Тематическое планирование по изобразительному искусству в соответствии требованиями ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

планирование по изобразительному искусству 1-4 класс в соответствии ФГОС,включая региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_izo.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование. 1 класс

Тема курса «Искусство и ты» (33 ч)

№ урока

Тема урока

Содержание урока

Практическая работа

Характеристика видов деятельности учащихся

Ты учишься изображать(8часов)

                                                 

1

Изображения всюду вокруг нас

Урок – знакомство. Выявление уровня дошкольной подготовки учеников.

Мастер Изображения учит рисовать, лепить и видеть мир глазами художника.

Рис. то, что умеем и любим рисовать

Рис. Большого радостного солнца

Находить в окружении действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит

2

Мастер Изображения учит видеть

Знакомство с понятием «форма».

Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Находить и рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже). Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Сравнивать форму и предмет. Создавать образ на основе геометрической формы

3

Изображать можно пятном

Пятно – одно из главных средств изображения. Образ на плоскости. Образ на основе пятна в иллюстрациях к детским книгам о животных.

Кляксу – пятно превратить в зверушку.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях. Овладевать навыками изображения пятном. Создавать изображения.  

4

Изображать можно в объёме

Объём занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон

Лепка на тему «В кого превратится кусок пластилина?»

Находить выразительные, образные объёмы в природе. Воспринимать выразительность формы в скульптурных изображениях. Овладевать навыками изображения в объёме. Изображать в объёме.

5

Изображать можно линией

Понятия: линия, плоскость.  Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать. Умение видеть линии в природе.

Рисунок линией.

«Расскажи нам о себе»

Овладевать навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыки работы графическими материалами. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений.

6

Разноцветные краски

Знакомство с гуашевыми красками

Проба красок, приобретение навыков работы красками на уроке

  • Создание красочного коврика
  • Каждой краской нарисовать то, что напоминает (коллективная работа)

Овладевать навыками работы гуашью. Соотносить цвет с предметными ассоциациями. Экспериментировать, исследовать возможности краски.

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств

Изображаем радость

Изображаем  грусть

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно чувства. Изображать радость, грусть.

8

Художники и зрители

Фронтальная выставка. Мы были художниками, а теперь стали зрителями. Знакомство с понятиями: произведение искусства, картина, скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Беседа, формирующая первичные навыки восприятия произведений искусства. Формирование зрительских умений по восприятию и обсуждению содержания детских работ.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ. Рассуждать о своих впечатлениях.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7часов)

9

Мир полон украшений

Знакомство с мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас. Красота предметного мира, мир вещей человека, как они украшены.

Беседа

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть красоту в неброских деталях природы, любоваться красотой природы.

10

Цветы

Цветы – украшение Земли. Разнообразие  цветов: их форм, окраски, узоров.

Составление букета из вырезанных цветов, созданных детьми. Первая коллективная работа.

Создавать роспись цветов. Составлять коллективную работу, работать в коллективе.

11

Красоту нужно уметь замечать

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту.

Беседа.

Изобразить узорчатую красоту фактуры

Находить природные узоры, любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Изображать декоративно птиц, рыб, бабочек и т. Д., передавая характер их узоров, расцветки.

12

Узоры на крыльях.

 Ритм пятен.

Любование красотой бабочек, жуков, шмелей, стрекоз и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Украшение крыльев бабочки.

1.Гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага

2.Украшение крыльев насекомых

Графические материалы.

Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

13

Красивые рыбы.

Монотипия

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии.

Украшение рыбок узорами чешуи.

Гуашь (акварель), фломастер или гелевая ручка.

Осваивать простые приёмы работы в технике монотипия. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

14

Украшения птиц.

Объёмная аппликация.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер.

Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации.

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладевать навыками работы в объёмной аппликации.

15

Узоры, которые создали люди

Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы орнаментов. Коми орнамент

Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений

.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент. Получать первичные навыки декоративного изображения.

16

Как украшает себя человек

Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Изображение сказочных героев и их украшений.

1 положительные герои

(Снегурочка, Красная Шапочка, Золушка, Кот в сапогах и другие)

2 отрицательные герои

(Баба яга, Серый волк, Кощей бессмертный и другие)

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные  новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?

