Урок для 5 класса "Народный костюм Северо-Запада (карелов, вепсов)"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Марченко Светлана Викторовна

Данный урок подготовлен по программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс»,  на  тему «Народный праздничный костюм», здесь вводится региональный компонент «Костюм малых народов Северо-Запада».

Цель занятия: Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, учить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте национального костюма.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народный праздничный костюм малых народов Северо-запада (карелов, вепсов) Изобразительное искусство 5 класс

Слайд 2

Автор урока Марченко Светлана Викторовна учитель рисования и черчения, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 403 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

Слайд 3

Авторский комментарий Данный урок подготовлен по программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс», на тему «Народный праздничный костюм» с введением регионального компонента «Костюм малых народов Северо-Запада».

Слайд 4

Цель урока Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, научить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитать эстетическое отношение к красоте национального костюма.

Слайд 5

Задачи Научить видеть в образном строе народной одежды черты её самобытности: целесообразность, изящество, величавость. Научить изображать народный костюм в единстве функционального значения и эстетических достоинств. Привить чувство уважения и гордости за историю своего народа и родного края.

Слайд 6

Планируемые достижения Предметные: иметь представление о народном костюме, быте и занятиях предков; развивать умения видеть сочетание цветов, орнаментов в одежде и передавать единство образа, выполняя рисунок. Метапредметные : освоить навыки моделирования одежды; сформировать интерес к изучению истории своих предков.

Слайд 7

Фольклорный коллектив

Слайд 8

Русский праздничный костюм

Слайд 9

Русский национальный женский костюм Северные районы России Центральные районы России

Слайд 10

Русский национальный мужской костюм

Слайд 11

Женские костюмы народов Северо-Запада России (Карелия)

Слайд 12

Женские костюмы народов Северо-Запада России (Карелия)

Слайд 13

Костюмы карелов и вепсов



Предварительный просмотр:

«Народный праздничный костюм малых народов Северо-Запада (карелов, вепсов)»

Авторский комментарий. Данный урок подготовлен по программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс»,  на  тему «Народный праздничный костюм», здесь вводится региональный компонент «Костюм малых народов Северо-Запада».

Цель занятия: Активизировать творческое воображение учащихся в создании композиции средствами рисунка, учить умению использовать выразительные средства графики (линию, штрих, пятно) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте национального костюма.

Задачи:

  • Учить видеть в образном, строе народной одежды черты её самобытности: целесообразность, изящество, величавость.
  • Учить изображать народный костюм в единстве функционального значения и эстетических достоинств.
  • Прививать чувство уважения и гордости за историю своего народа и родного края.

Планируемые достижения:

  • Предметные: иметь представление о народном костюме, быте и занятиях предков; развивать умения видеть сочетание цветов, орнаментов в одежде и передавать единство образа, выполняя рисунок.
  • Метапредметные: освоить навыки моделирования одежды; сформировать интерес к изучению истории своих предков.

Задание: выполнить эскиз мужского или  женского костюмов.

Материалы: бумага, карандаш, кисти и краски.

Зрительный ряд: компьютерная презентация по теме урока, слова - подсказки, рисунки учителя с изображением элементов народной одежды и её украшений.

Оборудование: ТСО

Ход урока:
1. Организационная часть.
Проверка готовности детей к занятию.
2. Постановка темы, целей и задач занятия.
Сегодня  будем говорить о праздничном народном костюме.
  -  Почему  мы обращаемся к этой теме?
- Скажите,  в наше время в быту люди пользуются народными костюмами?
-Нет.
- Зачем нам нужно изучать эту тему?
- Чтобы быть образованными людьми, мы должны знать историю, культуру, традиции наших предков.
  - Где можно увидеть людей в русском народном костюме в наши дни, кроме как в музеях краеведения?
  - В современном обществе народный костюм можно увидеть на сцене.

Рассматриваем картинки, вывешенные на доске с изображением различных видов костюмов. Беседуем и обсуждаем увиденное.

Русский праздничный костюм
(женский)
Элементы костюма
Северный
 кокошник сарафан рубаха душегрея лапти, сапожки 
Южный
 кичка, юбка-понева, рубаха-навершник, лапти, сапожки 
- Какая женщина на Руси считалась красивой?
- Стройная, белолицая с легкой походкой, плавными движениями.
- Одежды на Руси шились длинные и свободные, чтобы не стеснять движение, необычайно красочные.
 - Одинаковы ли были одежды людей разных регионов России?
- Костюмы отличались, особенно Южные от Центральных и Северных районов.
- Из каких частей состоял праздничный женский костюм южных районов России?
- рубаха, юбка-понева, передник, навершник, кичка.
-Из каких частей состоял праздничный женский костюм Севера и центральных районов России?
- Рубаха, сарафан, душегрея, кокошник.
. -Что представляет собой мужской костюм?
- Рубаха, порты, шапка, онучи, лапти.

Давайте рассмотрим костюмы народов Северо-запада, карелов. Рассматриваем рисунки костюмов, вывешенные на доске. Рассматривание рисунков сопровождается рассказом учителя.

В 19 веке на территории Карелии наибольшее распространение имел сарафан – высокая юбка на лямках. Передники надевали поверх юбок или сарафанов. Подол передника украшался вышивкой, куском парчи или кружевом. На рубеже 19-20 веков распад традиции ношения сарафана привел к возрождению ношения рубахи с юбкой. Это напоминало древнюю традицию. Девушки повязывали голову лентой и платком. Передняя часть убора украшалась вышивкой, бисером, жемчугом. Поверх ленты надевался платок с таким расчетом, чтобы была видна её наружная часть. Шейным украшением служили бусы из стекла, более состоятельные женщины и девушки носили бусы из жемчуга.

Традиционная мужская одежда карел состояла из рубахи, сшитой из холста, штанов, пояса и кожаных сапог. Верхняя наплечная одежда для ношения на улице шили из холста и сукна домашней выделки, покупных тканей и меха. Чаще всего она представляла собой длинный, до колен кафтан из серого сукна с длинными рукавами.

3  Выполнение эскизов костюмов мужского или женского по выбору.

  Работа индивидуальная, каждый ребенок выбирает для себя технику выполнения работы, каждый выполняет задание в меру своих способностей и умений, учитель в это время наблюдает за деятельностью каждого ученика и приходит на помощь  затрудняющимся детям.

4 Просмотр работ.

5 Рефлексия.

Приложение 1. «Слова – подсказки»

Лапти, порты, кокошник, тулуп, рубаха, кафтан, сарафан, сапоги, понёва, передник, платок.

Литература

1 Программа под редакцией Б.Н Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 класс»

2 Журнал «Искусство. Все для учителя» №12 2014

3 Интернет - сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северо-Запад России. Урок-эвокация.

Урок, который я сегодня представляю,  является отражением моих  педагогических принципов: опоры на интерес,  наглядности, гуманистичности,  культуросообразности, актив...

Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"

Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой....

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России"

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России" состоит из четырёх основных разделов:   1) организационная часть   2) проверка до...

План-конспект урока. Тема. Пространство Северо-Запада

Урок проводится в общеобразовательном классе. На данную тему отводится 1 час...

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...