рабочая программа по ИЗО 2класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

рабочая программа по ИЗО 2класс по ФГОС по программе Б,Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pr._izo_2_kl.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

                                                                                                                            «Утверждаю»

                                                                                                                Директор МБОУ СОШ №9

                                                                                                               «_________»_________2013г

                                                                                                                  ____________Л.А.Жиркина

                                                                                                               

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

(базовый         уровень)

 2 класс

Составитель: Пригодская Надежда Валентиновна, учитель изобразительного искусства первой категории

г. Красногорск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

2

Общая характеристика учебного предмета

3

Описание места учебного предмета в учебном плане

4

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

4

Требования к результатам освоения учебного предмета

6

Содержание учебного предмета

8

Календарно-тематическое планирование

9

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009№ 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 №189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждений», программой общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Рабочая программа ориентирована на учебник Коротеевой Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты.  2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред.    Неменского Б.М. -  М.: Просвещение, 2011 г.            

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Формы контроля:  учебный рисунок, тесты, проекты.

Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

      —  изобразительная художественная деятельность;

 —  декоративная художественная деятельность;

 —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 2 ч  в  неделю — 34 ч в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. 

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Требования к результатам освоения учебного предмета

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится: 

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.


Содержание учебного предмета

Раздел

кол-во часов

1

Авторская программа

Рабочая программа

Раздел 1: Чем и как работают художники – 9 ч.

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Пять красок – всё богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объёме.

Выразительные возможности  бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным.(обобщение темы)

9

9

2

Раздел 2: Реальность и фантазия – 7ч.

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) 

7

7

3

Раздел 3:О чём говорит искусство – 10 ч.

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

Изображение природы в разных состояниях.

Выражение характера человека через украшения.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.

10

10

4

Раздел 4: Как говорит искусство – 8ч.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие(глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер  линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет,  пропорции – средство выразительности.

Обобщающий урок года.

8

8

Итого:

34

34

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Материально-техническое

и информационно-техническое обеспечение

Дата

планируемая

Дата фактическая

Предметные

Метапредметные

Личностные

1 четверть (9ч)

Чем и как работают художники (9 ч)

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира

Обучающийся научится:

- получать новые цвета путем смешивания;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изме-

нять  их эмоциональ-

ную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;

- создавать, изображать на плоскости  графическими средствами (акварель, гуашь, тушь, мелки) различные по настроению пейзажи;

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть раб оты с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Презентация по теме «Три основные краски» Бумага, кисти, гуашь

2

Пять красок – всё богатство цвета и тона.

Учиться сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета и тона.

Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий.

Презентация по теме урока. Бумага, кисти, гуашь

3

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

Овладеет первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, с помощью линии, навыками работы кистью и краской, графическими материалами.

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первичными знаниями  перспективы.

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов

Программа Paint для учителя с проецированием на экран

Бумага, кисти, клише, гуашь.

4

Выразительные возможности аппликации.

Овладеет первичными навыками изображения в объеме при помощи пластилина и создания геометрических форм из бумаги, листьев.

Овладевать техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

Альбомная бумага, цветная бумага.

5

Выразительные возможности графических материалов.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: 

- находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы  и рассуждать об увиденном;

Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа.

Осваивать приёмы работы графическими материалами.

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

Программа Paint для учителя с проецированием на экран

Фломастеры, мелки,

Карандаш

Гелевая ручка

6

Выразительность материалов для работы в объёме.

Овладеет первичными навыками изображения в объеме при помощи пластилина и создания геометрических форм из бумаги

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре.

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином.

Создавать объёмное изображение животного с передачей характера.

 Презентация по теме.

Плотная бумага маленького формата,  пластилин.

7

Выразительные возможности  бумаги.

Научится экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе смешений и наложений  различных цветовых пятен;

Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы.

Овладевать приёмами работы с бумагой.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

Презентация по теме.

Плотная бумага маленького формата,  

8-9

Для художника любой материал может стать выразительным.(обобщение темы)

Научится воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Презентация по теме.

Видео фильм о художниках

 2 четверть (7ч)

Реальность и фантазия (7час)

 

1

Изображение и реальность

Обучающийся научится:

- соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта;

Научится

 - выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;

Научится

- изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц;

- рисовать с натуры объекты;

- выполнять кистью простейшие элементы растительного узора;

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Мультимедийная презентация «Животные»

Краски, фломастеры, карандаши

2

Изображение и фантазия

. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путём соединения элементов разных животных и растений.

Видеофильм .

Цветная и , гуашь или восковые мелки.белая бумага

3

Украшение и реальность

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углём, мелом.

Мультимедийная презентация о украшении в природе

4

Украшение и фантазия.

Научится выполнять моделирование объектов, планировать работу и следовать инструкции;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;

- использовать в работе гуашь, мелки.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде.

Осваивать приёмы создания орнамента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книги и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материалами  (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.

Тушь, палочка, белая или цветная бумага.

5

Постройка и реальность

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Мультимедийная презентация «Архитектура»

Белая и цветная бумага, ножницы, клей.

6

Постройка и фантазия

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства

- видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приёмы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

Презентация «Необычные здания»

7

Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство).

Конструировать и украшать ёлочные украшения.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Выставка работ.

3 четверть (10ч)

О чём говорит художник - (10ч)

1

Выражение характера изображаемых животных.

