Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Истоки и развитие сундучной росписи»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Жидова Марина Владимировна

 

Цели урока: Способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе изучения истории и технологии северного сундучного промысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

изобразительного искусства в 5 классе

по теме:

«Истоки и развитие сундучной росписи»

                                              Учитель изобразительного искусства

                         МБОУ «Яренская СОШ»

                                     Жидова Марина Владимировна

2013 год

Урок изобразительного искусства для 5 класса

Декор и форма предметов быта.

Тема урока: Истоки и развитие сундучной росписи. 

Вид занятия: Изображение на плоскости. Декоративно-прикладная деятельность и дизайн.

Цели урока: Способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе изучения истории и технологии северного сундучного промысла.

 Развивающая:

- способствовать развитию умений учащихся самостоятельно получать знания, обобщать их, проводить анализ, делать выводы, применять знания на практике в ходе выполнения творческой работы;

- развитие у школьников художественного вкуса, навыков декоративного творчества;

- развитие интереса к изучению прошлого нашей Родины;

  - развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей жизни.

Обучающая:

- сформировать представление о жизни в 19 веке,

- обеспечить усвоение основных этапов выполнения сундучной росписи;

- расширение представлений учащихся о стилизации различных форм;

- закрепление навыков работы с цветом разными кистевыми приемами.

Воспитывающая:

  - создание условий для воспитания положительного интереса к истории своего края;

  - воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения учащихся к процессу  

    рисования, стремление довести работу до конца;

  - знакомство с укладом жизни русского человека.

Планируемые результаты:

Предметные: знать историю сундучного промысла, технологию изготовления и росписи сундуков; уметь украшать предметы различной формы сундучной росписью, используя знания по композиции и цветоведению.

Личностные: оценка своей личности в историческом аспекте.
Метапредметные: уметь находить нужную информацию и применять её на практике в соответствии с поставленной задачей.

Межпредметные связи: музыка, краеведение, русский язык.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология: мастерская.

Ход урока:

Слайд 1:

I. Организационный момент.

Ученики разделены на 4 артели. Садятся по группам.

II. Основной этап.

Слайд 2:

Разыгрывается сценка (звучит русская народная музыка).

 Сидят две девицы в русских костюмах и ведут разговор.

  • Ой, завтра сватать меня придут.
  • Да, ты, что?
  • Ванюша сегодня встретился мне, когда за водой шла, и велел сватов ждать.
  • Ну вот, а ты готова? Полотенец наткала, навышивала.  А рубах нашила. Открывай свой сундук, да похвастай. Есть что показать?
  • Конечно, посмотри сколько добра.
  • Мастерица ты,  Марья! Не сундук, а клад.

   В народе говорили «Невеста – в колыбельку, приданое в коробейку». Невеста готовила и складывала в сундук своё приданое с ранних лет. В русских семьях дочку с 5-7 лет сажали за прядение и рукоделие. Перед свадьбой раскрытые сундуки возили по улицам, показывали содержимое прохожим. Чем больше был сундук у невесты, тем желаннее было ее появление в доме жениха. Чем больше в доме сундуков — тем, как считалось раньше, семья зажиточнее.

У.  – О чём мы сегодня продолжим разговор на уроке?

Д. – О сундуках.

Слайд 3:  

У. – Тема урока «Истоки и развитие сундучной росписи».

Слайд 4:

Знакомство учеников с планом урока.

  1. История сундучного промысла;

      2)    Технология и особенности росписи сундуков на севере;

  1. Отработка навыков  кистевой росписи;

      4)    Выбор лучших  мастеров.

Слайд 5:

1) Выступление 1 артели: «Значение слова «СУНДУК».  

СУНДУК - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. Кованый  (обитый железом). Так интересно простой ящик называется. А название то татарское, означает – вольный ящик с крышкой на навесах с замком. Мастера – сундучники наши снабжали своим товаром не только Русь. Сундук – символ богатства. У хорошего человека он наполнен до краёв добрым «добром».

Даль пишет также, что русские мастера изготавливали сундуки так, чтобы они помещались один в другой, как матрешки. "Сундуки и короба - коренная русская утварь" - пишет он. 

Сунду́к (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предмет крестьянского обихода можно увидеть в русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.

Слайд 6:

2) Выступление 2 артели: «Какие центры производства сундуков были на Руси?»

Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в ХVII в. Стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а так же Москва. Сундучный промысел получил развитие и в других российских губерниях: Нижегородской, Пермской, Владимирской, Воронежской, Курской и Вятской. Мы видим, что на Руси этот промысел был распространён.

Слайд 7:

3) Выступление 3 артели: «Какие виды сундуков существовали на Руси?»

На Руси знали два вида сундуков — с плоской откидной крышкой и с выпуклой. Известно, что изделие с выпуклой крышкой покупали обычно крестьяне, а с плоской – городские жители, используя сундук не только как емкость для хранения, но и как мебель для сна.

Сундук-теремок имел два яруса. Своей формой он напоминал терем.

