План – конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Шайсултанова Альфия Габдельсаматовна

Тема урока: «Праздник Масленица».

Тип урока: интегрированный урок.

Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №123  Советского р-на г. о. Самара

План-конспект интегрированного урока

по технологии и изобразительному искусству.

Тема:

«Праздник Масленица».

для учащихся 5 классов.

Автор:

Шайсултанова А.Г.(учитель ИЗО и технологии)

2012 год

План – конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству.

Дата проведения: 15.03.2012. (1 урок)

Тема урока: «Праздник Масленица».

Тип урока: интегрированный урок.

Цель урока: знакомство с народными традициями в проведении праздника масленицы.

Задачи урока:

Развивающие:

  •  1. Развитие творческого подхода в моделировании образа.
  •  2. Развитие творческого мышления.

Познавательные и воспитательные:

  • 3. Расширение кругозора.

Обучающие:

  • 4. Развитие навыков прикладной работы.

Методы, используемые на уроке:

  1. Объяснительно-иллюстративный: использование зрительного ряда при объяснении темы урока, а именно, просмотр и обсуждение слайдов презентации на тему занятия, а также просмотр и разбор технологии изготовления готовых поделок, выполненных руками детей.
  2. Проблемное изложение: разработать свой костюм для куклы – масленицы и передать свой образ масленицы живописными средствами.

Оборудование: 1. Для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрация картины Кустодиева Б.М. «Масленица», празднично оформленная доска и стол (самовар, блины, расписанные в русском стиле утварь, куклы изготовленные руками детей).

2.Для учащихся: бумага формат А-4, графические и живописные материалы, кисти, палитра, баночка, тряпочка, лекала, цветные кружки (красный, зеленый, желтый).

Организация занятия:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)

3. Беседа по теме урока с использованием презентации (9 мин.)

4. Разбор и демонстрация эскизов  деталей костюмов одежды (Петрушки, скоморохов, Масленицы ) для празднования  масленицы.(5 мин.)

5. Динамическая пауза (2 мин).

6. Творческая работа учащихся (20 мин.)

7. Подведение итогов 1 урока (2 мин.)

8. Организационный момент, инструктаж по безопасности, деление на группы.(5 мин)

8. Выполнение выкроек с использованием эскизов (10 мин).

9. Изготовление костюмов(20 мин).

10. Подведение итогов 2 урока.

Ход и содержание урока.

  1. Организационный момент:

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли подготовили для урока?»

  1. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Тема нашего урока «Праздник Масленица». В старину говорили : «Масленица – кормилица нынче именинница».(слайд 1,2)

Эпиграфом сегодняшней темы могут стать слова А.С. Пушкина

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины

У них на масленице жирной

Водились русские блины». (слайд 3)

 И сегодня мы  познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы. (слайды: цели урока 4, задачи урока 5).

  1. Беседа. Учитель:  Масленица- древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. «Приходи,  весна, с радостью, с великой милостью», «Масленицу провожаем- света, солнца ожидаем», «И кончилась твоя власть , Зима! Весна на пороге».(слайд 6).

Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Издавна сложились убеждения, что «не потешить на широкую масленицу- значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить».(слайд 7). Поэтому масленицу праздновали широко приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом (слайд8). Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно (слайд 9).

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:                                   Понедельник- «ВСТРЕЧА». (слайд «встреча»10) К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу - масленицу. В изготовлении этой куклы участвовали все жители, несли кто что мог: старую одежду, клок соломы и т.д. Но никогда не было лица у масленицы. Вспомните почему?.. Эту куклу на салазках  ввозили в гору с причитанием встречи: «Приезжай ко мне, Масленица, в гости на широкий двор, на горах покататься, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!». Встреча заканчивалась кулачными боями.

Вторник- «ЗАИГРЫШИ» (слайд 11 Б.М.Кустодиев «Масленица»). С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных.

Среда- «ЛАКОМКА» (слайд12)  Тещи приглашали зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте:

« Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?»