«Готовимся к новогоднему карнавалу»

Создание карнавальных головных уборов.

«Праздничные новогодние гирлянды и игрушки»

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Ты строишь (11ч)

18

Постройки в нашей жизни

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Беседа.

Рисунок на тему «Нарисуй дом для себя и своих друзей»

Цветные мелки.

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением.

19

Дома бывают разными

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей состоит дом и их разнообразие.

Придумать дом и  построить его изображение с помощью печаток.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток.

20

Домики, которые построила природа

Мастер постройки умеет увидеть домик в любом предмете. Природные домики.

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов

Наблюдать постройки в природе. Анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

21

Дом снаружи и внутри

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома.

Изображаем дом в виде буквы алфавита.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома, их вид снаружи и внутри.

22-23

Строим город

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Архитектура. Архитектор. Планирование города.

Индивидуально – коллективная работа «Строим город»

1.Постройка домика из бумаги.

2.постройка города из бумажных домиков.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать из бумаги разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.

24

Всё имеет своё строение

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета. Любое изображение  - взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Строим зверей из разных простых геометрических форм в технике аппликации

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

25-26

Строим вещи

Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера

1.Конструирование из бумаги сумки

2. Украшение сумки

Понимать, что при создании вещи принимает участие художник-дизайнер. Конструировать из бумаги различные простые бытовые предметы,  упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок действий.

27-28

Город, в котором мы живём (обобщение темы)

Конструктивная художественная деятельность. Итоговая работа.

Создание коллективного панно «Город, в котором мы живём»

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает каким быть городу. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)

29

Три брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Фронтальная выставка работ.

Игра в художников и зрителей

Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): Украшение, изображение,  постройка. Анализировать виды деятельности. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ.

30

Праздник весны.

Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их.

Конструирование из цветной бумаги нарядной птицы

Конструирование из цветной бумаги весенних жуков, стрекоз.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

31

Сказочная страна

Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его.

«Сказочная страна». Создание панно

Творчески играть. Сотрудничать. Овладевать навыками коллективной деятельности .

32

Времена года

Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции.

Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров.

33

«Здравствуй, лето!

Урок любования»

Братья – Мастера учатся у природы.

Экскурсии в природу, зарисовки.

Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров. Характеризовать свои впечатления.

Поурочно-тематическое планирование. 2 класс.

Тема курса «Искусство и ты» (35 ч)

№ урока

Раздел

тема

Кол-во часов

Практическая работа

Коми региональный компонент

Кол

час

Как и чем работает художник

8

Выразительные возможности художественных материалов

Изображение заданий в разных материалах

1

Три основных цвета- жёлтый, красный, синий

1

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски.

Гуашь. Изображаем    цветы без предварительного рисунка.

2

Белая и чёрная краски

1

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.

Гуашь.

  • Изображение природных стихий – грозы, бури, дождя.
  • Солнечный день. Туман.

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

1

Прозрачность акварели, смешивание красок.

Изображение осеннего леса.

Наблюдение детьми красоты природы родного края.

1

4

Выразительные возможности аппликации.

1

Особенности создания аппликации. Представление о ритме пятен.

  • «Осенний листопад». Обрывание бумаги.
  • Коврик «Дары природы». Режем бумагу, сложив несколько раз.

5

Выразительные возможности графических материалов

1

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Изображаем графически.

  • графические упражнения (ветки, травы)
  •  «Зимний лес»

6

Выразительность материалов  для работы в объеме.

1

Лепка из пластилина из одного большого куска путем вдавливания и вытягивания.

Изображение зверей родного края.

1

7

Выразительные возможности бумаги.

1

Освоение работы с бумагой; приемы сгибания, разрезания, склеивания. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы.

Бумага, ножницы, клей. Сооружаем игровую площадку для зверей.

8

 Неожиданные материалы (обобщение темы)

1

Красота художественных материалов и их отличий.

Изображение ночного праздничного города

2

 «Реальность и фантазия»

9

Изображение и реальность.

1

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Изображаем любимого животного

Звери и птицы РК

1

10

Изображение и фантазия.

1

Роль фантазии в жизни человека.

 Изображение несуществующего животного;

11

Украшение и реальность.

1

Мастер Украшения учится у природы.