Сундучок-подголовок, или "подголовник", получил свое название из-за скошенной верхней крышки, на которой бережливый хозяин спал, чтобы сохранить свое богатство.

Погребец – дорожный сундук для продуктов и посуды. Внутри сундука, вдоль одной из боковых сторонок, часто помещали узкий ящик, который закрывался выдвигающейся маскировочной доской.

Слайд 8:

4) Выступление 4 артели: «Для чего применялись сундуки в старину на Руси?» (Приложение №4)

Сундуки изготавливали разных размеров. В огромных дубовых и сосновых сундуках – ларях хранили зерно, муку и другие продукты. Большие – для одежды и спальных принадлежностей, средние для книг и украшений, маленькие для драгоценностей. Были и дорожные сундуки – прообраз современного чемодана.

Длительное время в быту крестьян и городских ремесленников сундук являлся мебелью. Сундуки изготавливали одновременно со строительством жилища – их размер подгоняли  к определенному месту в доме. Чтобы сундук был прочнее, его обивали железом, чтобы был наряднее — расписывали.  Украшенные подобным образом сундуки привносили ощущение праздника в небогатое жилище.

Слайд 9:

У. – Ребята, посмотрите внимательно на эти сундуки. Все они были найдены у жителей нашего района. Значит и у нас сундук был неотъемлемой частью быта крестьян.

     -  Как же сундуки появились в наших домах?

Д. – высказывают свои предположения.

Слайд 10:

Обращаюсь к карте-схеме народных промыслов русского севера.

 У. -  Вот наш Яренск. Совсем недалеко от нас, на территории нынешнего Красноборского района, были расположены центры замечательной росписи крестьянских бытовых предметов - пермогорской, ракульской и уфтюжской. Все они находятся сравнительно недалеко друг от друга. При центрах были мастера, которые ездили по сёлам и деревням и расписывали интерьеры домов и предметы крестьянского быта. Они и могли расписать наши сундуки.

  Так же расписные сундуки отправлялись чуть ли не на все северные ярмарки, и в Великом Устюг, и в Сольвычегодск, и у нас недалеко от села Лена, четыре раза в год проходили знаменитые Туглимские ярмарки. Приезжали гости (торговые люди) из городов: Устюг, Сольвычегодск, Вологда, Вятка, Галич, Москва. С рек Ваги и Мезень. До пятисот человек собиралось тогда торговать. Туглимская ярмарка имела всероссийское значение, она служила перевалочным пунктом для отправки мехов из Сибири в Москву. А так же через Холмогоры торговали со Скандинавскими странами. Возможно, именно на ярмарки и были привезены в наши края эти замечательные сундуки. Так они и могли попасть в дома наших крестьян.

  Сундуки могли быть завезены к нам так же и из Устюга Великого. Вот как пишется в одном из документов «Сбыт сундуков производился на местном рынке в Устюге и главным образом скупщиками в уезды Яренский, Тотемский, Вельский, Никольский, Кадниковский, Устьянский и в Вологду»

 

Слайд 11:

  У. - Наши предки старались сделать сундуки надежными и красивыми. К появлению расписных сундуков привело стремление к яркости и праздничности.

  У.  (обращаюсь к сундукам, представленным в классе) - Мало кому повезло увидеть "живьем" старинный бабушкин сундук.  Известные дизайнеры сейчас считают что время безделушек-однодневок проходит, и желательно, чтобы мебель вашего интерьера имели свою историю. Замечательно, если в доме присутствуют предметы, связанные с несколькими поколениями вашей семьи, хранят ее традиции и стиль жизни, как, например, этот замечательный деревянный сундук. Такой сундук способен стать "изюминкой" интерьера.

  Здорово, когда ты занимаешься каким-нибудь промыслом и можешь создать для своего дома красивую вещь, которой нет больше ни у кого. Она придаст дому тепло и уют.

Слайд 12:

У. – Ребята, а что значит слово промысел? (актуализация знаний).

Слайд 13:

   Во время прослушивания музыкального фрагмента напишите свою ассоциацию со словом «промысел» на листе и передайте соседу, т.о. листок попадает ко всем участникам группы (знать понятие «промысел» и сопутствующие ему слова: мастер, ручной труд, семейный промысел, ремесло, мастерство и др.). Бригадир артели зачитывает ассоциации со словом «промысел» своей группы и аргументируя свою точку зрения.

 Слайд 14:

     Промыслом обычно называют занятие, которое может обеспечить доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью. (Приложение №5)

III. Практическая работа

   Мы сегодня распишем наши сундуки.

 Слайд 15:

А мотивы росписей часто навеяны воспоминаниями о кованых сундуках  Великого Устюга.

Слайд 16:

  Сундуки расписывались большими гибкими побегами с завитками. Форма листьев необычна, они гибкие и пластичные, с изящно заострёнными кончиками, некоторые листья напоминают цветы тюльпана. Листья обрамлялись чёрными «ресничками», обводка дополняла линии оковки сундука.

