Активизация художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Описание методов, технологии , приемов работы на уроках ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_interesa_k_urokam_izobrazitelnogo_iskusstva.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается и в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу. В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины, способные формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту и богатство природы. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее ", - писал А.Франс. Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать. Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения учащихся. Поэтому моя цель развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Наряду с другими, одной из главных задач по отношению к ученикам я ставлю:

1. Создать и сохранить интерес к знаниям изобразительного искусства.

2. Научить управлять собственной деятельностью, самовыражаться.

3. Воспитать творческую и развитую личность.

4. Формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту и богатство природы. Зарождение искусства.

      Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть “народным”. Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой. Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков. Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы. Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства. Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. Программы по изобразительному искусству, с которыми я работаю, нацеливают на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, себе, людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре народов других стран. С помощью искусства мы, школьные учителя, можем «сеять» разумное и доброе. Искусство не может воспитать человека равнодушного, слабого. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. Так же мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчества. Но почему – то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками. В подтверждение этому есть у поэта Валентина Берестова шуточное стихотворение:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

“А кто умеет рисовать?”

Рук поднялось - не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

“Ну, кто умеет рисовать?”

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

“Так кто ж умеет рисовать?”

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

И чтобы не случилось так, как написал поэт в условиях современной практики преподавания важно наличие у учителя личностно – ориентированной направленности. На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей, а также интеграции на различных этапах урока.

Формы обучения:  избегаю императивного подхода, т.е. информативного способа передачи знаний в процессе обучения, обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;  сценарии уроков выстраиваю по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";  активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;  дифференцированный подход;  формы урока: беседа - диалог, проблемные, коллективные формы творческой работы (развитие "коллективных эмоций"). Сочетание коллективной и индивидуальной работы (творческие рисунки, поделки из природного и бросового материала, и т.д. Ведь работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся);  комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, др.)

  Методы обучения:  эмоционально-художественное "погружение" (например, детям очень нравится изображать свое настроение) ;

 художественно-творческое и образное моделирование.

 Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока, продумываю, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, что помогает учащимся увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волнующую прелесть цветущих яблонь, зеленых лугов, белоствольных березок или пережить приход весны. Возьмем, например, отрывок из стихотворения «Весна»:

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

 Весна, весна! как высоко

 На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

 Летают облака!

 Шумят ручьи! блестят ручьи!

 Взревев, река несет

 На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

 Всего-то несколько строк, а перед нами встает зримый образ природы. Мы слышим мощный рев реки, чувствуем свежесть весеннего ветра, ощущаем глубину неба, яркость солнца, торжество природы. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе, а может быть, музыку, как метод стимулирования образного мышления. Музыка — чудодейственное средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет радоваться, печалиться, переживать. Представьте, что вы с удовольствием смотрите балет по телевизору и вдруг исчезает звук, и нет больше очарования, настроения. Вы видите только технику исполнения танца, и вам становится скучно. Поэтому на своих уроках для создания творческого настроения использую отрывки из классических произведений русских композиторов.

 Активизация воображения и творческого представления: игровые приемы помогают осваивать колорит, как и чтение стихов, в которых колорит уже определен.

Например: Осень желтой краской провела по лесу,

 На ветвях развесив желтую завесу.

 Желтою метелью замела дороги,

В желтые сугробы наступают ноги.

Покачала осень на прощанье веткой,

Уронила наземь желтые монетки.

Нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать. Это вызывает негативное отношение к заданию. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся:  «Давайте попробуем выразить в рисунках свое отношение...»

 Т.о., сравнение и сопоставление; импровизация;  игровое подражание;  субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности) активизируют художественно-творческую деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....

Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства

Уроки-беседы незаслуженно отодвинуты на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В них содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного постр...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Все мы знаем выражение «Человек создан для счастья как птица для полета», но как  мало мы делаем для того, чтобы дети обрели эти крылья! Я думаю, что отношение к искусству и отношение к жизни тес...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...