Открытый урок "Осенний день"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Бодрикова Людмила Ивановна

Цели и задачи: совершенствование графических навыков; передача строения деревьев; развитие воображения ; передача в изображении линейной и воздушной перспективы; создание определённого колорита, настроения цветом; воспитание бережного отношения к природе; межпредметная связь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  

                                                    5 Класс.

Урок 1.

       Цели и задачи: совершенствование графических навыков; передача строения деревьев; развитие воображения ; передача в изображении линейной и воздушной перспективы; создание определённого колорита, настроения цветом; воспитание бережного отношения к природе; межпредметная связь.

       Оборудование: для учителя - методические таблицы «Как дерево растёт»., «Последовательность выполнения пейзажа»., «Ближе-дальше», «Палитра осеннего леса»; детские рисунки, картинки, фотографии; для учащихся-альбом, карандаш, акварельные краски, кисти. Зрительный ряд: репродукции картин И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольник», «Октябрь»; Н.И. Осенев «Осень», И.Э. Грабарь «Подсолнух», «Рябинка», И. Бродский «Опавшие листья»; И.С. Остроухов «Золотая осень» и др.

      Литературный ряд: загадки и стихи об осени и деревьях, Г. Скребицкий «Художник — осень».

        Музыкальный ряд: П. Чайковский, А. Вивальди «Времена года»

                                                          План урока.

  1. Организационный момент (2-3мин)
  2. Беседа о красоте осени,её приметах (5-7мин)
  3. Повторение о строении различных деревьев (5-7мин)
  4. Выбор сюжета. Повторение о правилах линейной перспективы (3-5мин)
  5. Объяснение задания,последовательность работы над рисунком (3-5мин)
  6. Самостоятельная работа учащихся (15мин)
  7. Конец урока. Анализ выполненных рисунков. (2-3мин)

                                                   

                                                           Ход урока.

 

l.Организация класса

ll.Вводная беседа

 

ll.     Беседа о красоте осени, ее приметах, разнообразии деревьев, их ценности в природе и жизни человека. Используем для музыкального сопровождения на уроке музыку П. Чайковского «Осенняя песня».

       С 9-го июля начинается понемногу прибавляться ночь. 11-го сентября день снова равен ночи. С этого числа ночь все увеличивается и к 12 декабря становится втрое длиннее дня. Облака почти не сходят с неба: небо застилается все ровной пеленой свинцового цвета. С конца августа в воздухе начинает холодеть, а в сентябре появляются иногда и легкие морозы.

     

       Лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать. Мелкие осенние дождики идут беспрестанно. Ветер дует без устали.

        В сентябре на березе появляются там и сям совершенно желтые, золотистые ветки. С каждым днем больше и больше становится желтых листьев. Это последнее убранство срывает порывистый осенний ветер: крутя в воздухе легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.

       Все глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. Отлетные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Леса редеют, затихают и пустеют.

      Вот уже и деревья стоят все голые, только на рябине висят ее красные гроздья. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождём, смотрит уныло под свинцовым небом. Появляется и снег; но долго еще он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, исчезает...

                      Мелькает желтый лист на зелени деревьев;

                     

                      Работы кончил серп на нивах золотистых,

                      И покраснел уже вдали ковер лугов,

                      И зрелые плоды висят в садах тенистых

                                              Н. Греков

      Осени, как очень красивому времени года посвятили свои произведения многие художники и поэты.

                       На виду все тропки полевые,

                       Лес морозцем первым опален

                      Осень и поэзия в России

                      Не разлучны с Пушкинских времен.

    Рассматриваем репродукции картин и читаем стихи об осени.

                       Лес, точно терем расписной

                       Лиловый, золотой, багряный,

                       Веселой, пестрою стеной

                       Стоит над светлою поляной.

                       И. Бунин.

                       Кружат листья над дорожкой,

                       Лес прозрачен и багрян.

                       Хорошо бродить с лукошком

                       Вдоль опушек и полян!

                       Мы идем, и под ногами

                       Слышен шорох золотой.

                       Пахнет влажными грибами,

                       Пахнет свежестью лесной.

                       Л. Блонский.

                       Меж редеющих верхушек

                       Показалась синева

                       Зашумела у опушек

                       Ярко-желтая листва

                       Птиц не слышно

                       Треснет мелкий

                       Обломившийся сучок,

                       И хвостом мелькая, белка

                       Легкий делает прыжок

                       Стала ель в лесу заметней,

                       Бережет густую тень.

                       Подосиновик последний

                       Сдвинул шапку набекрень.

                       А. Твардовский.

                       Унылая пора! Очей очарованье!

                       Приятна мне твоя прощальная краса

                       Люблю я пышное природы увяданье,

                       В багрец и золото одетые леса.

                       А. Пушкин

lll.                   Весной веселит, летом холодит,

                      Осенью питает, зимой согревает. Что это?(Дерево)

                      Рассматривая таблицу «Как растет дерево»,

                        вспоминаем как правильно рисуются разные деревья.

                       Назовите что это за дерево.

