                  

                                                                                                     

Рабочая    программа  по

искусству (изобразительное искусство)

для 5-7 классов

(ФГОС ООО)

                                                                                           Составитель  программы:

                                                                                       учитель изобразительного искусства Малюкова Т.В., учитель  

                                                                                          высшей квалификационной категории

2017 год

 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  

«Изобразительное искусство».

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического,эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс

Раздел I. «Древние корни народного искусства» (9 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народно-праздничными обрядами.

1 тема. Древние образы в народном искусстве.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

2 тема. Убранство русской избы.

Деревенский мудро устроенный быт. Единство пользы и красоты.

3 тема. Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома.

4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта.

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

5 тема. Русская народная вышивка.

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

6-7 тема. Народный праздничный костюм.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

8-9 тема. Народные праздничные обряды.

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Раздел II. «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.  

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

11 тема. Искусство Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

13 тема. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

14 тема. Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории развития жостовского промысла. Своеобразие жостовской росписи, единство предметной формы и декора.

15 тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Краткие сведения из истории развития мезенской росписи. Своеобразие мезенской росписи, единство предметной формы и декора.

16-17 тема. Роль народных промыслов в современной жизни.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Местопроизведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Раздел III. Декор – человек, общество, время (8ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами стран и региона происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

18- 19 тема. Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

21 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

22 -23 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Многообразие форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

24 -25 тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность эмблем. Значение цвета в геральдике.

Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире (10ч)

26- 28 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Участие в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Выставка работ.

29-30 тема. Современное выставочное искусство.

Учебная экскурсия. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

31 тема. Современное выставочное искусство.

Викторина. Урок обобщения и систематизации знаний.

32 тема. Ты сам – мастер.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

33-35 тема. Ты сам – мастер.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Изобразительное искусство в жизни человека- 6 класс

I раздел. «Виды изобразительного искусства  и  основы  образного языка» (8 ч)

1 тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных  искусств.

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

2 тема. Рисунок — основа изобразительного творчества.

     Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

3 тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

      Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

4 тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

      Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

5 тема. Цвет. Основы цветоведения.

   Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

6 тема. Цвет в произведениях живописи.

    Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

7 тема. Объемные изображения в скульптуре.

     Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.

8 тема. Основы языка изображения.

     Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

   Раздел II .  «Мир наших  вещей. Натюрморт» (8 ч)

9 тема. Реальность и фантазия в творчестве художника.

     Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

10 тема. Изображение предметного мира — натюрморт.

      Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

11 тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

12 тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

     Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

13 тема. Освещение. Свет и тень.

      Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

14 тема. Натюрморт в графике.    Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

  15 тема.   Цвет в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

16 тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

     Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Раздел III. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»   (11 ч)

         17 тема. Образ человека — главная тема искусства.

     Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

18 тема. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

       Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

19 тема. Изображение головы человека в пространстве.

   Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

20 тема. Графический портретный рисунок.

    Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

      Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

21 тема. Портрет в скульптуре.

     Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

22 тема. Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

23 тема. Образные возможности освещения в портрете.

    Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

24 тема. Роль цвета в портрете.    Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

25 тема. Роль цвета в портрете.

    Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

26 тема. Великие портретисты.

     Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

27тема. Портрет в изобразительном искусстве XX века (обобщение темы).

     Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах в изобразительном искусстве XX века.

     Раздел IV. «Человек и пространство.  Пейзаж»   (8 ч)

28 тема. Жанры в изобразительном искусстве.

     Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

29 тема. Изображение пространства.

     Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

30 тема. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

     Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.

31 тема. Пейзаж — большой мир.

     Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

32 тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник.

      Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Знакомство  с творчеством художников-пейзажистов Пензенской области. 

 33 тема. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.

Пейзаж в русской живописи. История, особенности.  Особенности изображения пейзажа в графике.

34 тема. Городской пейзаж.

     Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

35 тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

 Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Изобразительное искусство в жизни человека -7 класс

Раздел  I . «Изображение фигуры человека и образ человека»  (8ч)

1 тема. Изображение фигуры человека в истории искусства.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

 2 тема. Пропорции и строение фигуры человека.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схемы движения фигуры человека.

3 тема. Пропорции и  строение фигуры че6ловека.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.

4-5 тема. Лепка фигуры человека.

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.

6-7тема. Набросок фигуры человека с натуры.

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

8 тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый - понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.

Раздел II. Поэзия повседневности (8ч).

9тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.

Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

10 тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.

Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Беседа о восприятии произведений искусства.

11 тема. Сюжет и содержание в картине.

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

12 тема. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

13-14 тема. Жизнь в моем городе(селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

15-16 тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник — это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.

Раздел III. «Великие темы жизни» (11ч)

17 тема. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

18 тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина — философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учителем).

19-20 тема. Процесс работы над тематической картиной.

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы — поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды — сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.

21-23 тема. Библейские темы в изобразительном искусстве.

Вечные темы в искусстве.

Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.

Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

Занятие 2-3. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

24-26 тема. Монументальная скульптура и образ истории народа.

