"Пейзаж в живописи, музыке и литературе"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

План-конспект внеклассного мероприятия на тему "Пейзаж в живописи, музыке и литературе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx43.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Внеклассное мероприятие интегрированного типа.

Учитель: Марусина Оксана Юрьевна.

Дата проведения: 15 05 2009.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

Действующие лица: Ведущий, герои – жители Цветочного города: Незнайка, Тюбик, Цветик, Гусля.

Оборудование и материалы: Репродукции картин, музыкальные записи, стихи, бумага и краски, кисти.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена любимому жанру многих учеников нашей школы – пейзажу. А чтобы встреча получилась интересной, к нам пришёл необычный гость. Вы его прекрасно знаете.

Выходит Незнайка.

Незнайка: Привет! Очень рад вас видеть! Но я пришёл не один. Со мной мои друзья…

Звучит музыка В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

Незнайка: (представляет друзей) Гусля!

Гусля выходит и кланяется.     Цветик!

Цветик выходит и кланяется.     Тюбик!

Тюбик выходит и кланяется.

Гусля: Мы живём в цветочном городе.

Тюбик: А вы помните, кто нас придумал?

Дети: Николай Носов.

Цветик: Как нас называют?

Дети: Коротышки из Цветочного города.

Незнайка: Верно. Мы весёлый народ, любим всякие приключения!

Тюбик: Но в то же время -  серьёзные, потому что каждый занят своим делом.

Гусля: Я музыкант и композитор.

Тюбик: А я?

Дети: Художник.

Цветик: А я?

Дети: Поэт.

Ведущий, Гусля и Цветик садятся.

Незнайка: Молодцы! Да, интересная у нас компания. (Обращается к Тюбику) Вот мне любопытно узнать, если ты художник, так ответь мне, что нарисовано на этой картине?

Показывает репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень».

Тюбик: Пейзаж.

Незнайка: Так, хорошо. А на этой?

Показывает  «Рожь» И.Шишкина.

Тюбик: Тоже пейзаж.

Незнайка: А на этой?

Показывает «Русская зима. Лигачёво.» К.Юона.

Незнайка (подпрыгивает): Вот ты и попался! Три разные картины, а ты говоришь, что на них изображено одно и то же. Ха-ха ха!.. Где же твой пейзаж?

Тюбик (возмущённо): Да везде! Вот ты, Незнайка, не хочешь учиться и других ещё путаешь.

 Незнайка: Да ты не сердись, Тюбик, а объясни всё мне и ребятам.

Тюбик: Хорошо, так и быть, слушай. Пейзаж – это изображение на картине какой-либо местности.

Незнайка: Как? А если художник изобразил город, дома, фонари?

Тюбик: Это тоже пейзаж, но только городской.

Незнайка (потирая руки): Интересно, а когда был нарисован первый пейзаж?

Тюбик: Очень давно, в VI веке в Китае. А у нас в России пейзаж стал популярным в XIX веке, когда появились такие художники, как Исаак Левитан, Иван Шишкин, Алексей Саврасов (показывает портреты)

Незнайка: Ой, как интересно! Расскажи нам поподробнее об этих художниках.

Тюбик: Так и быть, расскажу. И тебе это полезно знать, и ребятам.

Звучит Концерт № 3 С.В.Рахманинова.

            Посмотрите на эту галерею картин. Автор их знаменитый русский художник?

Дети: Левитан.

Тюбик: Правильно. Исаак Ильич Левитан. И до него писали художники русские пейзажи, но Левитан сумел по-новому передать красоту осеннего листопада, рощу белоствольных берёз, загадочность и таинственность омута. Современники называли его певцом закатов и осенней скорби. Но скажу вам по секрету, сам художник не очень любил это прозвище. Посмотрите на картину «Свежий ветер». Разве в ней не ощущается бодрость, жизнерадостность…  Как замечательна русская река Волга. Как стремительно движение вперёд, всё вперёд…  Ребята, а какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете?

Дети: (высказываются).

Тюбик: А вот другая картина Левитана «Сумерки. Стога». Вглядитесь в неё. Какое время дня запечатлел художник?