                   

1.У этого дерева толстый, постепенно сужающийся ствол, имеющий движение. Более толстые ветки направленны под углом вверх, более тонкие свисают вниз. На стволе черные полоски. (Береза)

2.У этого дерева прямостоящий,средний по толщине ствол. Ветки только вверху, под прямым углом к стволу. Внизу только сучки.(Сосна)

3.У этого дерева толстый ствол. Ветки толстые, искривленные, узловатые. Крона имеет форму дубового листа.(Дуб)

4.У этого дерева тонкий, прямостоящий ствол. Ветки вверху короткие, чем ниже, тем длиннее, прогибаются. Хвоя короткая, частая.(Ель)

5.У этого дерева ствол средней толщины, светлый. Ветки крепкие направлены под острым углом вверх. Крона имеет форму остроконечного листа.(Осина)

                                  Отгадайте загадки:

                               1.Дом со всех сторон открыт,

                                 Он резною крышей крыт

                                 Заходи в зеленый дом.

                                 Чудеса увидишь в нем.(Лес)

                               2.В белом сарафан

                                  Стала на поляне

                                  Летели птицы

                                  Сели на косицы.

                                  Ствол белеет

                                  Шапка зеленеет

                                  Стоит в белой одежде

                                  Свесив сережки (Береза)

                                3.Я из крошки-бочки вылез,

                                   Корешки пустил и вырос.

                                   Стал высок я и могуч,

                                   Не боюсь ни гроз, ни туч.

                                   Я кормлю свиней и белок.

                                   Ничего что плод мой мелок.(Дуб)

                                4.Весной зеленела,

                                   Летом загорала,

                                   Осенью надела

                                   Красные кораллы (Рябина)

                                5.Будто снежный шар бела,

                                   По весне она цвела,

                                   Нежный запах источала.

                                   А когда пора настала

                                   Разом оделась она

                                   Вся от ягоды черна.(Черемуха)

                                6.Кудри в речку опустила.

                                   И о чем то загрустила

                                   А о чем она грустит

                                   Никому не говорит (Ива)

                               7.Что же это за девица?

                                  Не швея, не мастерица

                                  Ничего сама не шьет,

                                  А в иголках каждый год. (Сосна)

                               8.Вроде сосен, вроде ёлок,

                                  А зимою без иголок

                                  Есть у родственницы елки

                                  Не колючие иголки,

                                  Но, в отличии от ёлки

                                  Опадают не иголки. (Лиственница)

lV. Определение пейзажного сюжета так же необходимо, как и в тематическом рисунке, героями которого являются люди. Разница в том, что здесь «героями» сюжетов будут деревья и кустарники, поляны, речки и озера. Выбираем для сюжета одни из отрывок стихотворений.

  1. Лес осенний нас встречает

Красным пламенем осин,

Золотом берез и кленов,

Ягод гроздьями рябин.

  1. Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с березки золотою пчелкой

Вьется и летает над колючей елкой.

  1. Неведимкой осень в гости к нам приходит

И не слышны осени следы.

Красные рябины, желтые березы

На ветру листвою весело шумят

Как в ладоши хлопают золотые клены

Радуется осени наш сад.

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад

Много на дорожках листьев золотых

Мы букет хороший сделаем их них.

Мы букет поставим посреди стола

Осень золотая в гости к нам пришла.

 

При изображении пейзажа сначала намечается линия горизонта, затем рисуется часть природного мотива, находящаяся близко от нас; (ниже на листе) и та, которая удалена от нас, (выше на листе) т. е. 1 и 2 план. При этом вспоминаем правила линейной перспективы о кажущемся изменении размеров предметов по мере их удалении.

Упражнение:

На плакате «Ближе — дальше» нарисовано 5 домов удаляющихся человечком возле каждого дома.

Шел человек по улице,

Глядел по сторонам.

Искал он дом знакомый,

А адреса не знал.

  1. Рассматриваем последовательность рисования пейзажа в карандаше, с соблюдением линейной перспективы. Плакат «Последовательность рисования пейзажа» (карандаш). Объяснение учебного задания начинается с правильного композиционного размещения рисунка.
  2.  Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы включаем музыку А. Вивальди «Времена года», «Осень».
  3. Анализ выполненных рисунков


Предварительный просмотр:

                                                     План 2 урока

  1. Организационный момент.  (2-3 мин)
  2. Повторение правил линейной и воздушной  перспективы. (3-5 мин)
  3. Беседа по картинам художников.  (  5 -7мин)
  4. Краски осени в окраске деревьев . ( 5мин)
  5. Задачи урока и последовательность выполнения работы. (3-5 мин)
  6. Самостоятельная работа учащихся.  ( 15мин)
  7. Конец урока. Оценивание. Анализ выполненных работ.

Выставка. (3-5 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Выполняя пейзаж, где сюжет развивается на открытой местности, мы учитываем правила перспективы, вспомнив основные законы перспективы ( линейной и воздушной)

   -Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные - обобщенно.  Поэтому для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, крупно и ярко, а дальние – обобщенно, мелко, раскрашивая размыто.

