Фольклорный праздник, сопровождаемый народной песней, шутками-прибаутками, хороводами и играми
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс) по теме

Логинова Ирина Юрьевна

Мероприятие посвящено Календарному народному празднику «Дожинки». Материал рассчитан на учащихся 5 – 6 классов. Продолжительность 40 – 45 минут. Неотъемлемым компонентом мероприятия, создающим эмоциональный фон, является живая русская народная музыка в исполнении ансамбля «Алатырь».

 В рамках внеурочного времени были  изготовлены: соломенный конек из распаренной соломы, соломенный конек из необработанной соломы, обережная куколка  Покосница, игровая куколка Зернушка (Крупеничка), тряпичная кукла  «Борода».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект мероприятия2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник, сопровождаемый народной песней, шутками-прибаутками, хороводами и играми

Ирина Юрьевна Логинова

учитель ИЗО

ФГОУ СОШ имени А.Н. Радищева

г. Кузнецк-12

Мероприятие посвящено Календарному народному празднику «Дожинки». Материал рассчитан на учащихся 5 – 6 классов. Продолжительность 40 – 45 минут. Неотъемлемым компонентом мероприятия, создающим эмоциональный фон, является живая русская народная музыка в исполнении ансамбля «Алатырь».

 В рамках внеурочного времени были  изготовлены: соломенный конек из распаренной соломы, соломенный конек из необработанной соломы, обережная куколка  Покосница, игровая куколка Зернушка (Крупеничка), тряпичная кукла  «Борода».

Цели: 

- воспитать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;

- способствовать формированию художественного вкуса;

- обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства».

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2):

         повествовательная часть (пара ведущих, учащиеся 8 класса)

Сообщения групп уч-ся 5 классов (самостоятельный сбор информации) 

Ансамбль русской народной песни «Алатырь»

Оформление:

          для создания эмоциональной атмосферы используются творческие работы учащихся (эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки, эскиз прялки, рисунки интерьера русской избы, рисунки полевика), экспозиция «Внутренний мир русской избы». 

Оборудование:

         светооборудование.

Литература:

  • Л.И. Брудная, З.М. Гуревич. О.Л. Дмитриева. Энциклопедия обрядов и обычаев. Санкт-Петербург: Респекс, 1997.
  • Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно прикладное искусство в жизни человека. М.: Просвещение, 2006 .
  • А. Котова , И. Котова. Русские обряды и традиции. Санкт-Петербург: Паритет, 2008.
  • А.Ф. Некрылова. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
  • И.А. Панкеев. Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1, 2. -М.: ОЛМА-Пресс, 1998.
  • Н. Соснина, И. Шангина. Иллюстрированная энциклопедия «Русский традиционный     костюм». «Искусство-СПБ», 2006.

Интернет ресурсы:

http://perunica.md8.ru/zdrava/slavia...aya-kukla.html (история народных кукол)

http://handmade.idvz.ru/forum/forum (куклы со схемами)

        

        Учащиеся 5 – 6 классов занимают места в актовом зале школы (стулья располагаются по кругу). В зал  входят: коллектив ансамбля «Алатырь», ведущие и учитель (в руках у них осенние букеты с колосьями, хлебные венки). Они поют песню «Как у наших ворот» и приглашают детей в хоровод.

Учитель

        Что такое хоровод?

        Хоровод у славян всегда был очень важным элементом обрядов. Люди двигались по кругу, как луна движется вокруг земли, как планеты, вращающиеся вокруг солнца. По содержанию, характеру, форме и времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Чаще всего хороводы отображали трудовые процессы. Издавна у русского народа принято было заканчивать осенние работы веселым праздником!

Вед.1

        С праздником урожая в давние времена на Руси было связано много песен и обрядов. Они не были приурочены к определенной дате, а зависели от времени созревания злаков. Жатвенные обряды проводились, чтобы отблагодарить землю-матушку за долгожданный урожай. С помощью магических действий участники обряда стремились вернуть земле плодородие, обеспечивая урожай будущего года. Кроме того, обряд имел практическое значение: жницам требовался определенный перерыв в работе. 


