Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 6, 7, 8, 9 класс)

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития. Это логично – даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.

Итак, самый главный вопрос  звучит следующим образом: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать специалист, осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность воспитания детей через понимание и  познание изобразительного искусства,  его  неоценимого  значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания изобразительного искусства характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его персональное раскрытие  и утверждение.

Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Меня поиски привели к использованию  приемов технологии развития критического мышления. Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства.

                            Бантыш Нина Анатольевна, учитель ИЗО

МОУ Лицей УКМО, г. Усть- Кут, Иркутской обл.

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития. Это логично – даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.

Цели современного образования в преподавательской деятельности осуществляют системообразующую  функцию. Ведь именно от их определения зависит выбор содержания, а также средств и методов обучения. Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение многих профессиональных вопросов. И самый главный звучит так: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать высококвалифицированный специалист, осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность воспитания детей через понимание и  познание изобразительного искусства,  его  неоценимого  значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания изобразительного искусства характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его персональное раскрытие  и утверждение.

Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Меня поиски привели к использованию  приемов технологии развития критического мышления. Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, “насильно вести за руку”, работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал. Необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим развитием ребенка.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и умения  в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Помочь учащимся самим определить конкретные  направления  в изучении новой  темы.

Стадия осмысления.  Предполагает  осмысление нового  материала во время работы над ним.

Задачи:

  • Помочь учащимся при помощи  педагогических   приемов  и методов   активно    воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести  уже имеющиеся  знания с  вновь приобретенными.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

  • Помочь учащимся проанализировать и  обобщить изучаемый материал.
  • Направить  деятельность  учащихся  на определение различных направлений  в ходе дальнейшего изучении материала.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Остановлюсь  на тех, которые можно успешно применять на уроках ИЗО, начиная уже с младшего подросткового  возраста.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посредине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать»  слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы  (модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например, в теме «Поэтический образ русской природы» в начале урока был составлен кластер «Осень». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.

После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали свои ощущения – им было легче подобрать те средства выразительности музыки, литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы.

Затем с большим интересом детьми были сочинены четверостишия. Вот одно из них:

Желтые листья, мокрые ноги.

Дети со школы идут по дороге.

Красной рябины в садах очень много,

Осень пришла и зима на пороге!

«Мозговой штурм»

Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.

2 этап. Обмен информацией.

Рекомендации:

– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;

– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

– оперативная запись высказанных предположений.

Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является:

– уважение к различным точкам зрения ее участников;

– совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщалась). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Зимняя пора» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Зима – время сказок», «Зима. Новый год! Подарки! Каникулы!», «Зима – время сна природы», «Зима. Снегопад.  Жизнь с белого листа»

 «Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

 «Ключевые термины»

Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.

Вариант 1. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.

Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

 «Синквейн»

Происходит от французского « cing» – пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2 строка – описание темы в двух словах, как правило,  именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или  философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)

Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;
  • способа оценки понятийного багажа учащихся;
  • средства развития творческой выразительности.

Приведу примеры синквейнов,  написанных учащимися:

Осень

Грустная, веселая

Кружит, дождит, влюбляет

Шуршащих листьев хоровод

Буйство красок!

Зима

Белая, морозная

Бодрит, веселит, развлекает

Узоры на оконном стекле

Волшебство!

Весна

Долгожданная, желанная

Журчит, щебечет, пробуждает

Рождение новой  жизни

Обновление!

Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

Применение технологии «Критического  мышления» на уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляет учеников думать и анализировать.

В XXI веке изменяются цели и задачи образования. Так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно.

Литература

  1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.
  3. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.
  4. Вишнякова Е.Е.  Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
  5. Кларин М.В.  Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.
  6. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.
  7. Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  9. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приемов технологии критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства 11.03.2018

Слайд 2

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)

Слайд 3

« Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности». Паскаль Блез

Слайд 4

Технология развития критического мышления Структура данной технологии стройна и логична, т. к. ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. 11.03.2018

Слайд 5

МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ НЕ ПРИНИМАЕТ ДОГМ РАЗВИВАЕТСЯ ПУТЕМ НАЛОЖЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЛИЧНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОЦЕНОЧНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОДУЦИРОВАНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ ЧАСТО ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, ВНЕШНИХ НОРМ И ПРАВИЛ РАЗВИВАЮТСЯ В СИНТЕЗЕ, ВЗАИМООБУСЛОВЛЕНЫ

Слайд 6

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, пять признаков. Дэвид КЛУСТЕР (Профессор, США) ХАРАКТЕРИСТИКИ

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ТРКМ ВЫЗОВ РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) РЕФЛЕКСИЯ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ (АКТУАЛИЗАЦИЯ) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Слайд 8