Дети: (отвечают).

Тюбик: Какие краски? Какое настроение?

Дети: (высказываются).

Тюбик: Почему же эти две картины одного художника вызывают у нас такие разные чувства?

                     Какие краски? Какое настроение?

Дети: (высказываются): На первой картине краски яркие, чистые, свежие, много красного, жёлтого, синего, цвета бодрящие. На другой картине  цвета серые, мрачные, приглушённые, размытые.

Тюбик: А теперь поиграем. Я буду «рисовать» картину, скажу вам, какие чувства и какое настроение я хочу в ней  передать. А вы разделитесь на две команды. У каждой команды будет своё задание. Вы будете выбирать краски для работы, а также то, что будете рисовать. Главная подсказка: картина эта – пейзаж.

(Читает задание для первой команды): Сыро и холодно. Мне тоскливо и одиноко. Кажется, что я никому не нужен. Воздух пахнет грибами и прелой травой…

Первая команда обдумывает колорит картины, композицию и т.д.

Тюбик (читает задание для второй команды): На душе светло и тепло. Радостное, приподнятое настроение. Ветер легко и ласково обдувает лицо. Сердце поёт и хочется летать.

Команды рисуют свои пейзажи. Незнайка рисует свой пейзаж.

Тюбик (показывает работы): Ой, какие молодцы! Из вас получились хорошие художники.

Незнайка (показывает свою картину): А мне тоже понравилось рисовать пейзаж.

Цветик (выбегает и отчаянно кричит): Я протестую! Пейзаж может быть нарисован не только красками!

Незнайка: Ну, ещё цветными карандашами…

Цветик: Нет. Вот послушайте: « Осыпаются листья в садах,

                                                        Стройный клён под окошком желтеет,

                                                         И холодный туман на полях

                                                        Целый день неподвижно белеет.

                                                        Ближний лес затихает, и в нём

                                                        Показались повсюду просветы,

                                                        И красив он в уборе своём,

                                                             Золотистой листвою одетый…»

       Кто из вас увидел пейзаж? Опишите его.

Дети (отвечают):

Незнайка: Так что же получается, ты словами, а вернее, стихами «нарисовал» пейзаж? Причём, не только нарисовал, но и выразил настроение. Ребята, какое настроение передал поэт?

Дети (отвечают):

Цветик: Этот пейзаж написал И.Бунин. А вот послушайте ещё.

                 «За полем снежным – поле снежное,

                   Безмерно-белые луга;

                   Везде – молчанье неизбежное,

                   Снега, снега, снега, снега!

                   Деревни кое-где расставлены,

                   Как пятна в безднах белизны:

                   Дома сугробами задавлены,

                   Плетни под снегом не видны.

                    Леса вдали чернеют, голые, -

                    Ветвей запутанная сеть.

                    Лишь ветер песни невесёлые

                    В них, иней вея, смеет петь.»

                                            В.Я.Брюсов.

Кто и что сейчас увидел?

Дети твечают):

Цветик: Какое настроение выразил поэт?

 Дети твечают):

Цветик: Вот что могут выражать слова, когда над ними поработает поэт!

Незнайка: Как это, поработает над словами?

Цветик: Когда пропускаешь слова через сердце, когда работает душа. Но пейзаж может быть не только в цвете, в стихах, но и в прозе. Вот послушайте: «Ветры-листодёры срывают с леса последнее платье. Дождь. Мокнет на изгороди скучная ворона».

Незнайка: Так значит пейзаж – это изображение какого-либо настроения в природе и литературе. Вот, здорово. Я давно мечтаю стать поэтом или художником. Даже был неудачный опыт, ребята знают. Но давайте попробуем написать словами пейзаж. Например, весенний. Я начну, а вы продолжайте.

«Влажный воздух. Кое-где виден снег. В небе снуют прилетевшие грачи…»

Тюбик: Ребята, да ваш пейзаж очень похож на весну, изображённую русским художником А.Саврасовым. Посмотрите

Показывает репродукцию  картины А.Саврасова «Грачи прилетели».  