Вед.2

      Обязательно совершался обряд с первым снопом. Назывался этот обряд "зажинки". Сноп переносили с песнями на гумно, с него начиналась молотьба.

Ансамбль «Алатырь» исполняет песню «На нашей на нивке»

        Первый сноп назывался именинником. Его жала старшая в семье женщина. Сноп обвязывали лентами, украшали цветами, а затем ставили под иконами в переднем углу. Когда жатва заканчивалась, сноп скармливали домашним животным, а часть зерен прятали до следующего сева. Эти зёрна через год подсыпали в первую пригоршню зерна. 

        Жали хлеб, в основном женщины. А чтобы защитить женские руки во время покоса или жатвы изготавливали    обереговую куклу.

Сообщения группы уч-ся 5 класса, занимавшихся изготовлением тряпичных кукол

  • Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.
  • Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. В каждой губернии были свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры.
  • Покосница игровая - одна из самых простых по технике изготовления кукол. Эта кукла – образ женщины во время сенокоса или жатвы. Ткань для куколки выбирали светлых и радостных, ярких тонов, потому что первый покос или жатва издавна считались праздником. Игровую Покосницу взрослые делали детям во время сенокоса, жатвы чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты.    
  • Покосница обережная. В технике изготовления обережной Покосницы есть некоторые отличия от игровой. Такую куклу делала женщина перед тем, как идти на покос или жатву, чтобы куколка оберегала руки от травм и повреждений во время работы. Сегодня такую куколку можно делать как оберег и для других работ, где можно повредить руки.    Обкручивать кукольные руки необходимо красной нитью.

Учитель

        Сегодняшний наш праздник связан с осенними народными обрядами 

Что такое обряд. Может быть, кто-нибудь знает? (ответы уч-ся)

        У слова "обряд" есть однокоренные слова. Это "ряд", "рядить", "обряжать". В том числе и "наряжаться" в торжественные обрядовые одежды. Обряды были основой народных праздников. В них неразрывно сливались крестьянский труд и поклонение природе.

        Сложились обряды давно, когда люди поклонялись силам природы, которые воплотились в языческих богов: Перуна, Велеса, Даждь-бога, Сварога, Ладу. Древние рассуждали так: что нравится нам, то понравится и нашим богам. Так появились обряды с песнями и танцами, драматическими действиями, ряженьем, праздниками и пирами в честь богов. Обряды были направлены на установление связей между природой и людьми. Люди понимали, что в темные дни года необходимо чаще собираться вместе и поддерживать друг друга, а в солнечные дни радоваться, ликовать, благодарить природные силы. Зимой природа замирает, уходит в спячку - замирает и человек. Засевают весной люди поле - и просят обрядами, чтобы матушка Земля приняла семена, прорастила их. Растут летом сельскохозяйственные культуры, колосятся, все замечательно. А  дождя нет! И просят люди специальными обрядами дождя, чтобы не засохли их растения. Осенью собирают плоды посеянного - и благодарят природу радостным праздником урожая.

Вед. 1

        Праздник, связанный с окончанием жатвы у славян и других народов назывался Дожинки.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

Вед.2

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

(Первый снег. Николай Рубцов)

Вед. 1

        Дожиночные (жатвенные) обряды были направлены на сохранение растительной силы снятого урожая и на получение в будущем году хорошего урожая. После жатвы существовал обычай "Женить серп", благодарить его за то, что он не резал рук. Для этого серп, начиная с рукоятки, обматывали пучком ржи или пшеницы так, чтобы колосья свешивались с острия серпа. При этом серпом несколько раз кололи землю. Перед тем как уйти с поля, женщины-жнеи валялись, катались по земле, стараясь плотнее прижаться к ней, говоря:


Вед.2

He боли, моя спинушка,
заживи на яровую жнивушку!..
Матушка ржаная жнивушка,
отдай мою силушку
на яровую жнивушку
 

Ансамбль «Алатырь» исполняет песню «Нива»

Нива – нива

Эх, отдай мою силу

Ой, нива, нива.

Отдай мою силу

Добру коню гриву,

Ой, нива – нива.