ВЫЗОВ УЧАЩИЕСЯ ВСПОМИНАЮТ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО ПО ИЗУЧАЕМОМУ ВОПРОСУ (ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ИНФОРМАЦИЮ ДО ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ СТАВЯТ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПОЯСНИТЕ ЦИТАТУ ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ ? КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ ЧТО ЭТО (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК) АССОЦИАЦИИ

Слайд 9

11.03.2018 КЛАСТЕР Скульптура Архитектура Графика Живопись Портрет Натюрморт Пейзаж Исторический Анималистический Виды изобразительног о искусства Жанры ДПИ Мифологический Батальный Бытовой

Слайд 10

КОРЗИНА ИДЕЙ Пейзаж? Осенний Зимний Летний Времена года ( Собираем все, что знаем по теме) Весенний Унылый Яркий Необычный Лесной

Слайд 11

РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ ) УЧАЩИЕСЯ СЛУШАЮТ, ЧИТАЮТ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ДЕЛАЮТ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ ОТСЛЕЖИВАЮТ СВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРОДОЛЖАЮТ АКТИВНО КОНСТРУИРОВАТЬ ЦЕЛИ СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ФИШБОУН ЧТО? ГДЕ? КОГДА? МУДРЫЕ СОВЫ РОМАШКА БЛУМА КЛАСТЕР КУБИК КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Слайд 12

Ромашка Блума (Джеймс и Кэрол Бирс ) 11.03.2018

Слайд 13

Ромашка Блума Какие русские художники изображали осень на картине? Чем отличается это время года от других? Почему время осени любят поэты и художники? П роанализируем осень, написанную разными русскими художниками? Как описывает осень А.С.Пушкин? Можем ли мы изобразить осеннее время года? Осенний пейзаж

Слайд 14

Кубик Блума . Поэтический образ русской природы 5 класс А.И.Куинджи. Осень. Опиши цвет осенней природы . И. И. Левитан Осенний пейзаж. Мастер настроения в живописи. (Сравни) С.Ю. Жуковский. Лесное озеро (примени, оцени ) Красота осеннего пейзажа в картинах русских художников. Ассоциации. И.И.Шишкин. Рожь . Какой важный жанровый признак пейзажа? (Применение) Л.И.Бродская. Осень на Урале. К акую роль в создании настроения играют свет и цвет? (Проанализируй )

Слайд 15

Непосредственный контакт с новой информацией ( текст в учебнике, фильм, лекция, репродукции картин), работа ведется индивидуально или в парах. Затем – самостоятельная работа. РЕАЛИЗАЦИЯ (осмысление, размышление)

Слайд 16

11.03.2018 УЧАЩИЕСЯ СООТНОСЯТ «НОВУЮ» ИНФОРМАЦИЮ СО «СТАРОЙ», ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ОТБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМУЮ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СУТИ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ ВЫРАЖАЮТ НОВЫЕ ИДЕИ И ИНФОРМАЦИЮ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫСТРАИВАЮТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЭССЕ СИНКВЕЙН ВЫБОР АФОРИЗМА ВОЗВРАТ К КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ВЕРНЫМ И НЕВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЯМ ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ ДРЕВО ЦЕЛИ (Я НЕ ЗНАЛ/ ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ) «+», «-», «ИНТЕРЕСНО» РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 17

Название существительное -1 Описание Прилагательное - 2 Действия Глагол - 3 Чувство Фраза из 4 слов Повторение сути (синоним) слово СИНКВЕЙН

Слайд 18

СИНКВЕЙН Осень Грустная, веселая Кружит, дождит, влюбляет Шуршащих листьев хоровод Буйство красок. Зима Белая, морозная Бодрит, веселит, развлекает Узоры на оконном стекле Волшебство.

Слайд 19

11.03.2018 Желтые листья, мокрые ноги Дети со школы идут по дороге Красной рябины в садах очень много Осень пришла и зима на пороге! Детские стихи

Слайд 20

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально и в группах. РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 21

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ТЕХНОЛОГИИ Побуждает интерес к теме Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать Повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового Создает условия для вариативности и дифференциации обучения Позволяет создать собственную индивидуальную технологию обучения

Слайд 22

НЕДОСТАТОК ТЕХНОЛОГИИ Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.

Слайд 23

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ РАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЭТИМ… ТОЛЬКО КРИТИЧЕСКИ

Слайд 24

11.03.2018 Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3 Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44. Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.С.3. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".

В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Применение  технологии РКМЧП позволяет ученику развивать навыки работы с текстами любого типа, так как в ней приоритетная роль отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформи...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)

Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...

Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...