урок ИЗО "Особенности древнегреческой керамики" 6 кл
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Краснопеева Наталья Александровна

Данный урок – урок по культуре Древней Греции. Явление антропоморфности свойственно всей древней культуре, в том числе и античной, поэтому с методической точки зрения урок лучше начать с развития керамики вообще и древнегреческой в частности. Урок рассчитан на один час, поэтому более подробно учитель должен остановиться непосредственно на вазописи (стили, сюжеты и т. д. ). На данном уроке необходима наглядность. Вазопись вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. При желании учитель может очень быстро ее подогнать под план своего урока (у каждого свое видение урока). При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии здесь не обойтись. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе. Домашнее задание предполагает практическую работу - роспись вазы. Это может быть роспись готовой заготовки или собственное творение. Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла, а вазопись – это и есть идеальное сочетание формы и образа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_drevnegrecheskoy_keramiki.docx764.62 КБ

Предварительный просмотр:

Краснопеевой Натальи Александровны,

учитель ИЗО и технологии

264-428-287

Методические рекомендации:  Данный урок – урок по культуре Древней Греции. Явление антропоморфности свойственно всей древней культуре, в том числе и античной, поэтому с методической точки зрения урок лучше начать с развития керамики вообще и древнегреческой в частности. Урок рассчитан на один час, поэтому более подробно учитель должен остановиться непосредственно на вазописи (стили, сюжеты и т. д. ). На данном уроке необходима наглядность. Вазопись вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. При желании учитель может очень быстро ее подогнать под план своего урока (у каждого свое видение урока). При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии здесь не обойтись. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе. Домашнее задание предполагает практическую работу - роспись вазы. Это может быть роспись готовой заготовки или собственное творение. Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла, а вазопись – это и есть идеальное сочетание формы и образа.

Тема : Особенности древнегреческой керамики.

(урок по ИЗО 6 класс, 4 четверть)

Цели:

Обучающая : Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая: Развитие интеллектуальной и духовной сферы.

Воспитывающая: Воспитание интереса и любви к мировому искусству.

Задачи:

1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной, краснофигурной и др.), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.

2. Познакомить учащихся с новым понятием керамика.

3. Формировать умение работать с художественными материалами.

4. Развивать образное и логическое мышление.

5. Формировать представление о целостной картине мира.

6. Воспитывать толерантность, эстетический вкус.

Оборудование:

  • Плакаты-таблицы “Виды греческой керамики”, “Древнегреческий орнамент”, “Краснофигурная и чернофигурная керамика”
  • Иллюстрационный материал с изображением краснофигурных и чернофигурных греческих ваз.
  • Литературный ряд: стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
  • Музыкальный ряд: мелодия «Сиртаки».
  • Силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги.

      В течение урока предусмотрено проведение физкультминутки.

Ход урока

 Звучит мелодия «Сиртаки»

Учитель:

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берёт:

ну до чего знаменитый народ!                  

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

и  Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили,

и Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

Было гончарное их мастерство!

 

Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров, прикоснёмся к тайнам греческих мастеров.

“Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!” – так сказал древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но он был прав. Почему?

Ответы детей

 Ученик.  Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия) и т. д.

Учитель. Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Что означает это слово?

Ученики.  Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Учитель.  Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство. 

Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к разным периодам развития  древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные вазы, амфоры для перевозки и хранения вина, воды, зерна, бытовую посуду. Изображенные на этих керамических изделиях орнаменты и сцены, позволяют получить представление о быте людей, живших много веков назад. Особенно широко представлены различные моменты соревнований и эпизоды мифологических сказаний на вазах, которыми награждались победители олимпиад.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы.

Слово «сосуды», «посуда» на латинском языке – «вазы». Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.

Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи — для хранения:

канфар — чаша для вина (а);

ойнохоя — сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника (б);

объемистый кратер — сосуд с широким горлом для смешивания вина с водой, обычного напитка греков (в);

изящная гидрия — сосуд для воды кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы (г);

лекиф высокий, удлиненный сосуд для масла, благовоний, ритуальный для душистого масла, и еще многие другие кувшины и чаши. (д);

скифос — большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски» (е);

киаф — черпак для разбавленного вина (ж);

килик — самая распространенная чаша для вина, плоская, с ножкой и двумя ручками (з);

овальная амфора — сосуд, служащий для транспортировки вина и масла с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда (и).

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Примером необычных по форме и технике исполнения сосудов является ваза для ароматических масел аттической работы, найденная в женском захоронении близ Тамани в 1869 г. Она принадлежит к шедеврам эрмитажной коллекции памятников Древней Греции и является характерным примером искусства классического периода. Тулово вазы исполнено в виде фигуры сфинкса — мифического существа с головой и грудью женщины и туловищем крылатого льва, которое у греческого мастера приобретает неожиданную красоту, грацию и женственность.

                                                 

В росписи сосуда соединяются две техники. Венчик, горло и поверхность под ручкой покрыты черным лаком и расписаны краснофигурным орнаментом. Особенно эффектно выглядит сохранившаяся полихромная роспись фигуры сфинкса. Голубизна глаз, оттененных черными ресницами, нежный румянец щек, розовый цвет губ и умеренная позолота дают представление о цветовой гамме не дошедшей до нас росписи монументальной греческой скульптуры эпохи классики.

С течением времени менялся стиль росписей, орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок всегда носил графический, плоскостной характер. Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи:

 — геометрический (1000–700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей;

ковровый (с VII в. до н.э.). На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором;

чернофигурный (расцветает в VI в. до н.э. в Аттике). На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской. Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным, реже белым цветом. Изображались главным образом мифологические сцены. Известные мастера того времени — Клитий, Эксекий, Амасис;

краснофигурный (ок. 530 г. до н.э.). В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Крупные мастера — Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига. В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.

