Методическая разработка урока "Тульский пряник" для 6 классов
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Алексеева Елена Петровна

Методическая разработка урока "Тульский пряник" для 6-х классов  учителя ИЗО и черчения ГБОУ Лицея № 387 имени Н.В.Белоусова Кировского района Санкт-Петербурга Алексеевой Елены Петровны. Интегрированный урок ИЗО  и технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tulskiy_pryanik_urok.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русский пряник (Тульский)

Интегрированный урок ИЗО (1 час.) и технологии (1час.)

Вид занятия: декоративное рисование.

               Цель урока:

  • Воспитывать интерес к обычиям и обрядам на Руси, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;
  • Развивать графические умения и навыки;
  • Создать условия для мотивации обучающихся к изучению кондитерских мучных  изделий,  пряников.

Задачи:

  • Содействовать развитию уважения и любви  к народным и семейным традициям, народному искусству, преемственности поколений.
  • Развивать познавательные потребности, интересы и способности, межпредметные связи

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • информационно - репродуктивный
  • методическое оснащение урока:

тип урока:  интегрированный, с презентацией.

  • Предварительное задание учащимся:  подготовить материал, связанный с обычаями и традициями пряников на Руси, поговорки и пословицы о прянике.

Оборудование: для учащихся — бумага, графические материалы, краски; для учителя — презентация, методические таблицы.

Структура урока:

Орг. момент.

Поговорки и пословицы, посвящённые русскому прянику.

История Тульского пряника (презентация). 

Творческая работа учащихся.

 Ход урока:

Здравствуйте ребята! Тема урока: «Русский пряник» (Тульский пряник). Мы сегодня узнаем все  о любимых с детства пряниках.

О прянике много сложено пословиц и поговорок.

Дети! А какие вы знаете поговорки  и пословицы о пряниках?

Детям было дано задание найти пословицы и поговорки о русских пряниках.

Поговорки и пословицы:

 “Ребенку дорог пряник, а старцу – покой”.

 

“Ешь  пряник  с  начинкой,  а  язык  держи     под  сурдинкой”.

“Тарас  есть  пряники   горазд,  а    Филат  и  каше  рад».

“Хлеба  не  станет – будем  пряники   есть”.

 “Поешь   овсяничка   наместо  пряничка”.

“Без  работы  пряников  не  купишь”.

История русского пряника.

Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и будет идти речь на нашем уроке. Много праздников чтил русский народ, а где праздник, там и подарки и угощенья, вкусные и нарядные пряники. А какие угощения были в старину?   Правильно, одним из самых популярных сладостей был пряник. И не просто пряник, а целое произведение  -  красивый, нарядный и очень вкусный. Что же такое пряник? Чем он знаменит? Какие бывают пряники?

 Мы это выясним, открыв историю русского пряника.

..О том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор. Так же как и о том, что же означает само слово, в котором словно застыла память о временах, когда корабли отправлялись за тридевять морей в тридесятое царство за пряностями редкими.

Бытовало мнение, что пряник известен на Руси еще с былинных времен.

История русского пряника действительно уходит в языческие времена раннего средневековья, когда восточные славяне, освоив земледелие, стали заменять в языческих жертвоприношениях мясо животных и птиц изделиями из зерна. Изображения домашнего скота для ритуального пиршества выпекали из теста. Эти обычаи просуществовали около 5 веков, и только к началу XVI века "красно украшенное" печенье потеряло культовое значение, но осталось символом праздничности.

 Историю пряника можно сравнить с историей книги. Как вначале каждая книга изготовлялась вручную, в одном-единственном экземпляре, так и пряник на заре своего существования каждый раз был произведением оригинальным. Так как в связи с ростом спроса стали книги печатать с досок, сериями, так и пряники стали серийными, "тиражными", "печатными", - их тоже стали печатать со специальных досок. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился еще в неолитическую эпоху. Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках — около 350 до н. э.

А самые известные "печатные" пряники с давних времен выпекают в Туле. Впервые это знаменитое тульское лакомство упоминается в писцовой книге 1685-го года. Книга "Старинные производства тульского края" подтверждает: "Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали "печатные" пряники, украшенные затейливыми узорами".

Особую популярность тульский пряник обрел в XIX в. Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на российские и заграничные ярмарки, где тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами.

Основанное на многовековых традициях народного творчества пряничное искусство продолжает жить и развиваться и в наши дни.

Творческая работа учащихся.

Задание.  Выполнить рисунок карандашом эскиз тульского пряника прямоугольной формы на весь альбомный  лист (формат А 4).

На экране презентация — фотография «Тульского пряника». Рядом на доске расположены рисунки, выполненные учителем карандашом, поэтапное рисование эскиза «Тульского пряника».

Этапы работы:

  1. Расположить лист А4 по горизонтали.
  2. Карандашом наметить на листе эскиз пряника  соответственно изображению пряника со слайда.
  3. Выполнить на эскизе пряника  рамочку волнистой линией, затем пририсовать к волнистой линии вензеля.
  4. В нижней части рамки нарисовать крепость.  Для изображения крепости, необходимо соблюдать пропорции.
  5. В верхней части эскиза написать Тульский пряник.

Закончив эскиз пряника, учащиеся прикрепляют свои работы на магнитной доске. Обсудив работы, учащиеся идут на перемену после звонка.  На уроке технологии учащиеся начинают работу над тульским пряником с помощью теста, сделанного по специальному рецепту,  выполняют его по нарисованному эскизу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...