Изображение паутинок с росой и веточками деревьев.

Красота родной северной природы.

12

Украшение и фантазия.

1

Без фантазии невозможно создать украшение. Узоры несут информацию.

 Украшение кокошника;

13

Постройка и реальность

1

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций.

Конструирование из бумаги «Аквариум ».

14

Постройка и фантазия.

1

Фантазия человека в создании предметов.

Конструирование фантастического города. Индивидуально-групповая работа

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе.

1

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Конструирование и украшение ёлочных игрушек. Создание коллективного панно.

3

«О чем говорит искусство»

11

Искусство выражает человеческие чувства и мысли.

16-17

Изображение природы в разных состояниях.

2

Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам.

Изображение контрастных состояний природы

  • Нежное и ласковое
  • Бурное и тревожное

18

Изображение характера животных

1

Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих.

19

Изображение характера человека: женский образ

1

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов

Герои коми легенд

1

20

Изображение характера человека: мужской образ.

1

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта.

Пера–

богатырь.

1

21

Образ человека в скульптуре

1

Изображения, созданные в объеме, тоже выражают отношение к миру, чувства.

Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером.

22

Человек и его украшения

1

Украшения рассказывают о человеке.

  • Украшение богатырских доспехов
  • Украшение кокошников, воротников

23-24

О чём говорят украшения

2

Украшения говорят о намерениях.

«Два флота» коллективная работа.

1изображаем пейзаж

2украшение кораблей двух противоположных флотов

3украшение купцов, разбойников

25

Образ здания

1

У здания тоже есть свой образ.

Рисуем здания для сказочного героя.

26

В изображении,  украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

1

Обобщение материала по теме «О чем говорит искусство».

Творческая работа       «Сказка о …» аппликация Индивидуально-коллективная работа.

Выставка работ.

4

«Как говорит искусство»

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

27

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. Борьба цвета, смешение красок.

контрастные цвета           «Перо Жар-птицы»

28

Тихие и звонкие цвета.

1

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками. Получение мрачных и нежных оттенков цвета.

Изображение весенней земли.

29

Что такое ритм линий?

1

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий меняет содержание работы.

Изображение весенних ручьев

30

Характер линий.

1

Выразительные возможности линий. Многообразие линий.

Изображение ветки с определенным характером и настроением.

31

Ритм пятен

1

Элементарные знания о композиции.

Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа

32

Пропорции выражают характер.

1

Пропорция как средство художественной выразительности.

Лепка птиц с разными пропорциями

33-34

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

2

Средства выразительности – основа языка изобразительного искусства.

Коллаж на тему «Весна. Шум птиц».

Живопись с элементами аппликации.

Пейзаж родной земли.

1

35

Ты и искусство. Обобщающий урок года

2

Обобщение курса «Ты и искусство»

1)Беседа, просмотр иллюстраций, репродукций, сообщения групп;

2)выставка работ, соревнования, творческие задания.

Поурочно-тематическое планирование. 3 класс.

Тема курса «Искусство вокруг нас» (35 ч)

№ урока

Тема, раздел

Кол-во часов

Практическая работа

Коми региональный компонент

Кол-во часов

Искусство

в твоем доме

8

Мастера и ребенок рассматривают ближайшее окружение и выясняют, что без участия Мастеров не создается ни один предмет дома и сам дом

1

Твои игрушки придумал художник

1

Создание игрушки тоже искусство. Рассматриваем три стадии создания игрушки: придумав, изображаем; конструируем, украшаем.

1)создание формы

2)украшение

Игрушки коми детей.

2

Посуда у тебя дома

1

Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением.

  • Лепка посуды.
  • Аппликация. Создаем праздничный сервиз.

Посуда в коми крестьянской избе.

1

3

Обои и шторы у тебя дома

1

Роль художника в создании обоев и штор, выражение назначения. Роль цвета, ритм узора, стилизация формы.

1)создание обоев. Трафарет.

2)шторы. Набойка.

Набойка ткани в Коми

4

Мамин платок

1

Знакомство с искусством росписи тканей. Выражение в худ. Образе платка его назначения.

Создание эскиза росписи платка.

5-6

Твои книжки

2

Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация.

Разработка книжки-игрушки с иллюстрациями.

7

Открытки

1

Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.

