Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Грядунова Елена Евгеньевна

Выступление на окружном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota._gryadunova_shk._7.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. о. Жигулёвск

г. Жигулёвск

ул. Пирогова, 15 а

«Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Ф. И. О.         Грядунова Елена Евгеньевна.

Должность:   учитель изобразительного искусства.

Секция:        «Поддержка одаренных детей эстетического направления» (изо, музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство и т. д.).

Содержание.

  1. Актуальность проблемы.
  2. Цели и задачи.
  3. Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
  4. Заключение.
  5. Ссылка на источник информации в Интернете.
  6. CD - приложение 1.
  7. CD - приложение 2.

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

К школе предъявляют сегодня высокие требования и многие родители, которые хотят, чтобы их дети учились в хорошей школе.  А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это, прежде всего школа, которая дает  современное образование, где преподают высококвалифицированные педагоги, хорошо учат по всем предметам,  где есть свои традиции. А еще в хорошей школе уважают личность ребенка,  и занимаются с ним не только на уроках, но и во внеурочное время, раскрывая его потенциальные  способности.

Жизнь требует от школы подготовки способного, умеющего адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного ученика.  Выявления  на начальном этапе его одаренности, такого качества психики,  которое  определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный   ребенок -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде практики.                                          Именно поэтому так важно  уже  на начальной стадии обучения  правильно определить цели и основные задачи при работе с одаренными детьми в системе урочной и внеурочной деятельности.  

Цели

Способствовать раскрытию и развитию  потенциальных творческих способностей детей; научить  стремиться к успешности,  представляя результаты собственного труда в наиболее выгодном свете; решить проблему занятости во внеурочное время.  Сформировать следующие компетенции:                   коммуникативные – обогатить  опыт  культурного общения учащихся; интеллектуальные – расширить  кругозор учащихся;                     практические – получить навыки изображения  на плоскости и в объеме,  в декоративной и конструкторской  работе, развить  навыки театральной деятельности.

Задачи

Создать условия для самореализации одарённых детей.                          Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и творческого  развития детей.                                                                Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.                                                                                                Предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через коллективную и самостоятельную работу.

«Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»

Важнейшее условие формирования у детей жизненной успешности –личностно –ориентированное обучение.  

Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений при выполнении практических заданий.  Развитие талантливого  и  одаренного ребенка  требует особых подходов, и поэтому при выявлении таких детей я  начинаю работать с ними по индивидуальной программе на протяжении всех лет обучения. Задания носят индивидуализированный характер с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности, где ребенок максимально проявляет свои способности.

Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является участие в фестивалях детского творчества,  научно - практических конференциях, творческих мастерских, выставках, конкурсах, позволяющих учащимся проявить свои возможности.  Такая практика дают свои результаты. Мои ученики являются постоянными участниками городских, окружных, областных, всероссийских конкурсов и часто добиваются в них успехов. При этом, я работаю только с теми детьми, которые  не посещают учреждения  дополнительного образования.  

 Только за последние три года мы заняли:  III место в V областного конкурсе «Мир глазами детей» Светлана Зотова; I место в городском конкурсе «Любимый город» в номинации «Достопримечательности родного города»,  Овчинникова Валерия;  III место в областном конкурсе рисунков «Красота спасёт мир», посвящённый 150- летию А.П. Чехова, Хаметова Динара;  два II-х места в окружном конкурсе «Удивительный мир беспозвоночных» Дулгер Олеся, Мария Линкевич  и два III- места в том же конкурсе – Потапова Мария и  Юртаева Марина; 

I место в городском конкурсе комиксов и рисунков «Безопасная дорога глазами детей», Лешукова Ксения;

Наседкина Татьяна стала лауреатом областного конкурса рисунков «Дети войны 1941-1945 г.г.», посвященного Дню Победы; II и Ш места в городском конкурсе рисунков и поделок «В космическом пространстве», посвященном 50-летию первого полета человека в космос, заняли Ксения Лешукова и Александр Ларюшкин; I место в конкурсе «Жигулевск – город энергетиков», посвященном 55-летию Во ГЭС -  Борисанова Елена; диплом III степени во всероссийском конкурсе «Мир заповедной природы» - Линкевич Мария.

Также в работе я  использую  такую образовательную технологию как компетентностно-ориентированный подход в обучении (метод проектов). Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом учится ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Примером подобной формы являются уроки, посвященные архитектуре разных стран.  Я предлагаю учащимся  тему, и  дети сами выбирают способ выполнения  задания, например,  изготовить работу в объеме, создать макет. Затем провожу анализ предстоящей деятельности, вместе с детьми обсуждаем какие материалы лучше использовать для создания продукта, технологию его изготовления, как оформить свою работу и т. д. Далее, уже во внеурочное время, учащиеся ищут необходимую информацию, работают самостоятельно. В процессе создания проекта консультируются  по вопросам проекта, просят помочь в поиске информации по теме, по технологии изготовления, по оформлению работы.

Пример такого взаимодействия – создание серии макетов Андреем Шаврыгиным.  Андрей с третьего класса стал проявлять свои способности в макетировании, и в дальнейшем он неоднократно участвовал в конкурсах, научно-исследовательских конференциях, где его работы всегда отмечались призовыми местами.  Проект «Русская изба» получил  дипломом III степени на городском конкурсе художественно-поэтического творчества «Я – автор» и  диплом в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества;  проект   «Макет часовни»  -  II место на городской конференции учебно-исследовательских работ. Его работы, также как и работы других учащихся были представлены в экспозициях краеведческих музеев  г.  г. Тольятти и Жигулевска, а также в выставочном зале г. Жигулевска.

Поощрением для  ученика стали и неоднократные публикации в СМИ, в том числе,  Андрей был приглашен в телевизионную передачу на ФТВ-Жигулевск, посвященную его творчеству.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является внеурочная  работа.

Несколько лет назад в  школе был организован детский кукольный театр. Он был создан на основе программы по изобразительному искусству под ред. Б. Неменского.  В программе предмета ИЗО  есть тема «Художник и зрелище», где ребята не только изучали историю театра, но и изготавливали несложных театральных кукол. В дальнейшем это реализовалось в проект – кукольный театр «Русская сказка».

Любой спектакль – это единство живописи, декоративно – прикладного искусства, музыки и слова, и в каждом из этих видов деятельности можно себя проявить. Весь реквизит, в том числе и кукол, создают сами учащиеся. Младшие школьники делают головы, старшие шьют костюмы, изготавливают декорации и афиши. Кто – то  отвечает за музыкальное оформление, а кто – то  пробуют свои силы на литературном поприще  и пишет сценарии  по мотивам русских народных сказок или сказок русских писателей.

 В нашем маленьком театре все как во взрослом. Есть и свои достижения.  Театр  получил диплом победителя Второго городского конкурса грантов 2004 г.; стал призером городских театральных конкурсов 2007 и 2008 г.г. и лауреатом премии мера – 2009 г. В СМИ были неоднократные положительные отзывы о нашей работе, также о деятельности театра был снят  фильм телевидением ФТВ-Жигулевск.

Сейчас «Русская сказка» продолжает работать: показывает представление ученикам начальных классов, родителям, принимает участие в школьных мероприятиях, гастролирует по детским садам города.

Заключение

В своей работе я стараюсь применять разнообразные методы, которые дают возможность одаренным учащимся выбрать подходящие формы и виды творческого самоопределения. Выстраиваю урочную  и внеурочную  деятельность таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах творчества. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие области  деятельности ученика.

Ссылка на источник информации в Интернете

http://21422s05.edusite.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе кри...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Статья «Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь...