Проект урока изобразительного искусства в 7 классе "Передвижники"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Нечаева Лариса Геннадьевна

Проект урока изобразительного искусства в 7 классе "Передвижники" по программе Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredvizhniki.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Новоалтайска»

Проект урока по изобразительному искусству

Тема:  Передвижники

7 класс, 2 четверть

                                                                                                                          Разработала: учитель изобразительного искусства

                                                                                                                          МОУ «СОШ №10 г. Новоалтайска»

                                                                                                                          Нечаева Лариса Геннадьевна

Новоалтайск, 2011

Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок.

             2.Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление.

             3. Воспитывать любовь к России и её национальному искусству.

Тип урока: урок –беседа.

Предполагаемый результат: осознание учащимися значимости ценности и уникальности творчества художников – передвижников, сопричастности к культурно – историческому наследию нашей Родины.

Оборудование и материалы:

1. Репродукции картин художников – передвижников.

2. Портрет П,М. Третьякова, репродукции с изображением галереи.

3. Творческие работы учащихся.

4. Музыкальный ряд – русская народная песня «».Дубинушка

5. Литературный ряд – А.Блок.

Ход урока

Этапы урока

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

Подготовка к уроку.

Готовность к работе на уроке.

Введение в тему урока

- При знакомстве с сюжетными картинами бытового жанра, вы узнали, где возник этот жанр, как он развивался.

- Кого вы считаете основоположниками этого жанра в России?

- Узнаёте ли вы их картины?

Учащиеся отвечают: А.Г. Венецианов и П.А.Федотова.

Учащиеся узнают картины.

Настрой на тему

Формулировка проблемы

- Художники, о которых мы говорили, творили в первой половине 19 века. Но мы знаем, что в 1862 г. царём Александром 2 было отменено крепостное право, вся либеральная интелли-генция включилась в борьбу за освобождение народа, за то, чтобы страна стала, по примеру западных государств, свободной.

Итак, 29 ноября 1871 г. в залах Петербургской Академии художеств открылась первая передвижная художественная выставка. Но это была не просто ещё одна выставка, таких было тогда немало в Петербурге, а начало, первая страница новой главы в истории русской живописи – главы о передвижниках .Кто же они такие?

(Дети затрудняются с ответом)

Подведение к проблеме

Выявление имеющихся знаний и сообщение нового материала

- Надо знать и о том, что каждый год студенты, заканчивая Академию художеств, принимали участие в конкурсе на большую золотую медаль. Тот, кто получил эту награду, мог за казённый счёт в течение 6 лет  стажироваться в Италии.

    На протяжении 100 лет для конкурсных работ совет академии давал одну тему для всех и, как правило, это были библейские сюжеты, сюжеты из мифологии и древней истории.

  Но за последние годы многое изменилось. В Академии учились юноши самых разных сословий: были среди них и дети разночинцев и крестьян. Их волновали не цифры и древняя история, а современная русская жизнь, судьба народа, родная природа. Со всем пылом молодости они хотели силою своего искусства помогать народу, бороться за его счастье, за справедливость.

  И вот 9 ноября 1863  г. 14 юношей, имеющих право участвовать в конкурсе, отказались от предложенной им темы из старинного скандинавского сказания «Пир на Валгале». Им всем пришлось уйти из Академии. Они потеряли материальную поддержку, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Молодые художники стали жить вместе, организовав артель, брали заказы на портреты, картины и этим зарабатывали деньги.

   Позднее артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок. Члены товарищества считали важным создание картин, показывающих историю русского народа, современную жизнь России, её природу. И ещё они одну задачу ставили перед собой: соединить общество с русским искусством, прививать любовь к нему   не только у жителей Петербурга или Москвы, но и у тех, кто жил в провинциальных городах. Поэтому после показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные выставки открывались каждый год. Те, кто участвовал в них, стали называться передвижниками. Последняя выставка Товарищества, которое просуществовало более 50 лет, состоялась в 1923 году.

Физкультминутка

  1. Исходное положение - стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счёт «раз»-подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться, на счёт «два»-вернуться в исходное положение.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь .

Туловище слегка наклонено вперёд, расслабленные руки спущены вниз. Покачивать расслабленными руками и туловищем.

Учащиеся выполняют упражнения

(у них разминаются мышцы спины, рук и ног, отдыхают глаза)

Укрепляется здоровье учащихся.

Формулировка задания

- А теперь ,ребята, давайте познакомимся с некоторыми из этих художников – передвижников поподробнее.

     

Учащиеся воспринимают задание

Целенаправленный настрой на работу.

Практическое выполнение задания(решение проблемы)

Сообщения учащихся.

Учащиеся выступают с докладами, воспринимают информацию, задают интересующие их вопросы выступающим, сравнивают и запоминают сюжеты картин и их авторов.

Учащиеся обогащают свои знания по истории русского искусства

Анализ урока

- Посмотрите ещё на одну картину. Перед вами портрет Павла Михайловича Третьякова работы И.Репина.

  Третьяков был крупнейшим меценатом и коллекционером русского изобразительного искусства. В возрасте 24 лет он начал собирать картины, после того как сформировалась коллекция, он построил специальное здание для неё, а в 1892 году подарил свою коллекцию городу Москве.

   Сейчас это – Государственная Третьяковская галерея – крупнейший музей русского искусства в Москве и один из крупнейших музеев мира.

  Третьяков был современником передвижников, их другом, помощником. Когда все отказывались, он покупал картины Товарищей, и они становились основой его коллекции. По его заказу появилась галерея портретов современников – знаменитых писателей, художников, музыкантов 19 века.

  Мы должны быть благодарны П.М.Третьякову за его деятельность, которую по праву модно назвать гражданским подвигом.

Подведение итогов

- Сегодня мы с вами познакомились с ещё одной страницей истории искусства нашей Родины, с историей развития жанровой живописи, её расцветом, с движением передвижников.

- Какие картины и каких художников вам запомнились? Назовите их.

Задание на дом

Темы повседневной жизни всегда волновали и будут волновать художников. 20 век принёс в жанр новые имена. Познакомьтесь самостоятельно с творчеством советских художников: А.А. Пластова и Т.Н.Яблонской и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Зарождение искусства".Для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

v  Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и н...

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"

Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в натюрморте".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в натюрморте" по программе Б.М. Неменского....

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда".

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда" по программе Б.М.Неменского....