Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Открытый урок в 5 классе «Связь времен в народном искусстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klass_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Фамилия, имя, отчество педагога

Котрухова Ольга Павловна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

ГБОУ СОШ №3 г, Похвистнево Самарской Области

Тема занятия

«Связь времен в народном искусстве»

Возраст обучающихся

11-12 лет (5 класс)

Тип урока

Закрепление и совершенствование знаний

Вид урока

Урок-сказка

Форма урока

Деловая игра

Цель урока:

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

-Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы.

-Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

-Закрепить знания геометрического и растительного орнамента.

Планируемые результаты

Личностные

 

 Предметные

     

     

Метапредментые результаты

      - познавательные

     - коммуникативные

     - регулятивные

-Формирование эстетических чувств и нравственного - эстетического оценивания на основе знакомства с народными промыслами.

-Умение видеть форму, цвет, декор игрушки, посуды, подноса и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.

-Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской, гжелевской, жостовской и городецкой росписей.

-Представление о народных промыслах.

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

-Умение моделировать  объемные формы тел вращения.

-Умение самостоятельно формулировать учебную задачу.

-Готовность слушать собеседника и выстраивать диалог.

-способность обосновывать собственное мнение и проявлять уважение к иной точки зрения.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*

Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор,  полиэкран.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: Оригинальные образцы дымковской игрушки, гжелевской и хохломской посуды выполненные руками мастера промысла, открытки, таблицы с элементами узоров данных росписей.

Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, жостовских подносов, хохломской, городецкой и гжелевской посуды.  Опорные таблицы с элементами узоров. Раздаточный материал – шаблоны «дорисуй юбку барыни». Краски гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки.

УМК (литературный ряд)

Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о народных промыслах. Кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.

УМК (музыкальный ряд)

-Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

- песня «Дымковская карусель»;

- песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова);

- мелодии для сопровождение слов и действий учителя и как фон –во время самостоятельной работы учащихся.

УМК (видеоряд)

Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм

Технологическая карта урока изобразительное искусство 5 класс

Тема: Связь времен в народном искусстве.

Цели урока: Сформировать представление о связи времен в народном искусстве;

                        Расширить кругозор о художественных народных промыслах.

Задачи урока: 

1.     Формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве;

        развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку предмету народного промысла;

2.     способствовать развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса;

3.     воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Здоровьесберегающая технология - Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

Ресурсы - интерактивная доска, проектор, слайдовый материал

Учебник - "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский 5 класс

Ход урока

  Этап    урока

           Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

              Формируемые УУД

Организационный момент

-Добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый.

Проверяют свою готовность к уроку, вспоминают два шага учебной деятельности

Формирование положительной мотивации к учебе.

Актуализация знаний

- На уроке изобразительного искусства во второй четверти мы познакомились с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде. Народное искусство хранит в себе вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Наши далекие предки украшали свои изделия из глины, дерева, металла орнаментами.

Зачем люди украшали и продолжают украшать свои изделия? Как вы понимаем, что такое народные промыслы?

Отвечают на вопросы

Обобщать, сравнивать, выделять главное.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке

Формирование тему урока

Подводит к формированию темы урока: «Связь времен в народном искусстве»

Воспитывает интерес  к народным промыслам с помощью выставки предметов народного творчества

Отгадывают народные промыслы.

Учащиеся  учатся  соблюдать правила игрового поведения,

- формулировать выводы из изученного материала,

- будут учиться применять знания и умения  на практике вовремя выполнение творческой работы.

Регулятивные УУД

умение контролировать и оценивать учебные действия.

Познавательные УУД

умение доказывать свой выбор;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Закрепление изученного материала

Формирует представление о народных промыслах.

«В селе рождалась чудо-сказка,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые

А волшебно расписные».

Легенда. Город окружили враги. Придумали горожане «военную хитрость». Слепили из глины свистульки и ночью пробрались к вражескому лагерю. Оглушили они врага свистом… О каком промысле эта легенда? Сказка о коне. Скакал по пустыне конь. Устал и бессильно опустился на землю. И вдруг, увидел как маленькие человечки рисуют цветы. Где поселился этот конь?

Мастер сделал из дерева посуду (чашки, тарелки, ложки) и поехал на ярмарку торговать. Ночью приснился ему сон. В окно залетела жар-птица. Взмахнула она крылом и все засияло вокруг. И вся посуда  покрылась золотом. Как называется такая посуда?

«Снежно белая посуда, расскажи-ка ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми».

А это чья посуда?

Легенду или сказку о жостовском подносе придумайте сами.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, выбирают задачи на урок, обосновывают свой выбор. Составляют план рассказа о народном промысле.

Регулятивные ( оценка, коррекция,  саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности).

Творческая работа

- Закройте глазки и подумайте, как вы распишите свою фигурку барыни представьте, что у вас должно получиться.

- А теперь откройте глазки и принимайтесь за работу.

(дети сидят по парам, у каждой пары правила, как работать красками, элементы росписи)

Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Открывают учебник на странице выбранного промысла. Используя таблицы,

раскрашивают силуэт дымковской глиняной игрушки - барыни в соответствии с традициями росписи народных промыслах (гжель, дымка, хохлома, городец, жостово). 

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Итог урока  рефлексия

Оценивает творчество детей, сравнивает и анализирует.

Настоящее, несущее в себе прошлое и обращенное в будущее, осуществляет живую связь веков.

Спасибо за творчество!

Определяют выполнение поставленных целей.

Определяют уровень успешности своей деятельности на уроке.

Учатся правильно оценивать свою деятельность на уроке.

 Показывают результат своего творчества.

Делают выводы о связи времени в народном искусстве.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Развивать самоконтроль при устных высказываниях.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Связь времен в народном искусстве»

Древние образы в народном искусстве дают представление о прошлом, рименение их на уроках ИЗО дает возможность развивать творческие способности учащихся при помощи лепки,рисунка, росписи....

Разработки уроков для 5 класса раздел "Связь времен в народном искусстве"

Планы - конспекты уроков 5 класса по темам:1. Древние образы в современных народных игрушках.2. Искусство Гжели.3. Городецкая роспись.4. Хохлома.5. Жостово. Роспись по металлу....

К урокам по теме "Связь времен в народном искусстве". 5 класс

В методической разработке описаны сценарии семи уроков по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Связь времен в народном искусстве», совместно с элементами ИКТ в форме презентаций, карточки с ...

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Теоретическая часть.

Проект  "Ярмарка мастеров" звакомит с разными видами видами декоративной росписи по дереву....

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.

Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве»  Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

Методическая разработка по предмету Декоративно-прикладное искусство. Связь времен в народном искусстве

Этот материал поможет читателю-ученику погрузиться в вводный материал по теме "Декоратвно-прикладное искусство"....