Обучающийся научится:

- изображать контрастные состояния природы;

- рисовать силуэты животных;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

У

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

Бумага, карандаши, фломастеры

2-3

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

правильно разводить и смешивать гуашевые краски;

- изображать мужской и женский образ, передавая его характер;

- выполнять коллективную творческую работу;

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя.

Мультимедийная презентация «Мужской обр Краски, фломастеры, карандаши аз»

4-5

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

- самостоятельно выбирать материалы для творчества;

- сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы),  используя живописные и графические средства

Мультимедийная презентация «Женский образ»

Краски, фломастеры, карандаши.

6

Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- составлять орнамент;

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре.

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином.

Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером.

 Мультимедийная презентация

«Скульптура»

Пластилин

7-8

Изображение природы в различных состояниях.

- передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы;

- выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе.

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

9

Выражение характера человека через украшения.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, выражать их характер через украшения.

. Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы.

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.

Мелки, бумага, кисть, цветная бумага. Презентация «Праздничный город».

10

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

изображать предметы современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм;

- коллективной творческой деятельности.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни  и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой работы

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Программа Paint для учителя с проецированием на экран

4 четверть.(8ч)        

Как говорит художник.  (8ч)

1

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Обучающийся научится:

- составлять тёплые и холодные цвета;

- высказывать простейшие суждения о картинах;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять тёплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.).

Мультимедийная презентация

«Цвет»

Краски.

2

Цвет как средство выражения: тихие(глухие) и звонкие цвета.

Научится

- компоновать сюжетный рисунок;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства;

- использовать линии для изображения характера работы;

Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Изображать борьбу тихого и звонкого цветов.

Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять  умение работать кистью.

Мультимедийная презентация

«Цвет»

Краски.

3.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Научится

- использовать линии для изображения характера работы;

-показа ритма.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные.

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

Презентация

«Пейзаж в графики»

Карандаши, фломастеры, гелевая ручка

4

Линия как средство выражения: характер линий.

Научится

- компоновать сюжетный рисунок;

- использовать линии для изображения характера работы;

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением.

Мультимедийная презентация.

Бумага, , мелки.

5

Ритм пятен как средство выражения.

Научится

- составлять композицию в технике аппликации;

- применять различные приёмы работы кистью;

- правильно разводить гуашевые краски.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Передавать расположение летящих птиц на плоскости листа.

Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

Мультимедийная презентация.

Краски

6.

Пропорции выражают характер.

Научится выражать характер предмета через пропорции предмета.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Мульфильм, сказки

7

Ритм линий и пятен, цвет,  пропорции – средство выразительности.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

Создавать коллективную творческую работу «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, выполнять работу в границах заданной роли.

Презентация по теме.

8

Обобщающий урок года.

- воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ одноклассников и произведений художников.

Выставка работ.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Данная программа обеспечена учебно-метадическими комплектами для 1-4 классов общеобазовательных учреждений.  В комплект входят следующие издания: 

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Неменский Б.М.

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы.Программы общеобразовательных учреждений.

2011

Москва «Просвещение»

2

Неменский Б.М

Изобразительное искусство. 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского

2012

Москва «Просвещение»

3

               Коротеева Е.И.

 Изобразительное искусство. Искусство и ты.  2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ./Под ред.    Неменского Б.М.              

2011

Москва «Просвещение»

4

Неменский Б.М.

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя

2008

Москва «Просвещение»

5

              Коротеева Е.И.

Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы

2009

Москва «Просвещение»


Описание материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд:

1.Энциклопедии по искусству, справочные пособия

2. Альбомы по искусству

      3.Книги о художниках

      4 Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

      5.Словарь по искусству

                  Печатные пособия:

 1 Портреты русских и зарубежных художников

 2 Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

 3 Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

 4 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Информационно-коммуникативные средства:

1.Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.

2.Электронные библиотеки по искусству.

3. Игровые художественные компьютерные программы.

                                                                                   

Технические средства обучения:

  1. CD/DVD проигрыватели
  2. Телевизор
  3. Видеомагнитофон
  4. Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
  5. Слайд-проектор
  6. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
  7. Графический планшет.

                                                                                 

 Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения  

DVD – фильмы , презентации на CD, DVD дисках.

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

«___»______2013

Руководитель ШМО

______ Т.А.Долгушина

«Согласовано»

«___»_________2013

Зам.директора по УВР

________ Н.М.Соколова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по татарскому языку для 2класса

Рабочая программа по татарскому языку для 2 класса...

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс

Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...

рабочая программа по умк Биболетовой 2класс

календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа Окр. мир.2класс

Рабочая программа Окр. мир.2класс...

Рабочая программа по немецкому языку во 2классе .ФГОС.

Данная программа разработана на основе Федерального  государственного образовательного  стандарта , примерной программы начального  образования по немецкому языку, которая включает в се...

Рабочая программа по английскому языку c учетом требований ФГОС для 2класса по УМК "Spotlight" (Быкова Н. И., Дули Дж., Поспелова М. Д.)

Данная работа имеет следующее очень подробное содержание.СОДЕРЖАНИЕ  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦелиЗадачиПринципыФункцииМесто предмета иностранный язык в базисном учебном планеОбщеучебные умения,...

Рабочая программа по татарскому языку для 2класса (Русская группа)

Рус  телле  укучыларның  рус  телендә  аралашуын    һәм  фәннәрнең  рус  телендә  үзләштерелүен  истә  тотып,  темаларны...