Слайд 17:

   В цветовой палитре росписи сундуков применяется жёлтый цвет, реже оранжевый и красный, зелень травянистая, изумрудная, голубая, синяя. Белым цветом выполнялась оживка, а чёрным подчёркивался контур рисунка.

Слайд 18:

   Этапы работы над росписью.

Слайд 19:

Физ. минутка. Упражнения для кистей рук. Потренируемся держать кисть.  Держим 3 пальчиками. Мизинец слегка придерживается на поверхности, чтобы рука не скользила. В воздухе обводим узор. Движения лёгкие и непрерывные (попробуем).

   (играет музыка)

  Слайд 20, 21, 22:  

Закройте глаза. Давайте мысленно перенесёмся в те далёкие времена. Вечер. Все дела домашние сделаны. Затянув тихую, протяжную песню, мастера берутся за любимое дело. Постарайтесь сделать ваши сундуки яркими, праздничными, неповторимыми.

Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся по плану.

1 этап  деятельности – композиционное решение:

- определение величины композиционного центра и второстепенных элементов композиции;

- лёгкая разметка – компоновка рисунка в выбранном формате;

- определить цвета необходимые для работы;

2 этап деятельности – цветовое решение:

- выполнение завитков в одну и в другую сторону с уплотнением в виде листиков;

- наращиваем кустик, добавляем к кустику листочки;

- роспись оживляем белыми полукружиями обрамляющими контур листьев;

- выполняем усики – чёрные штрихи, идущие из углублений между листьями и подчёркивающие пластичную форму листьев, плавные изгибы и повороты;

- чёрной обводкой дополняем линии оковки сундука.

Каждая артель воссоздаёт роспись одного из сундуков.

1 артель: карточки элементов узора (Сундук №1)

2 артель: карточки элементов узора (Сундук №2)

3 артель: карточки элементов узора (Сундук №3)

4 артель: карточки элементов узора (Сундук №4)

Работа учителя:

- следить за последовательностью ведения работы;

- воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;

- индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

  1. Анализ работ.

  Каждая артель представляет свой сундук. Могут выбрать отдельного ученика, ответственного за презентацию изделия, который сочиняет самостоятельно, но советуясь с товарищами.

    Представьте, что вы на ярмарке. Какое изделие из представленных вы бы купили? Прикрепляют «знак качества» (Приложение №11) на изделия, которые им понравятся. Каждая артель советуется и выбирает сундук, который на их взгляд получился самым интересным. Бригадир выходит и ставит знак качества своей бригады (на свой сундук ставить нельзя). Затем право поставить знак качества предоставляется гостям.

      Заметили, как стало ярко и празднично в нашем классе!

- Чем вам нравятся ваши работы? Зачем нужно знать и возрождать народные промыслы?  Как возродить сундучную роспись?

V.     Итог урока.

Слайд 23:  

  Народное искусство не любит простого созерцания. С ним нужно играть, им нужно любоваться, его нужно задействовать и привлекать. Лучшим примером такой востребованности служит включение узоров Русского Севера - северодвинской, мезенской, ракульской росписи и уфтюжская сундучная роспись – в лоскутное одеяло, которое стало визуальным ОБРАЗОМ Олимпийских в Сочи в 2014 году.  Каждая "клеточка" - лоскут полотна стала отсылкой к знаменитым национальным промыслам нашей страны. Представленные образы будут использованы при оформлении всех олимпийских спортивных объектов и, конечно же, при разработке дизайна формы нашей сборной.

Чем больше будет этих узоров в Сочи, тем интереснее и креативнее будет выглядеть наша страна.

Это очень по-нашему - гостеприимно. Наших гостей мы хотим укрыть теплым, лоскутным одеялом, сотканным из всех народных промыслов, которые у нас сохранились.

Слайд 24:  

У. - А где ещё можно использовать элементы сундучной росписи?

Сундучная роспись хорошо смотрится не только на сундуках, но и на любой деревянной домашней утвари (шкатулках, панно, дверцах шкафов) в современном интерьере.

Расписные сундуки похожи на современные подарочные коробки – такие же яркие и привлекательные.

    Ребята, вы хорошо потрудились на уроке. Молодцы! Я уверена, что из вас получатся настоящие мастера своего дела. Люди, которые уважают традиции своего народа, гордятся страной, в которой мы живём, интересуются историей своего народа.

Слайд 25:  

Всем спасибо. Молодцы!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 8 класса по теме «Истоки архитектуры и монументальных видов искусства».

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Урок математики в 6 классепо теме «Нахождение числа по его дроби»

Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби»   Бузина Галина Владимировна  Учитель математики высшей категории МКОУ «СОШ №13»   Цель урока: обес...

План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."

План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России (Мезеньская роспись) по программе Б.М. Неменского

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных народных промыслов России (Мезеньская роспись) знакомит детей с историей возникновения Мезеньской росп...

Исследовательский проект :"История и истоки развития городецкой росписи".

В  проекте проведено исследование истроии зарождения и развития народного декоративного промысла Городца,  изучены приемы росписи, орнамента, смыслового решения композиции росписи, технологи...