Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Гиренко Надежда Витальевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_gzheli._istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Цели: 1) Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения  основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.

           2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

           3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.

Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, проектор, магнитофон, художественные материалы, салфетки.

 План урока:

  1. Орг. Момент.- 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (проверка усвоения ранее изученного материала)- 7 мин.
  3. Мотивировка изучения новой темы. Введение в новую тему (проблемная ситуация)- 2- 3 мин
  4. Изучение нового материала (сообщение уч-ся, дополнение учителем, фиксирование уч-ся новых знаний в таблице, проверка таблицы) - 15 мин.
  5. Практическая часть.- 25 мин.

А) Показ этапов выполнения росписи по иллюстрациям, упражнение в нанесении приемов  мазка - всей кистью жирно прижимая – четкий мазок, мазок тенями - поворот кисти смоченной в краске только одну сторону, легкий нажим – усики, травинки, веточки.

Б) выбор шаблона и его роспись.

6. Выставка работ, их анализ с детьми. Оценивание.

7. Итог урока (рефлексия)

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке. Я вижу, что все готовы к уроку, у всех имеются необходимые  принадлежности для работы и дежурные постарались. Молодцы.

Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.

2. Проверка ранее изученного.

Ребята, а давайте с вами вспомним,  что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.                            

    1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.

- Родина Каргопольской игрушки----(Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).

- Родина Филимоновской игрушки----(Тульская обл., д. Филимоново)

- Родина Дымковской игрушки—( Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров)

- Профессия изготовления игрушек-----( игр. Дел мастер, игрушечник).

2) Из предложенных вариантов ответов выберите  2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:

   А) для забавы

   Б) в качестве оберегов

   В) для продажи

   Г)  для проведения обрядов

   Д) для украшения интерьера дома.

3) А сейчас посмотрите на экран и определите по игрушкам название каждого промысла.

 Кто может определить промысел №1. Почему ты так считаешь? №2…………№3…………..

4) Посмотрите и скажите как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?)

-- Хорошо ребята, молодцы,  знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста,  ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.                                          

     И  сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование.

3. Изучение нового материала.

- Ребята, посмотрите на экран. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

 -  как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).

 - Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.

 А раз у нас  урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (слайд), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.

Вступительное слово учителя: вы знаете , что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?

Ребята, вы откройте свои таблицы (слайд), внимательно слушайте и заполняйте их.    (Сообщение - выступление ученицы)

Проверка гипотезы

Учитель:  Ой Россия, ты Россия

                 Славы не убавилось

                 Гжелью ты, Гжелью  на весь мир прославилась!

                 Велика Россия наша и талантлив наш народ

                 О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.                

--  Ребята, а сейчас давайте откроем  страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

  -Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________. А теперь посмотрите на 2 гипотезу.

Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.

(показ слайда)

Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют).

-- Мастера расписывая изделия используют технические приемы  росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)

4. Практическая часть.

(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.

Дети выбирают шаблон по желанию)

А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.

  1. Выставка работ.

Дети выносят работы, крепят на магнитную доску.

Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?

Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да,  мы поняли что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд).

Оценивание работ. Анализ работ.

Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы)

- С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?

Чему вы научились? (доказывать, исследовать)

Домашнее задание:

подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)

найдите загадки, поговорки о народных промыслах.

Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.

Рефлексия. Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим  результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....

"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс                                     Тема...

Технологическая карта урока ИЗО в 5 кл. "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Данное занятие позволило учащимся с помощью активных методов обучения получить новые знания, способствовало повышению мотивации к предмету, сплочению коллектива, повышению чувства ответственности за о...

Искусство Гжели « Истоки и современное развитие промысла»

Урок №12 5 класс программа Неменского (ФГОС)...

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

План урока ИЗО в 5-м классе:Учитель изобразительного искусства Опякина Е. В.Тема: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла "Цель: формирование способности к идентификации к культуре св...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

УМК «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2013 г.)...