Открытка-подарок

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

1

Роль Братьев-Мастеров в создании предметов.

Проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ

Искусство на улицах твоего города

7

От родного порога – в мир культуры Земли..

Тема посвящена родному городу (порогу).

9

Памятники архитектуры

1

Знакомство с древней и новой архитектурой. Архитектура- это достояние народа., эстафета культуры.

 1)Знакомство с историей города. Рисуем пейзаж для коллажа « Город, в котором я хочу жить»       2)создаем проект красивого здания, учитывая назначение.

10

Парки, скверы, бульвары.

1

Архитектура садов и парков.

Коллаж. Озеленение города.

11

Ажурные ограды.

1

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды родного города, деревянный ажур наличников.

Коллаж. Создаем проект ажурной ограды, ворот – вырезание из сложенной бумаги.

12

Волшебные фонари

1

Художественные образы фонарей.

Конструирование фонарей.

13

Витрины

1

Изображение, украшение, постройка при создании витрин. Реклама на улице.

1)создание проекта оформления витрины любого магазина;

14

Удивительный транспорт

1

Роль художника в создании машин. Формы и украшение транспорта.

Создаем транспорт

15

Труд  художника на улицах твоего города.

(обобщение темы)

1

Обобщение знаний,  полученных по теме «Искусство на улицах твоего города».

1) рисунок на тему  «Мой  город»;

.

1

Художник и зрелище

11

Зрелище – неотъемлемая часть жизни человека. Зрелище создает художник.

16

17

Художник в цирке

2

Искусство цирка - искусство преувеличения и праздничной красочности.

Создание рисунка на тему «Цирковое представление».

1)на арене;

2)веселый клоун

18

19

Художник в театре

2

Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы.

Создание макета театра и персонажей сказки для игры в спектакль.

1)изображение сцены для спектакля, занавес

2)конструирование декораций

3)костюмы для персонажей

20-21

.Театр кукол

2

Многообразие мира театра кукол. Образ куклы, ее конструкция и костюм

Изготовление кукол и создание спектакля

22

Маски

1

Маска как образ персонажа. Искусство маски разных времен и народов

Конструирование выразительных и острохарактерных масок

23

Афиша и плакат

1

Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.

Составление эскиза афиши к своему кукольному представлению.

24

25

 Праздник в городе.

2

Роль художника в создании праздничного облика города.

Рисунок «Праздник в городе»

26

Школьный карнавал

(обобщение темы)

1

Обобщение темы «Художник и зрелище»

Защита  творческих работ детей. Выставка.

Художник и музей

8

Обращение к станковым видам искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторические жанры).

27

Музеи в жизни города

1

Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи.

Беседа учителя.

Музеи РК, Художники коми

1

28

Картина - особый мир

1

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины.

29

Картина – пейзаж.

1

Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства.

Изображение пейзажа:

 Пейзаж. Живопись

30

Картина-портрет

1

Знакомство с жанром портрета. Цвет, фон в портрете. Роль позы, окружающих предметов.

Портрет друга.

31

Картина-натюрморт

1

Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.

Изображаем натюрморт

32

Картины бытовые

1

Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра.

Изображение сцен семейной жизни.

33

Историческая картина

1

Знакомство с исторической картиной.

Изображение яркого общезначимого события.

34

Скульптура в музее и на улице.

1

Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.

Лепка животного или фигуры человека в движении для парковой скульптуры.

35

Художественная выставка «Искусство вокруг нас».

1

Роль художественных выставок в жизни людей.

Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого  человека.

Поурочно-тематическое планирование. 4 класс.

Тема курса « Каждый народ – художник» (35ч)

№ урока

Тема, раздел

Кол-во

часов

Практическая работа

Коми региональный компонент

Кол-во

часов

Истоки родного искусства.

8

Знакомство с истоками родного искусства. Постройки, предметы быта, одежда, украшения раскрывают представления народа о мире.

На протяжении всей темы учащиеся знакомятся с искусством коми народа

1

Пейзаж родной земли

1

Роль искусства в понимании красоты природы. Красота природы в произведениях живописи. Красота родного для ребенка пейзажа.

Изображение родной природы.

Гуашь.

Коллаж «Коми село»

«Коми село»

1

3 - 4

Деревня – деревянный мир.

2

Традиционный образ деревни связь человека с окружающим миром природы. Образ избы. Единство функциональных и духовных замыслов. Разнообразие деревянных построек.

1)Моделирование избы.

2)Создание образа традиционной деревни

Коми крестьянская изба

1

5-6

Красота человека.

2

У каждого народа свое представление о красоте человека – и женщины и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических  условиях

1.Изображение женских и мужских народных образов. Знакомство с коми и русским национальными костюмами.

2.Изображение сцен труда из крестьянской жизни

Коми национальный костюм

1

7-8

Народные праздники.

2

Праздник – народный образ радости и счастья.

Создание работ на тему «Ярмарка»

Праздники народа коми

1

Древние города нашей земли.

7

Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Русь состояла прежде всего из городов- крепостей. У каждого города свое лицо, свой характер, своя судьба.

9

Родной угол

1

Образ древнего русского города.

Работа над образом древнерусского города – изучение конструкций и пропорций крепостных башен.

10

Древние соборы

1

Собор – святыня города. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Изображение древнерусского каменного храма.

11

Города Русской земли

1

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад.

Изображение древнерусского города.

11

Древнерусские воины-защитники.

1

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнамента. Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа.

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

13

Новгород. Псков Владимир и Суздаль. Москва.

1

Знакомство с исторической архитектурой

Беседа-путешествие

14

Узорочье теремов

1

Образы теремной архитектуры. Изменение смысловой основы орнамента.

Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.

15

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Аппликационное панно «Пир в теремных палатах».

Каждый народ – художник.

11

Знакомство с многообразием художественных культур мира.

16-18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

3

Художественная культура Японии.

1) Изображение природы через детали, характерные для японских художников.

2)изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически.

3) панно «Праздник цветения сакуры»

19-20

Народы гор и степей

2

Изобретательность человека в построении своего мира. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

1)Изображение степного пейзажа. Юрта как произведение архитектуры. Развитие живописных навыков.

2)Изображение жизни, традиционных праздников народов гор и степей.

21-22

Города в пустыне

2

Города в пустыне. Портально– купольные постройки. Архитектура Средней Азии. Занятия местного населения: восточный базар, ремесленники.

Конструирование  «Древний среднеазиатский город»

23-24

Древняя Эллада

2

Особое значение искусства Древней Греции.

1)Пейзаж. Архитектура Древней Греции.

2)Коллаж «Древнегреческий праздник».

25

Европейские города Средневековья.

1

Образ готических городов, готического храма. Ратуша и площадь города.

Конструирование. «Готический город».

26

Многообразие художественных культур в мире.

1

Обобщение темы «Каждый народ –художник»

Выставка работ и беседа закрепляют знания по пройденной теме.

Искусство объединяет народы.

8

Для всех народов понимание красоты и безобразия коренных явлений жизни едино.

27

Материнство

1

Знакомство с произведениями искусства по теме «Материнство».

Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу (изображение по представлению).

28

Мудрость старости.

1

Есть красота внешняя и внутренняя. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Изображение любимого пожилого  человека – стремление выразить его внутренний мир.

29

Сопереживание

1

Изображение сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, страданию.

Тематическое рисование.

30

31

Герои- защитники

2

В борьбе за свободу, справедливость проявляется духовная красота.

1Эскиз памятника герою.

2 лепка

32-33

Юность и надежды.

2

В искусстве всех народов присутствует мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости, любовь.

Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

34

Искусство народов мира.

1

Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»

Искусствоведческая викторина, конкурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС

учебно тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС......

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (ФГОС)

Данный материал содержит календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классах (ФГОС).Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой....

Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС.

Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС. Дается обзор учебников по ФГОС для начальной и средней школы разных издательств "Просвещение",  "Дрофа",  и другая допо...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс (Б. Неменский) ФГОС

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс....

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...

Презентация "Уроки Изобразительного искусства в соответствии с ФГОС"

Характерные особенности современного урока изобразительного искусства....

Рабочая программа и календарное тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс по ФГОС, для коррекционных школ.

Полная рабочая программа и ктп для 5 класса, по предмету изобразительное искусство, для учащихся коррекционных школ, по ФГОС, 34 часа в учебном году, по 1 часу в неделю. Рабочая программа составлена с...