«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Власова Светлана Анатольевна

Все мы знаем выражение «Человек создан для счастья как птица для полета», но как  мало мы делаем для того, чтобы дети обрели эти крылья! Я думаю, что отношение к искусству и отношение к жизни тесно переплетены. Дети все начинают понимать и чувствовать очень рано. Все они имеют непосредственный опыт изображений, то есть рисовать и лепить. Это естественный и специфический вид познания мира путем
уподобления самым разным его персонажам и моментам, которые оживают в
чувствах ребенка и обогащают его личный опыт. Все дети кого-нибудь и что-нибудь украшают, при этом их действия связаны с самым подлинным и глубинным смыслом украшений, а именно - обозначение роли и намерений персонажа. А так же все дети строят свой игровой мир, чтобы опробовать в нем самые разные жизненные и сказочные роли. Все это на самом деле зачатки совершенно необходимых и обязательных для любого человеческого общества форм художественной деятельности, высшими достижениями которой искусство и охраняются, ценятся обществом как выражение его духовной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_aktivizatsii_tvorcheskogo_potentsiala.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы активизации творческого потенциала
учащегося на уроках изобразительного искусства»

Все мы знаем выражение «Человек создан для счастья как птица для полета», но как  мало мы делаем для того, чтобы дети обрели эти крылья! Я думаю, что отношение к искусству и отношение к жизни тесно переплетены. Дети все начинают понимать и чувствовать очень рано. Все они имеют непосредственный опыт изображений, то есть рисовать и лепить. Это естественный и специфический вид познания мира путем
уподобления самым разным его персонажам и моментам, которые оживают в
чувствах ребенка и обогащают его личный опыт. Все дети кого-нибудь и что-нибудь украшают, при этом их действия связаны с самым подлинным и глубинным смыслом украшений, а именно - обозначение роли и намерений персонажа. А так же все дети строят свой игровой мир, чтобы опробовать в нем самые разные жизненные и сказочные роли. Все это на самом деле зачатки совершенно необходимых и обязательных для любого человеческого общества форм художественной деятельности, высшими достижениями которой искусство и охраняются, ценятся обществом как выражение его духовной культуры.

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающего
поколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человека
счастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, правда, мужество, радость созидания и творчества.

Программа Б.М. Неменского. Изобразительное искусство и художественный труд как раз и дает широкий простор для такой деятельности. Задача программы - приобщение учащегося к искусству как духовной культуре, развитие художественно-образного мышления, формирование внутреннего мира. Художник и педагог Б.М. Неменский предлагает гармоничное «вживление души ребенка в эмоционально-ценностный опыт искусства», основанное на признании сосуществования в школьной педагогике двух «параллельных» форм познания мира - рационально-логической и эмоционально-образной, которые могут сосуществовать и гармонично взаимодополнять друг друга.

Видеть красоту времен года, открыть для себя цветные контрасты зимы и осени, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе, слышатъ это движение в музыке, поэзии, переносить его в свои работы (графика, живопись, скульптура и другое) - вот основная цель, которую я добиваюсь на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Для этого, наряду с обще педагогическими методами преподавания (научность, доступность, наглядность, систематичность, связь с жизнью ... ), я использую особые методы преподавания искусства:

  1. Метод широких ассоциаций ( т.е. воздействие на разные каналы восприятия у
    детей: наглядность, музыкальное сопровождение, театральные этюды ... );
  1. Метод         художественного         уподобления         (игры-сказки, театральная драматизация .. );
  2.  Единство восприятия и созидания, мысли и чувства, Т.е. целостность (этот метод помогает реализовать в процессе обучения театральная педагогика);
  3. Метод сравнения (например: «как в жизни» , «как настоящий артист», «как художник», «как получилось в прошлый раз», «как товарищ»);

Ребенок не только слышит, видит, но И переживает и проживает определенные чувства , эмоции. Активизируется его творческий потенциал, его духовные навыки, Т.е. «навыки души», он учится находить свои пути восприятия и познания окружающего мира и адаптировать себя в этом мире.

Я стремлюсь к тому, чтобы то, что дети делали на уроках искусства, имело свою завершенность и было красиво. В задания, наравне с индивидуальными  групповыми формами работы, вводится и коллективная работа над общим панно.         

Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству         умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую
атмосферу совместного игрового действия. Но главное - это радость результата, а так же отсутствие безуспешных ребят.

Через свои уроки искусства на которых стараюсь разнообразить формы и
методы, заложить в детях основы эстетического восприятия мира, развить
чувство прекрасного, формировать высокий эстетический вкус, умение
понимать и ценить памятники истории и архитектуры, красоту и богатство
родной природы. И я думаю, что те «навыки души», которые сформировались у
ребенка на моих уроках, окажут влияние на всю его дальнейшую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

Интеграция знаний и развитие образного, творческого мышления на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Современная школа предполагает теснейшую межпредметную связь в дисциплинах, изучаемых школьниками, а так же воспитательную функцию урока и внеурочной деятельности.  Предлагаемая  методическа...

«Творческие мастерские на уроках изобразительного искусства».

Использования творческих мастерских на уроке ИЗО. В данной статье идет описания творческих мастерских. И как учитель может использовать эту технологию на уроках....

Активизация художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства

Описание методов, технологии , приемов работы на уроках ИЗО...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...