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

27 тема. Место и роль картины в искусстве XX века.

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо. Герника; работы К.Кольвиц, Р. Гуттузо; Ири и Тосико Марук и. серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Трагические темы в искусстве середины века. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека. Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины, братья С. и А. Ткачевы, В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя). Беседа и дискуссия о современном искусстве.

Раздел IV. «Реальность жизни и художественный образ» (8ч)

28 -30 тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

31тема. Зрительские умения и их значение для современного человека.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства — звенья культурной цепи.

32 тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

33 тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

34-35 тема. Художественно – творческий проект. Итоговый урок.

3. Тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс-35 час.

Урок              

Тема /Содержание

Кол-во часов

 Раздел I. «Древние корни народного искусства»

(9 ч)

1.

 Древние образы в народном искусстве.

1

2

 Убранство русской избы.

1

3

 Внутренний мир русской избы.

1

4

 Конструкция, декор предметов народного быта.

1

5

Русская народная вышивка.

1

6-7

 Народный праздничный костюм.

2

8-9

Народные праздничные обряды.

2

Раздел II. «Связь времен в народном искусстве»

(8 ч)

10

Древние образы в современных народных игрушках.

1

11

 Искусство Гжели.

1

12

 Городецкая роспись.

1

13

 Хохлома.

1

14

 Жостово. Роспись по металлу.

1

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

16-17

 Роль народных промыслов в современной жизни.

2

Раздел III. Декор – человек, общество, время.

(8ч)

18-19

 Зачем людям украшения.

2

20

 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

22-23

 Одежда «говорит» о человеке.

2

24-25

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2

Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире

(10ч)

26-28

 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

3

29-30

Современное выставочное искусство.

2

31

 Современное выставочное искусство.

1

32

Ты сам – мастер.

1

33-35

 Ты сам – мастер.

3

Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс -35 час.

Урок              

Тема /Содержание

Кол-во часов

Раздел I.  «Виды изобразительного искусства  и  основы  образного языка»

(8 ч)

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных  искусств. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

1

2

Рисунок — основа изобразительного творчества.

1

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

4

 Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

6

Цвет в произведениях живописи.

1

7

 Объемные изображения в скульптуре.

1

8

Основы языка изображения.

1

    Раздел II .  «Мир наших  вещей. Натюрморт» 

(8 ч)

9

 Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

10

Изображение предметного мира — натюрморт.

1

11

 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

13

Освещение. Свет и тень.

1

14

Натюрморт в графике.    

1

15

 Цвет в натюрморте.

1

16

 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

1

   Раздел III. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»  

(11 ч)

17

 Образ человека — главная тема искусства.

1

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

19

 Изображение головы человека в пространстве.

1

20

Графический портретный рисунок.

1

21

 Портрет в скульптуре.

1

22

 Сатирические образы человека.

1

23

 Образные возможности освещения в портрете.

1

24

 Роль цвета в портрете.    

1

25

Роль цвета в портрете.

1

26

Великие портретисты.

1

27

Портрет в изобразительном искусстве XX века (обобщение темы).

1

      Раздел   IV. «Человек и пространство.  Пейзаж»  

(8 ч)

28

 Жанры в изобразительном искусстве.

1

29

Изображение пространства.

1

30

 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

31

Пейзаж — большой мир.

1

32

 Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

33

Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.

1

34

Городской пейзаж.

1

35

 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс -35 час.

Урок              

Тема /Содержание

Кол-во часов

      Раздел  I . «Изображение фигуры человека и образ человека»  

(8ч)

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

1

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

3

Пропорции и  строение фигуры человека.

1

4-5

 Лепка фигуры человека.

2

6-7

 Набросок фигуры человека с натуры.

2

8

 Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1

Раздел II. Поэзия повседневности

(8ч)

9

10

 Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1

1

11

Сюжет и содержание в картине.

1

12

 Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

1

13-14

Жизнь в моем городе(селе) в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

2

15-16

 Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

2

Раздел III. «Великие темы жизни»

(11ч)

17

 Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

1

19-20

 Процесс работы над тематической картиной.

2

21-23

 Библейские темы в изобразительном искусстве.

3

24-26

Монументальная скульптура и образ истории народа.

3

27

 Место и роль картины в искусстве XX века.

1

Раздел IV. «Реальность жизни и художественный образ»

(8ч)

28-30

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

3

31

 Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

32

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

1

33

 Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

34-35

Художественно – творческий проект. Итоговый урок.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное обучение.Рабочая программа по изобразительному искусству (8 вид) 6 класс

Настоящая программа по изобразительному искусству  для VIкласса создана на основе Программы специальных( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для 5-9 кл...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента  Республики Марий Эл. адаптирована для  проведения уроков  в сельской школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ, ФГОС

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ, ФГОС

рабочая программа (по учебникам Шпикаловой) по ИЗО 5 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ, ФГОС

рабочая программа (по учебникам Шпикаловой) по ИЗО 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.

5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...