разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Фомичёва Светлана Владимировна

разработка урока  по изобразительному искусству  в 5 классе "Синие цветы Гжели" по программе Б.М. Неменского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока  изобразительного искусства

Ф.И.О. Фомичёва  Светлана  Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ  с. Большая  Рельня  Лысогорского  района  Саратовской  области»

Должность: учитель  изобразительного искусства и музыки

Предмет: изобразительное  искусство

Класс: 5

Тема урока: «Синие цветы Гжели»  урок №1

Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное  искусство»  5 кл.  под руководством  Б.М. Неменского

Цели и задачи:

  • Предметные:  

                    Познакомить обучающихся с  гжельской  керамикой, историей  её  происхождения,  особенностью  росписи, разнообразием форм  посуды.

  • Метапредметные:

Формировать навыки  росписи;

Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.

  • Личностные:

воспитывать любовь  и интерес  к традиционной русской культуре,  своей Родине и её истории.

Тип урока: урок  «открытия  нового знания»

Формы работы учащихся: словесные, объяснительно – иллюстративные, наглядно – слуховые,  метод наблюдения за , репродуктивные.

         Оборудование и материалы:

  1. Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
  2. Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
  3. На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)
  4. Художественные материалы.
  5. Презентация “Гжель”.

План урока:

  1. Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.
  2. Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов, анализ работ.

Структура  и  ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий ЭОР)

Содержание этапа

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Этап мотивации

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

- Здравствуйте, ребята!

-Садитесь!

- Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусства, который подарит вам много новых впечатлений и эмоций! (проверяет готовность к уроку)

Учащиеся приветствуют учителя

2мин.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия

  • Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать  цель и тему  урока. Учащимися

На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём вы мне скажите сами, послушав стихотворение.

Слайд 1

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы,

Неведомой красы,

Деревня в Подмосковье,

Прославилась теперь,

Известно всем в народе,

Ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла!

Слайд 2

Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Слайд 3

На уроке мы познакомимся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Гжель

О посуде, о гжельской керамике.

3мин.

3.

Изучение нового материала

Слайд 4

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё много времени, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим людям.

- Как вы думаете для чего он был необходим?

В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы и т.д. Форма была то простая, то замысловатая.

- Вы, наверное, обратили внимание на доску.

Слайд 5

Здесь даны понятия:

Керамика – это глиняная посуда. Слово произошло от греческого керамос, что означает глина

Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика.

А вот фарфор – тонкий, звучный – делают из необыкновенно белой глины.

Фаянсовая посуда – это изделия из белой глины.

  1.  gzhel.ru

Слайд 6

Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.

  1. dic.academic.ru/dic.nsf/es/73632/ГЖ...

Слайд 7-9

Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали.

Слайд 10- 11

Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет – синей подглизурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия.

С начала XIX в. Гжель перешла на производство фарфора, фаянса и полуфаянса (разновидность полуфаянса – "бронзовый товар" с нарядным золотистым люстром). В 1830-40 в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

Слайд 12 - 14

Сегодня объединение "Гжель" – современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.

Слайд 15
Синие птицы по белому  небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – Быль или небыль?

Изделия рук золотых. Синяя сказка –

Глазам загляденье,  Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и творенье –  Русская звонкая гжель

Слайд 16

Гжель – это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.

  1. apophoretus.ru/category/gzhel/


Гжель – это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа.

Слайд 17

Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Слайд 18 -Технология промысла

  1.  rusvelikaia.ru/avtorskaya-gzhel...

Слайд 19

Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

Слайд 20- 22

Самый излюбленный узор – гжельская роза

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

  1. artrusse.ca/Russian/Gjel_rus.htm

15мин.

4.

Физкультминутка

Слайд 23

2мин.

5.

Первичное осмысление и закрепление материала

Слайд 22, 24

Учитель на доске показывает приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”.

Ребята выполняют приёмы работы кистью

5мин.

6.

Постановка учебной задачи (Практическая часть)

Затем предлагает выполнить эскиз гжельской расписной керамики.

Ребята самостоятельно выполняют эскиз гжельской расписной керамики

15мин.

7.

Анализ  работ

Учитель комментирует работы

Учащиеся оценивают сами свои работы

1 мин

8.

Итог урока, рефлексия.

Слайд 25

(ребята выходят с выполненными работами)

Ребята, продолжите фразы «Я знаю…»,

«Мне понравилось…»

Ребята  выходят к доске с  выполненными работами и продолжают фразы «Я знаю…», «Мне понравилось…»

1мин.

7.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Учащиеся записывают в дневник домашнее задание

1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству. Тема: Урок 2000...

Отсчёт европейского летосчисления идёт от Рождества Христова.  Урок обращается к этой дате, истории стилей  за два тысячелетия до наших дней , проблеме выбора своего стиля и своей позиции...

разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "Синие цветы Гжели "(ФГОС)

Данный урок разработан по изобразительному искусству в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.  Предмет ведётся по программе Б.М. Неменского....

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...