Цветик: Замечательно. А что если совместить эти пейзажи. Я буду читать стихи, а вы смотрите на картину. Тогда мы более глубоко почувствуем весеннее настроение.

«Бушует талая вода,

  Шумит и глухо, и протяжно.

  Грачей пролётные стада

  Кричат и весело, и важно». 

                          Ф.И.Тютчев.

Гусля: Стойте!!! А как же музыка? Неужели вы не слышите, что в каждом из ваших пейзажей звучит музыка? Ребята, помогите мне. Давайте мысленно перенесёмся в эту картину, как бы войдём в неё. Сделаем это тихо и осторожно, чтобы не потревожить грачей. На нас сразу же обрушатся целые потоки звуков. Какие?

Дети: Журчание ручья, гомон птиц, «вздыхает» оседая снег, шелестят ветки.

Незнайка: А я,.. А я,..А я, кажется слышу перезвон: дин-дон, дин-дон…Вдалеке церковь.

Гусля: Молодец! А теперь послушайте, как красиво вплелись эти звуки в музыку, сочинённую великим русским композитором П.И.Чайковским (показывает портрет).

Звучит пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года».

Гусля: Какие чувства вызвал у вас музыкальный пейзаж Чайковского?

Дети: Нежность, радость весеннего пробуждения, чистота и свет.

Незнайка: Так значит пейзаж можно «нарисовать» и с помощью звуков?

Гусля: Ещё как можно! Музыка может изобразить звуками печальную осень, тёплую тихую ночь, морозное зимнее утро и знойный летний полдень… А может «нарисовать» и море.

Тюбик: Но море нарисовать очень трудно. Оно всегда такое разное. Лишь немногим из величайших художников это удавалось. Вот, например, знаменитые пейзажи И.К.Айвазовского.

Показ репродукций.

               В своих картинах он умел передать и яростный шторм и тихую гладь моря, блеск сверкающих на воде солнечных лучей, и рябь от дождя, прозрачность морской глубины… Но разве можно изобразить это всё в музыке, какими-то звуками?..

Гусля: Очень даже можно! И среди композиторов есть настоящие мастера писать морские пейзажи. Один из них – Н.А.Римский-Корсаков. Он в прямом смысле слова мог видеть музыку. Каждый звук для него был окрашен в свой цвет. Поэтому море на его картинах такое прекрасное и выразительное!

Звучит вступление к опере «Садко» «Океан – море синее» Н.А.Римского-Корсакова.

Тюбик: Какой великолепный пейзаж! Ну как на полотнах Айвазовского.

Цветик: А мне на память пришли строки из стихотворения А.С.Пушкина «Ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой».

Незнайка: Так значит пейзаж – это изображение какой-либо местности в музыке при помощи звуков.

Ведущий: Какая интересная встреча у нас получилась! Правда?

Звучит «Весна» А.Вивальди.

Все герои на сцене.

Ведущий: Музыкантом мы называем того, кто высказывается звуками. Живописцем – того, кто  высказывается красками, поэтом – того, кто высказывается стихами. Но это лишь внешнее отличие. Все они – художники. Художник – это тот, в чьей душе живёт и музыкант, и живописец, и поэт. В каждой его мысли участвуют сообща все они. Различия только в том, что каждый выбирает себе тот язык, который для него более близок и привычен. А какие шедевры потом получаются, вы сегодня убедились. До новых встреч с искусством!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...

Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»

Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....

Символизм в литературе, живописи, музыке и театре (урок литературы с использованием ЭОР)

Конспект урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

"Родная природа в лирике, живописи, музыке". Урок литературы 6 класс.

Интегрированный урок включает в себя анализ стихотворений  И. Бунина, С Есенина, А. Блока, сопровождается музыкой П. Чайковского и пейзажами Шишкина, Левитана, Васильева....

Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.

Урок творческая мастерская, в которой  пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий.  Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....

Интегрированный урок по музыке в 5 классе "Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе.

Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка,  литература и живопись.  Цель: Показать, как муз...

Методическая разработка по теме "Импрессионизм в живописи, музыке и литературе"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока французского языка и комплекс упражнений по теме "Импрессионизм в живописи, музыке и литературе" для учащихся 9...