Кувыркание на половичках (приглашаются все желающие)

Вед.1

        При завершении жатвы небольшую горсть колосьев оставляли на поле несжатой. Этот пучок, носивший название "борода", "коза", "козулька", либо "косица", "завивали", "заламывали" или связывали различными способами. Его украшали цветами. Бороду завивали самые ловкие жницы. Бороду оставляли с поклоном «Полевику» с приговором: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

Сообщение уч-ся 5 класса, занимавшейся изготовлением тряпичной куклы «Полевик» 

        «Полевик» или «Житный дед» это полевой, домовой. Старик с длинной бородой из колосьев. На каждом поле жил свой полевик. Он стерег поле от беды. Свистом зазывал ветер, воем приманивал дождь.

ансамбль «Алатырь» исполняет песню «Ой, чия-то борода» (уч-ся принимают участие в исполнении песни)

Учитель

        В каждой области была своя кукла для совершения этого обряда. На уроке ИЗО вы придумали и нарисовали свой образ полевика. У каждого «Житный дед» получился свой, не похожий на других. А теперь, давайте  совершим магический обряд, заплетем бороду куклы в косу (вызываются  желающие). 

ансамбль «Алатырь» исполняет песню « Уж мы вьём, вьём бороду»

Вед.2 

           Другие элементы дожиночного обряда также имели магический характер. Прополка "бороды" и мытье жницами рук после жатвы помогали обеспечить "чистоту" посевов будущего года; полив водой "бороды" и обливание жниц предотвращали засуху. Магическими свойствами обладали и предметы, связанные с ритуальной "бородой". Так, камень, найденный под колосьями "бороды" использовался для лечения зубной боли.

Сообщения, группы  уч-ся 5 класса, об обрядах в разных губерниях

  • В Пензенской и Симбирской губерниях по окончании жатвы собирался народ в поле дожинать последние загоны.  Последний сноп, называли именинником. Его наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли на господский дом, где жнецов угощали пивом и вином. В некоторых местах последнему снопу приделывали руки, одевали в пестрое женское платье и несли его на хозяйский двор, где всех ожидало богатое угощение. Хозяйка пекла каравай из нового хлеба и разделяла его между своими гостями.
  • В Смоленской губернии приделывали к снопу руки, надевали женскую накидка, и две женщины несли этот сноп на господский двор. Хозяин выходил им навстречу, жнецы поздравляли его со счастливым окончанием жатвы и били сноп березовым веником с особыми приговорками. Этот таинственный обряд помогал истреблять вредителей полей. После хозяйского угощения гости пели и плясали.

  • В Вологодской губернии последний сноп с поля назывался кумушка. Верх этого снопа повязывался платком. Головная жнея брала кумушку и несла её в дом своего помещика в сопровождении песен своих подруг, которые поздравляют своего барина с двумя полями, сжатыми, а с третьим – засеянным. Поблагодарив их за усердие, он принимал кумушку и ставил её в передний угол под образами. Этот сноп оставлялся на целую неделю, потом снимался и хранился до Покрова. В Покров кумушкой кормили рогатый скот.
  • В Саратовской губернии после уборки хлеба наряжали соломенную куклу в кумачный сарафан, на шею вешали ожерелье и украшали цветами, носили чучело по селению с песнями и плясками.

Учитель

         После обмолота урожая оставалось много соломы, человек начинал задумываться, а на что ещё, кроме кормления скота, можно её использовать. Плетение из соломы появилось вместе с земледелием. В России из соломы вязали различные поделки. В основном из ржаной соломы, потому что рожь была основной сельскохозяйственной культурой. Использовали также и пшеничную солому, камыш, мочало. Плели из соломы и фигурки коней. На протяжении веков конь был первым помощником и первым слугой человека.