Ученики: «Блин».

Учитель: У русского народа блин считается символом солнца. А почему?

Ученики: Блин круглый, румяный, теплый.

Учитель:                                                                                                                                     Четверг- «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ»(слайд13). Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками ,в сопровождении народа возили на санях (слайд 14). Проводили обряды, кулачные бои, а в назначенное место сходились петь песни (слайд 15).

Пятница- «ТЕЩЕНЫ ВЕЧЕРКИ» (слайд16). В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.            Суббота- «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» (слайд17).  Молодая невестка приглашала родных  к себе. В субботу дети строили снежный городок с башнями и воротами, затем разделялись на две половины: одна старалась охранять городок, другая должна была, силой взять его.                                                                                                                          Василий Иванович Суриков в жанровой картине «Взятие снежного городка» передал накал страстей, сам дух старинной народной игры. (слайд18 картина Сурикова В.И.)

Воскресение-«ПРОВОДЫ, ПРОЩАНИЕ», «ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ» (слайд19).Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью.                                                                                       Ребята, а какие народные приметы вы знаете?                                                                     Ученики -  Народные приметы: 1 Если на масленицу в понедельник идет снег- это к урожаю огурцов.  2 Если во вторник идет снег- к урожаю грибов.  3 В среду снег- к урожаю хлебов.  4 Если в четверг будет тепло- сей больше пшеницы. Урожай будет.

Учитель: О русской масленице сохранилось много поговорок, какие из них вам знакомы?

Ученики:

1 «Не житье, а масленица».

2 «Не все коту масленица, будет и великий пост».

3 «Масленица неделю гуляет»

4 «Милости просим к нам о  масленице со своим добром, с честным животом»

5 «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д.

Учитель:    Возрождается сейчас масленица, воскрешает народ традиции и обряды. В старину соломенная кукла была обрядовой , ею встречали жениха и невесту. Такую куклу называли домашней масленицей, которая символом крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи. По-прежнему стали радостно провожать мы зиму, встречая весну. Гуляния, забавы, веселья иногда до утра с песнями и прибаутками, и даже блины румяные с пылу с жару.

4.Разбор и демонстрация различных эскизов для празднования праздника масленицы: Петрушки, скоморохов, Масленицы.

5. Динамическая пауза: праздничную динамическую паузу проводит ученица облаченная в русский народный костюм:

Масленица к нам идет широкая (руки в стороны).

Солнышко стоит высокое (руки вверх).

К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх).

До земли Масленице кланяемся (наклон вперед).

Мы за блинчиком идем (руки вытягиваем вперед).

Дружно праздник проведем (руки на плечи).

Вот и солнце закатилось, наша Маслена закрылась.

(руки поднимаются вверх и опускаются через стороны вниз, выдох).

6. Творческая работа учащихся. Используя знания по моделированию костюма, учащиеся создают свой неповторимый образ масленицы, скоморох.  Рисуют эскиз куклы, делают проработку деталей костюма.

Учитель: направляет ход работы, отмечает интересные идеи. Используется музыкальное сопровождение («Танец скоморохов»).

7. Подведение итогов. Учитель: демонстрация детских работ, комментарий, оценка. Рефлексия – как подведение итогов проведенного урока. Поднимают руки – мне было интересно на уроке, узнал много нового,  – не все понял, хочу узнать больше,  – мне было скучно.                                                                                                                                       Учитель: «Молодцы ребята, все вы хорошо поработали! Вас ждет второй урок, где по вашим эскизам выполним куклу (чучело) масленицу,  сошьем костюмы  для праздника Масленица.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект интегрированного урока ОБЖ-технология

Интегрированный урок  "Приготовление обеда в походных условиях"...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии "Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества"

Сформировать у учащихся представление о моде, как явлении социальном; объединить в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию панно “Дворцовый интерьер и бал во дворце&rdquo...

План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)

Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока:  «О чем рассказывают нам ...