Рабочая программа для 11 класса по предмету МХК
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 11 класс) по теме

Никулина Оксана Анатольевна

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя МХК

1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ

МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).

2. Концепция художественного образования в Российской

Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403):

http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России (проект): http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru.

Эл. версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp

4. Концепция этнокультурного образования:

http://www.school.edu.ru .

5. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней

школе // Искусство в школе. – 2002. - № 4.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего

образования // Вестник образования. – 2004. - №8.

7. Образовательный стандарт основного общего образования по

искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.

8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные

программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

9. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

10. Типовые программы (УМК) по «Мировой художественной

культуре».

11. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного

предмета «Мировая художественная культура» в 2011-2012 учебном году в

общеобразовательных учреждениях.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запёчатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры XX века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-Х1 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс X класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс XI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца XIX - XX веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

История мировой художественной культуры предполагает знакомство со всеми аспектами географического, природного, исторического, социального, лингвистического, мифологического, природного, религиозного и художественного бытования конкретных феноменов искусства и целых культурно-исторических систем

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Образовательные цели и задачи курса

      Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и  задачи курса

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Формирование ключевых компетенций

Формирование ключевых компетенций на базе изучения мировой художественной культуры связано с освоением реального социо-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе, и виртуального пространства мирового художественного наследия. В этом отношении стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны с одной стороны, а с другой, дают возможность по достоинству оценить местные культурные и художественные традиции. Именно с этих позиций следует подходить к формированию художественных и культурных компетенций учащихся. Прежде всего, это приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, осознание ценности национальной культуры, формирование основ толерантного отношения к другим культурам. Во-вторых, приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок, стереотипов национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур. В-третьих, критическая оценка «внушающей силы искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. На этой базе формируются компетенции, связанные с организацией личного досуга, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества. Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

         Характеристика стандартов второго поколения и преподавание МХК

        Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

        Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования.

        Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это, в частности, означает, что результаты общего

образования должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

 

              Характеристика видов контроля качества знаний по МХК

При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.

      Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.  

 

   Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации

общеобразовательных программ на базовом уровне   по предметам инвариантной части учебного плана (по ступеням обучения).

      Огромное значение для продуктивного преподавания МХК имеет кабинет: современные аудиовизуальные средства, компьютерная техника, систематизированные материалы по искусству. Кабинет должен обеспечивать возможность не только демонстрации художественных материалов, но и размещение сменных экспозиций творческих работ учащихся; хранения банка медиаресуров, сформированных педагогами и обучающимися.

        Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам

        При разработке системы работы по МХК с одаренными детьми, при подготовке к олимпиадам, конкурсам следует обратить внимание на создание оптимальных психолого-педагогических, организационных     условий для выявления развития и реализации способностей одаренных детей: объединение усилий педагогов гуманитарного, художественно- эстетического циклов по формированию познавательных и творческих

способностей учащихся, склонных к научно-исследовательской работе гуманитарной направленности; максимальное использование материально- технической базы образовательного учреждения.

       Необходимо обеспечить преемственность в формировании углубленных знаний, терминологии по истории отечественной и зарубежной культуры; аналитических, практико-ориентированных навыков в атрибуции (описании, определении значимости) памятников истории и культуры, в том числе и регионального характера; креативного опыта при разработке проектов, связанных с проблематикой художественной культуры России.

         При подготовке к олимпиадам целесообразно использовать содержание ныне действующих стандартов, заложенных в базовым уровне, дополнив его углубленным изучением истории мировой культуры. Необходимо предусмотреть готовность обучающихся к выполнению заданий следующего характера: тестов (на выявление теоретических знаний, понятий, шедевров мировой, русской, региональной культуры); частично-поискового характера (на умение сравнивать, выделять общее и частное, соотносить понятия) и творческих заданий, имеющих практико-ориентированный характер (разработать содержание выставки, рекламных материалов и т.п.).

      При работе с одаренными детьми возможно использовать: систему экстерната при изучении отдельных тем; возможности дистанционных олимпиад, ИКТ; педагогический потенциал высшей школы, системы дополнительного образования, учреждений культуры; личностно- ориентированное, развивающее обучение; расширение самостоятельной

работы учащихся в условиях выбора дополнительных образовательных услуг; индивидуальном консультировании.

      Методическое сопровождение преподавания МХК

      В процессе преподавания МХК необходимо учитывать специфику предмета: преемственность, полихудожественность, интегративность; использовать синтез традиционных и развивающих методик, наглядность, нацеленность на практико-ориентированный результат; углубление возможностей самостоятельной работы (организация исследовательской, проектной деятельности учащихся); формирование информационной культуры.

Информация о кол-ве часов. Место предмета «МХК» в базисном учебном плане Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 урок в неделю).

Информация о внесённых изменениях

Изменений нет. Последовательность изучения тем соответствует авторской программе.

Базовый учебник

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от  XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.

Учебник написан в соответствии с  образовательными стандартами по истории и мировой художественной культуры. В нём представлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от XVII века до современности.

     Материал учебника позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.

    Учебник хорошо иллюстрирован. В нём много интересных вопросов и заданий, которые помогут закрепить и обобщить прочитанное. В приложении даны примерные планы анализа произведений искусства различных видов, перечень дополнительной литературы, а также советы, как написать сочинение-эссе, реферат, доклад или сообщение, подготовиться к семинару или диспуту, сделать рецензию на театральный спектакль или кинофильм, оформить выставку и др.

Учебно-методический комплекс

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура»11 класс. Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

 Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.
  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

      Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

                                       Результаты обучения

     Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Технология обучения

Использование:

- компьютерных и информационно-коммуникативных технологий;                                                             - игровых технологий;

-технологии критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности;

-здоровьесберегающих технологии;                                                                                                                                        -технологии проблемного обучения при изучении МХК как средство саморазвития школьников

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

       1. Мультимедийные обучающие программы и учебник

 

      2. Электронные базы данных и справочные материалы по МХК (Д Д)

Электронная библиотека. База данных Электронные библиотеки включают комплект

Информационно - справочных материалов и ориентированы на различные формы

познавательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную работу. В состав этих библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты

культурологических и исторических источников итекстов из научно-популярных изданий (таблицы, схемы, диаграммы, графики, иллюстрации, аудио и видео материалы. Электронные библиотеки могут размещаться на компакт-дисках либо в сетевом

варианте

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

Мультимедийный компьютер

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления

таблиц, репродукций

Видеомагнитофон

Мультимедийный проектор  

Телевизор

 

                           

Учебно-тематический план (34 ч)

 

            Раздел

 

                  Тема и количество часов на её изучение


  1. Художественная культура XVII – XVIII вв.

13 часов

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. 2

Архитектура барокко. 1

Изобразительное искусство барокко. 1

Классицизм в архитектуре Западной Европы. 1

Шедевры классицизма в архитектуре России. 2

Изобразительное искусство классицизма и рококо. 1

Реалистическая живопись Голландии. 1

Русский портрет XVIII века. 1

Музыкальная культура барокко. 1

Композиторы Венской классической школы. 1

Театральное искусство XVII – XVIII вв. 1


  1. Художественная культура XIX в.

9 часов.

Романтизм. 1

Изобразительное искусство романтизма. 1

Реализм – художественный стиль эпохи. 1

Изобразительное искусство реализма. 1

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма). 1

Многообразие стилей зарубежной музыки. 1

Русская музыкальная культура. 1

Пути  развития  западноевропейского театра. 1

Русский драматический театр. 1


  1. Художественная культура XX в.

12 часов.

Искусство символизма. 1

Триумф модернизма. 1

Архитектура: от модерна до конструктивизма. 1

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. 1

Мастер русского авангарда. 1

Зарубежная музыка XX века. 1

Русская музыка XX столетия. 1

Зарубежный театр. 1

Русский театр XX в. 1

Становление и рассвет мирового кинематографа. 2

Обобщение по темам курса. 1

                                                                 Содержание

Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре[1], канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.

Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.

Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.

Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.

Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма. София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев). Освоение западноевропейских традиций. 

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры. 

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств. 

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).

Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.

«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Каза-кова. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров).

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.

Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и  театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).

Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин, театр А.Н.Островского и А.П.Чехова).

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).

 Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

Основные стили и творческие направления искусства XX века (модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Становление и расцвет мирового кинематографа.

Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса биологии  в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

Тестовые работ по выполнению текущего контроля предлагается ученикам в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей.

Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Задания с использованием рисунков и схем.

При выполнении практической работы и  текущего контроля знаний:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания биологии. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс биологии – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • контрольная работа;
  • практикум.
  • тестирование.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • урок,
  • практикумы.

Темы для докладов, презентаций, рефератов:

 «Стили и направления искусства XVII – XX вв», «Архитектурный облик Москвы», «Архитектурный облик Санкт-Петербурга», «Мир Пусена», «Питер Пауэл Рубенс»,: «Прогулка по Версалю», о произведениях голландских художников (, Герард Терборх, Питер Клас, Виллем Хеда, Якоб Рейсдал, Рембрандт). о творчестве Вивальди, Баха, Генделя, Монтеверди(по выбору), о жизни и творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.

        

Список научно-методической литературы.