   -Все ближние предметы воспринимаются четко , а удаленные -неопределенно. Значит ,  для передачи пространствам контуры  ближних предметов надо делать резче, а удаленных –мягче.

   - На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные светлее .  Значит , для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка затемнить, а темные –высветлить.

   - Все ближние предметы обладают  контрастной сильной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространства ближние предметы изображают объемно, а дальние плоско.

    - На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Значит, ближние предметы изображаем цветами реальными , в полную силу, а дальние – цветом,  с добавлением голубых оттенков.

   - Какие живописные техники мы можем использовать? ( « по - сухому», « по –сырому»)

III. Слушаем отрывок о художнике и называем его.

      Русский художник, проживший короткую и нелегкую жизнь. Годы жизни: 1860-1900. Был большим другом А.П. Чехова, учился у

 В.Д. Поленова и А.К . Саврасова.  Его ранний пейзаж « Осенний день. Сокольники» был отмечен П.М.Третьяковым и попал в его знаменитую коллекцию. Он был тонким и нежным поэтом русской природы и перенес в свои полотна и ликующую праздничность золотой осени , и тревожную печаль хмурого  дня. Он сумел по-новому передать свет, воздух, жизнь природы. В его « пейзажах настроения» отразилась сложная духовная жизнь человека того времени, его тревога, его мечты и надежды.

Написанная художником  в 1892 году пейзаж- картина « Владимирка»-шедевр русской и мировой живописи.» ( Иссак Ильич Левитан)

Рассматриваем картины художников и называем их. Определяем настроение в картинах и их  колорит. Какой картине Левитана более всего подходит « Осенняя песнь Чайковского. ( Картине « Золотая осень»)

IV. В следующем рассказе Г. Скребицкого « Художник-осень» запоминаем цвета осенних деревьев, которые упоминаются в нем.

« Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной, листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий  дуб в медную кованую броню одела . Стоит могучий дуб –богатырь, густой листвой  потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень.  Вот и остались сосны да ели по -  летнему  темно-зелеными. И от этого еще ярче  еще наряднее сделался лес в своем пестром  осеннем уборе».

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник  , и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый

Утешает осень:

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

Э.Федоровская.

V. Ваша задача на уроке передать световоздушную  перспективу пейзажа и состояние осенней природы цветом. От чего зависит состояние осенней природы? ( От времени года, времени суток, условий природы, освещения, изображаемой местности)

Вспомним приметы разных состояний осенней природы. Каким  может быть свет солнца? ( Он может быть ярким или мягким  ,  как- бы разбавленным. Природа, преображенная ярким солнечным светом,

 « радостно»  сверкает яркими красками « Мягкое» же солнце придает ей оттенок грусти, краски становятся приглушеннее. Пасмурное солнце и вовсе меняет цветовую гамму пейзажа ,   она становится очень тоскливой и даже мрачной)

  Основная учебная задача - создание художественного образа, передача настроения в рисунке с помощью цвета. Рассматриваем последовательность выполнения пейзажа в цвете по плакату.

На третьем дальнем плане  деревья можно выполнить в технике пятнотипии  , делая отпечаток небольших листьев деревьев с помощью желтого, оранжевого, бордового цвета.

Список используемой литературы.

  1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М,1993
  2. Изобразительное искусство 6 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина /авт-сост.с.5.Дроздова.-Волгоград: Учитель,2008-с.24,44
  3. Изобразительное искусство 5 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина /авт-сост.с.5.Дроздова- 2-е изд., стереотип-Волгоград: Учитель 2008-с.13-14,22-24
  4. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей.- Изд 2-е, доп и перераб. М: Просвещение, 1997
  5. Приметы осени: Читаем сами. Стихи, рассказы, сказки М. Дет. Лит-ра. 1982 с25-27.
  6. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учебное пособие М: Изобразительная школа, 1983
  7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе 3-е изд.М, 1998
  8. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по изобразительному искусству из опыта работы. М: Просвещение 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "День Святого Валентина"

Знакомство с праздником, участие детей разного возраста во внеклассном мероприятии, обогащение словаря, расширение кругозора....

Сценарий открытого мероприятия День Здоровья «Золотая осень.»

НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»Цели.-Популяризация занятий физической культурой и спортом.-Пропаганда здорового образа жизни.Задачи.-Комплексное развитие физических качеств учащи...

Методическая разработка открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности

Данная методическая разработка поможет провести мероприятие, классный час "День Семьи, Любви и Верности". В ней представлен не только сценарий мероприятия, но и сделана подборка слайдов, стихотворений...

Презентация к методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности"

Презентация к Методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности" содержит текстовый  материал, который сопровождает презентации....

Открытое мероприятие "День Святого Валентина"

Открытое общешкольное мероприятие на день Святого Валентина. 8-11 классы...

Конспект открытого занятия "День рождения с друзьями"

Тема: «День рождения с друзьями»Цель  - содействовать личностному, коммуникативному и эмоциональному развитию детей.Задачи:Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, ин...