Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Грекова Ольга Александровна

 

Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

На уроке ребята не только знакомятся с произведениями искусства,  но и изготавливают открытку для своей мамы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_materi_v_izo_i_muzyke.docx32.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Образ матери в изобразительном искусстве и музыке ».

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Задачи:

  1. Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
  2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.
  3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

  • формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
  • формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».

План урока:

  1. Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.
  2. Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества к материнству.
  3. Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.

Ход урока

 Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептала четыре стиха.

Учитель:  Ребята, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Предлагаю провести нашу встречу на тему «Образ матери в изобразительном искусстве». (Читаю эпиграф) (слайд №1)

Эпиграф

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л.Рогожников

 Сообщение целей урока.

Учитель:    Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как живопись и музыка создают образ матери.

Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью.

Учитель:   «Мать» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят матерей. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».Звучит Шуберт  «Аве Мария».

Расул Гамзатов «Мама»                                                                

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – звон и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого созданья.

Резвая улыбка малыша.                                                                                          

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его: Мама! 

Учитель.

— В искусстве есть великие, вечные темы. Каждое поколение  вносит свой вклад в их понимание.Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери.

Учитель.

-Перед тобой великие образы материнства. Один из древних и самых прекрасных образов — «Владимирская Богоматерь». Это икона. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью — лицо её прекрасно. Вглядись, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

И нет конца. И жизнь бездонна.

И бесконечна красота.

Во всех веках жила Мадонна,

Задолго до того холста.

                          Что тонкой кистью тронул гений,

                          Запечатлев земной родник,

                          Земных достойный песнопений,

                         А не бесплотный постный лик.

Ребята, перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. (1483 1520 гг.) Очень много полотен посвятил теме материнства великий итальянский художник Рафаэль Санти. Двадцатилетний художник, рано оставшись без матери, одним порывом души написал серию картин: «Мадонну со щеглом», «Мадонну Конестабило», «Мадонну в зелени»,  «Мадонну – садовницу», «Мадонну в кресле». Но самым пленительным образом в его творчестве полным света и тепла именно «Сикстинская мадонна».

Учитель:  В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры 

Слайд № 4-5.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская).  Художник Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». (Владимирская Богоматерь)

Слайд № 6, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Учитель:   Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.  Русские художники в своем творчестве также не обходили стороной образ женщины — матери. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Вечная и емкая, она помогает советским живописцам показать новое отношение свободного народа к своему будущему.

Наиболее яркое художественное воплощение тема материнства нашла в творчестве художника

 К.С. Петрова-Водкина.

На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Не случайно она повернулась спиной к городу. Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра, царят надо всеми. Несмотря на то, что художник придает облику молодой женщины иконописные черты, она все же простая петроградская работница. Её главная забота — это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

         Слайд № 8      О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”

- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.

Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)

- Так уж устроена наша жизнь, что взрослея человек начинает понимать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и  бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.

- Ребята, давайте вспомним пословицы о матери.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

При солнышке тепло, при матушке  добро.

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Учитель:    Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает  не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Давайте посмотрим как эта тема просматривается в плакате. (слайд № 14-16)

Учитель:    Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие.

Практическая часть. Изготовить  открытку из цветного картона и декоративного материала  для своей мамы.

 Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви. Исполнение песни о маме и выставка работ. Оценки за урок.

Resource id #2928

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)

Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...