1.«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

2.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

3.«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

4.Т.Н. Назарова " Художественно-эстетическое воспитание в школе. Структура, программы, опыт работы", из-во " Учитель", Волгоград, 2009г

5. В. Афанасьева «Малая история искусств», Москва, «Искусство», 1976г.

6. Н.А. Дмитриева «Искусство древнего мира», Москва, «Детская литература»,1989 г.

7. М.В. Алпатов «Искусство», из-во «Просвещение», 1969г.

8.Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

9.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

10.Музыкальный энциклопедический словарь, Москва, " Советская энциклопедия", 1990г.

11.И.В. Синова " Народы России. История и культура, обычаи и традиции" , справочник школьника, С.П. " Литература",2010г.

12.0.Д. Ушакова. "Словарик школьника. МХК", С.П. " Литература",2005г.

13.Ф.С. Капица, Т.М. Колядич " Новейший справочник школьника. История мировой культуры", М. АСТ. СЛОВО. ПОЛИГРАФИЗДАТ ,2010г

Интернет- ресурсы: 

Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября»

http://art.1september.ru; Коллекция «Мировая художественная культура»

Российского общеобразовательного порталаhttp://artclassic.edu.ru;

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала

http://music.edu.ru; Портал «Архитектура России»http://www.archi.ru; Портал

«Культура России» http://www.russianculture.ru; Портал «Музеи России»

http://www.museum.ru; Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской

мифологии http://www.greekroman.ru; Archi-tec.ru - история архитектуры,

стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru; ARTYX.ru:

Всеобщая история искусств http://www.artyx.ru ; Classic-Music.ru —

классическая музыка http://www.classic-music.ru World Art — мировое

искусство http://www.world-art.ru; Виртуальный каталог икон

http://www.wco.ru/icons/; Виртуальный музей живописи http://www.museumonline.

ru; Виртуальный музей Лувр http://louvre.historic.ru Государственная

Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru; Государственный Русский

музей http://www.rusmuseum.ru; Государственный Эрмитаж

http://www.hermitagemuseum.org Древний мир. От первобытности до Рима:

электронное приложение к учебнику по МХК http://www.mhk.spb.ru

Импрессионизм http://www.impressionism.ru; История изобразительного

искусства http://www.arthistory.ru/ Московский Кремль: виртуальная

экскурсия http://www.moscowkremlin.ru; Музеи Московского Кремля

http://www.kremlin.museum.ru Народы и религии мира

http://www.cbook.ru/peoples/; Российская история в зеркале изобразительного

искусства http://www.sgu.ru/rus_hist/; Современная мировая живопись

http://www.wm-painting.ru; Энциклопедия Санкт-Петербурга

http://www.encspb.ru.

    Дополнительную информацию по методике преподавания искусства

можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista

(http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google

(http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos

(http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler

(http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru).

     Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru - Каталог «Все

образование Интернета»; http://www.1september.ru/ru/index.htm -

Объединение педагогических изданий "Первое сентября";

http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение

нового типа, созданное при поддержке Министерства образования РФ;

http://www.curator.ru - Сайт посвящен применению Интернет-технологий в

образовании; http://www.ucheba.com; - Информация учебно-методического

плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-

методическими документами; образовательные стандарты и документы,

которые публикует Минобразования России;

http://www.websib.ru/noos/it/kons.htm - Дистанционные консультации по

общеобразовательным предметам; http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих

учителей; http://www.kcn.ru/school/book/index.htm - Мобильный учебник;

http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка;

http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm - Тестирование по всем предметам с 5

по 11 класс; http://www.prosv.ru - Издательство "Просвещение".

http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука"; http://www.piter.com -

Издательство "Питер"; http://www.ndce.ru/ - Электронный каталог учебных

изданий; http://www.prosv.ru - Издательство «Просвещение»;

http://www.vlados.ru/ - Гуманитарный издательский центр Владос (Книжная

лавка Университета РАО).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по предмету «Музыка». 5 - 8 класс

Рабочая программа учебного курса  по предмету «Музыка». 5 - 8 классПрограмма по музыке для 5 – 8 классов авторов: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак выбрана мной из множест...

Рабочая программа и КТП по предмету "Искусство", 8-9 класс.

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предн...

Содержание учебного предмета в рабочей программе 10 класс

Сведения о программеРабочая  программа по биологии составлена на основе·         Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рецензия на рабочую программу 1 класса по предметам учебного плана

Рецензия на рабочую программу 1 класса по предметам учебного плана...

Рабочая программа 3 класс по предмету английский язык

Рабочая программа 3 класс, английский язык, учебник "Spotlight"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 класс учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным 17 мая 2012 года приказ № 413 (ред...

Рабочая программа 5 класс Учебного предмета «Изобразительное искусство» для основного общего образования

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произвед...