                        

роскошный (кон. V — нач. IV в. до н.э.). Для этого стиля характерна декоративная пышность ваз, перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта (рисунок 1), есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.

Очень распространен был меандр (рисунок 2) – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

 рис. 1

 рис.2

Любили греки изображать волну (рисунок 3), бутон лотоса (рисунок 4).

рис.3

рис. 4

Существовали плетеные узоры, или косы.

Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Учитель. Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах?

Ученики. Бытовые и мифологические.

Учитель. Объясните понятие “миф”.

Ученики. Миф – это сказание, повествование о происхождении богов и мира, об отношениях богов и людей, о героях.

Учитель. Вспомните и назовите героев древних мифов.

Ученики перечисляют циклы мифов о богах и героях. (Верховный Бог – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь.

Учитель. Действительно, вазопись является своеобразной иллюстрацией жизни древних греков. Именно роспись ваз дает нам наглядное представление о верованиях и быте народа.

Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему?

Ученики. В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала. Помимо мифологических сюжетов изображались сцены из жизни: погребальные обряды, военные действия, празднества, гимнастические игры и состязания. 

Физкультминутка. 

Учитель проводит разминку, входя которой ученики производят движения, называемые в речевке:

Мы атлеты-олимпийцы,

Мы бежим быстрее ветра,

Прыгаем на целый стадий.

Наши копья, наши диски

Вдаль летят до края света,

С шумом, падая на землю

Возле самых ног Атланта

Боремся, как сто Гераклов,

В пятиборье побеждаем,

Чтоб прославить родной полис.

УчительА теперь давайте представим себе, как в большой мастерской художники и подмастерья работают под руководством гончара, являющегося и собственником и главным специалистом своего заведения. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.

Ученик:

“Античные вазы”.

Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

1916 –1917 гг.

 Самостоятельная работа учащихся

- Представьте себя в роли древнегреческих художников. Перед вами подготовленные шаблоны, повторяющие силуэты древнегреческих сосудов. Можно проявить собственные способности в изображении силуэта вазы. Ваша задача укрепить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. При этом вы должны учесть следующее:

  1. Выбор сюжета росписи.
  2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе.
  3. Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. С элементами древнегреческого орнамента мы знакомились на прошлом уроке. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

- Помогать в выполнении рисунка вам будут иллюстрации, напоминающие о том, как одевались древние греки и музыка. Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Вот как о нем сказал Гомер: “Юноши в хоре и девы, одетые в легкие платья, за руки взявши друг друга, сиртаки плясали. Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились, также легко, как в станке колесо под рукою привычной, если горшечник захочет проверить, легко ли вертится”.  Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.

К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и объяснить сюжет вашей росписи по следующему плану:

1. Название сосуда

2. Стиль (краснофигурный, чернофигурный)

3. Композиция (вид орнамента, сюжет)

4. Цикл мифа

5. Герой мифа

В течение 20 минут дети выполняют творческое задание. После этого, пользуясь планом, они составляют и рассказывают описание вазы.

Учитель. Какую роль играло декоративное искусство Древней Греции?

Ответы учеников.

Учитель. Керамика широко входила в частный и общественный быт людей античного мира. Этот период в развитии прикладного искусства связан с господством ремесла как вида творчества. В древнегреческом языке не было слов “ремесло” и “искусство”, существовало понятие “техне”, которое объединяло в себе и то, и другое. Следовательно, любая статуя на Акрополе и керамическая ваза, которыми пользовались в каждом доме, были явлением одного порядка.

Учитель. Что тебе больше всего запомнилось, понравилось? Чему ты научился на уроке?

Ответы учеников. 

 Выставление оценок.

 Домашнее задание: дорисовать вазы

  1. Акимова Л.И. Искусство древней Греции. Геометрика, архаика. Санкт-Петербург. «Азбука-Классика». 2007
  2. Акимова Л.И. Искусство древней Греции. Классика. Санкт-Петербург. «Азбука-Классика». 2007
  3. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. -- М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.
  4. Вейс Г. История материальной культуры. Энциклопедия для кольников.-М.Росмен,2001.
  5. Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Ленинград. Искусство. 1983
  6. Горбунова К.С. Культура и искусство древней Греции. Ленинград. Издательство Государственного Эрмитажа. 1959
  7. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. Москва. Детская литература. 1988
  8. Колпинский Ю.Д. «Искусство древней Греции». Москва. Издательство Академии художеств СССР. 1961
  9. Сапожникова Т.Б. Коблова О.А. Методика проведения уроков ИЗО по теме «ДПИ в жизни человека» 5-8 лекции. Москва «Первое сентября» 2010
  10. Соколов Г.И. Искусство древней Эллады. Москва. «Просвещение».1996
  11. Ходаковский Е.В. История искусств. Цикл лекций, СПбГУ.
  12.  Орнамент Всех времен и стилей.-М.Арт-Родник.2004.
  13.  stranamasterov.ru/taxonomy/term/686
  14.   http://scrap-info.ru

Приложение

                                            

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории на тему: "Древнегреческий театр"

Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, то есть умения самостоятельно работать с учебным материалом, решать непростые задачи. Я считаю, что ...

Древнегреческий театр.Разработка урока

Урок для учащихся 5 класса по Истории Древнего мира.Используется технология развивающего обучения.Сравнение древнегреческого и современного театра....

Разработка урока по кубановедению в 5 классе "Начало древнегреческой колонизации".

Данная разработка относится к разделу "История Кубани, археология, мифология"....

Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"

Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....

Презентация к уроку ИЗО "Древнегреческая вазопись"

Презентация к уроку изо в 4 классе по теме "Греческая вазопись"...