Сообщения группы уч-ся 5 класса, занимавшихся изготовлением соломенных фигурок коней

  • Символ коня один из самых значимых символов. У многих народов мира конь был символом силы, добра и счастья. Он символизировал солнце движущиеся по небу.
  • Многие божества неразрывно связаны с конями. По поверьям древних славян, главным солнечным божеством был Даждь-бог. Он каждый день объезжал небо на солнечной колеснице, запряженной белыми конями. Этих коней выводила на небосклон его сестра — Утренняя Заря. Другая сестра Даждь-бога - вечерняя Заря — заводила коней на конюшню после того, как Даждь-бог заканчивал свой объезд.
  • Северные славяне перед походом боевой дружины гадали с помощью коней. Для этого белого скакуна заставляли переступать через копья. Если конь ступал сначала правой ногой, то верили, что это к удаче. По другим свидетельствам, вороного коня заставляли пройти через препятствие из девяти склоненных копий. Если конь ни разу не касался ногами копий, ожидали удачу в ратных делах.
  • Известна игровая традиция вождения коня во время рождественских и масленичных гуляний. Один из участников игры нес шест с лошадиной головой, сделанной из соломы. Второй шел за ним, спрятавшись под рогожу. Третий — хозяин, вел по улицам деревни коня под уздцы. Парни и девушки при встрече этой процессии заскакивали под рогожу. Так выстраивалась длинная вереница играющих. Когда места под рогожей не оставалось, другие играющие стремились втиснуться между идущими. Они вытесняли из-под рогожи других игроков. Часто игроки сбивались с ноги, падали в снег. Игра проходила весело и шумно.
  • Основные праздники почитания лошади, как первого помощника в крестьянском труде, отмечались в августе - день Степана Сеновала. В этот день лошадей поили «через серебро», для чего в поилку клали серебряную монету. 31 августа на Фрола и Лавра, был главный «лошадиный» праздник, потому что святой Фрол считался христианским покровителем лошадей. В этот день на лошадях было запрещено работать. Верили, что это помогало избежать падежа. Лошадей купали и окропляли святой водой, а для табунщиков и конепасов пекли именинный пирог.

Учитель

В различных областях России бытовала игра «В коня», которая по праву считается одной из самых любимых в народе. Из соломы делали большого коня и прыгали через него. Так как сбор соломы для нас, современных людей, живущих в городе не самое простое дело, наш «конь» будет выглядеть таким образом - две перекрещенные палки.

Игра «В коня» (приглашаются все желающие)

Учитель

Где еще применяли солому в крестьянском быту? (ответы уч-ся)

Для соломы нашлось немало применений. В голодные времена подмешивали солому в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, игрушек и прочей домашней утвари. Ну, и конечно, главное, что приходит в голову при воспоминании о соломе — это соломенные деревенские крыши, рассказы о которых мы с детства встречали в книжках.

Вед.1 

        На  праздники связанные с урожаем делали и дарили куколку – Крупеничку. Она имела глубокий символический смысл. Куклу обязательно наполняли зерном, желательно пшеницей или зерном других сортов одновременно, чтобы урожай был богатым. К концу Х1Х века для наполнения куклы стали использовать пшено, горох. Появились Зернушки и Горошинки. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. Голова без лица,  повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

Вед.2

        Существует русская народная сказка о красавице Крупеничке.

У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, которая возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

Учитель

        Я предлагаю всем вместе изготовить  куклу – Зернушку. Кукла помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает сотворять все необходимое для чудо-жизни. Загадывайте желание, пусть весь год будет удачным. Ведущие проходят по кругу, и каждый ученик наполняет мешочек зерном.

Ансамбль «Алатырь» исполняет песню  « Как у наших ворот» (формируется хоровод, в центре которого ведущие с куклой в руках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Народные песни и праздники с использованием фольклорного искусства в рамках патриотического воспитания детей»

В консультации музыкальный руководитель предлагает воспитателям рекомендации по реализации патриотического воспитания детей средствами фольклорного искусства....

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

Праздник русской народной песни "Во горнице" для 1-4 классов

Праздник русской песниЦель : приобщение детей к русской культуре.Задачи:– Пробудить интерес к истории возникновения русской песни– Познакомить с многообразными жанрами русской песни– Расширить знания ...

Праздник русской народной песни

Внеклассное мероприятие для детей 4,5,6 классов в виде конкурсов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник русской народной песни"

В игровой форме  дети знакомятся с разными жанрами русских народных песен....

Спортивно-фольклорный праздник "Русские народные забавы"

Праздник "Русские народные забавы" включает в себя ассорти русских народных и православных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Осенины, а также игр и забав, которыми они сопр...