Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Блохина Ирина Владимировна

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_gzheli.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Цели урока: продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства; создать условия для формирования навыков работы с художественными материалами, изображения  основных элементов гжельской росписи и создании композиции художественного образа;

Задачи урока: знакомство с историей развития промысла и особенностями гжельской росписи; развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать навыки самостоятельного творческого мышления; воспитывать бережное отношение к народным традициям и промысла.

УУД:

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа;  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, способность давать эстетическую оценку произведениям гжельских мастеров и работам учащихся. 

Регулятивные: применять установленные правила в решении поставленных задач.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения творческих задач.

Предметные: понимать «язык» ДПИ,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы гжельской росписи.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Музыкальный ряд - песня Надежды Филатовой «Незабудковая гжель» (музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого).

Наглядно-иллюстрационный материал:  изделия гжельских мастеров, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, художественные материалы, салфетки.

 План урока:

  1. Орг. Этап - 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (проверка усвоения ранее изученного материала) - 2 мин.
  3. Мотивация изучения новой темы. Введение в новую тему (проблемная ситуация) - 2 мин.
  4. Изучение нового материала (сообщение уч-ся, дополнение учителем, проверка новых знаний по таблице, проверка таблицы) - 10 мин.
  5. Практическая часть.- 25 мин.

а) Показ этапов выполнения росписи по иллюстрациям, упражнение в нанесении приемов  мазка - всей кистью жирно прижимая – четкий мазок, мазок тенями - поворот кисти смоченной в краске только одну сторону, легкий нажим – усики, травинки, веточки.

б) выбор шаблона и его роспись.

6. Выставка работ, анализ. Оценивание. – 3 мин.

7.Закрепление изученного на уроке. – 1 мин.

8. Итог урока (рефлексия). – 1 мин.

Ход урока:

1. Организационный этап. (Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

2. Актуализация опорных знаний (проверка усвоения ранее изученного материала).

Ребята,  давайте с вами вспомним,  что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.                            

(слайд 1). Таблица с изображением каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек и названиями промыслов).

- соотнесите названия промыслов с изображениями игрушек.

(слайд 2). А сейчас поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его закончите.

 - Родина каргопольской игрушки..?(ответы: Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).

- Родина филимоновской игрушки..?(ответы: д.Филимоново Тульской области)

- Родина дымковской игрушки..?(ответы: Дымковская слобода, город Вятка).

- игрушечных дел мастер? (игрушечник).

- А теперь из предложенных вариантов выберите правильный ответ:

  Глиняные игрушки создавали для:

   а) забавы

   б) в качестве оберегов

   в) для продажи

   г) для украшения избы.

- Хорошо, ребята, молодцы,  знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке.

 3. Мотивации к учебной деятельности учащихся.

- Кто из вас знает, что такое народный «промысел»? (ответы учащихся).

(слайд 3.) Давайте обратимся к словарю и узнаем точное определение. Народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. И, конечно, изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Может быть и вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.                                          

     Сегодня на уроке мы познакомимся  еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный: урок – исследование.

4. Изучение нового материала.

- Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла». Но одно слово в теме потерялось. Давайте вместе найдем его и вставим в тему нашего урока. Смотрите, на доске квадратики разных цветов. Из них надо выбрать квадраты только холодных цветов. (учащиеся по желанию выходят к доске). А теперь  переворачиваем их и  видите здесь буквы, из которых надо составить слово. (ученик составляет слово).

- Правильно, Гжель. Итак, тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». (слайд 4).

- Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла).

 - Вы уже знаете, что любой промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край.

- Что же это за промысел, где он зародился? (работа с текстом учебника,  стр.76 уч.)

Учитель:  Ой, Россия, ты Россия,

                 Славы не убавилось

                 Гжелью ты, Гжелью  на весь мир прославилась!

                 Велика Россия наша и талантлив наш народ

                 О Руси родной, умельцах на весь мир молва идет.  

(слайд 5). Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды: край богат залежами гончарных глин.    

- Но всегда ли Гжель была сине-белой?  (работа с текстом учебника,  стр.76 уч.).

(слайд 6). Учащиеся рассматривают и определяют характерные черты гжельской майолики и дают определение «майолики».

- Что же появляется вслед за майоликой? (работа с текстом учебника,  стр.78 уч.).

- В чем состоит особенность кобальтовой краски, которой расписывалась бело-голубая Гжель? (ответы учащихся). Рассматриваются образцы Гжельской посуды.

- Что помимо посуды создают мастера Гжели? (работа с текстом учебника,  стр.78 уч.).

- Правильно, мелкую декоративную пластику. (Рассматриваются образцы Гжельской мелкой пластики).

- А теперь определим, какие мотивы присущи гжельской росписи? (Ответы: природные, растительные).

- Назовите основные элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травки, птицы).

- Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства, цветы и птицы – это не просто элементы росписи, это древние символы счастья. Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

5. Практическая часть.

Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. Упр.1 стр.82 уч. (Показ приема росписи, дети повторяют).

Мастера, расписывая изделия, используют такие приемы  росписи:

1) мазок на одну сторону, или мазок тенями;

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти;

3) Легкие нажимы кисти. Концом кисти наносят стебельки и усики.

- А теперь приступим к созданию художественного образа гжельской росписи. (Разбор упр.2 стр.81).

 (по желанию выбираются готовые шаблоны).

6. Выставка работ, анализ. Оценивание.

7.Закрепление нового материала .

- С каким русским народным промыслом мы познакомились сегодня на уроке?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?

Домашнее задание: (стр.76-81 уч.). Найти загадки, поговорки о народных промыслах.

8. Рефлексия. Ребята у вас лежат на партах лепестки: розовые и голубые.

Кто остался доволен своей работой на уроке, кому понравилось и все понятно, возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен своей работой, возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим наш цветок на доске и увидим  результат нашего урока .

9. Конец урока. - Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....

"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс                                     Тема...

Технологическая карта урока ИЗО в 5 кл. "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Данное занятие позволило учащимся с помощью активных методов обучения получить новые знания, способствовало повышению мотивации к предмету, сплочению коллектива, повышению чувства ответственности за о...

Искусство Гжели « Истоки и современное развитие промысла»

Урок №12 5 класс программа Неменского (ФГОС)...

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

План урока ИЗО в 5-м классе:Учитель изобразительного искусства Опякина Е. В.Тема: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла "Цель: формирование способности к идентификации к культуре св...

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

УМК «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М Н.А. Горяева, О.В. Островская, М.: Просвещение, 2013 г.)...