Формирование УУД средствами изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс) на тему

В данной статье представлен материал, который поможет понять отличительные особенности ФГОС на уроках ИЗО, на какие ориентиры следует обратить внимание для построения эффективного урока в новых условиях образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_uud.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД  средствами изобразительного искусства

Романова Елена Александровна

учитель ИЗО

 ГБОУ школа №212 Фрунзенского района

 г. Санкт-Петербурга

Урок  искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

Для того, чтобы развивать визуальную культуру восприятия предлагаемых школьной программой произведений мы будем опираться на следующие документы:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

Методологической основой стандарта второго поколения является системно-деятельностный подход (СДП). Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки, и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев.          

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же ЭТО за понятие –  «универсальные учебные действия» (УУД)?

На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?

УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД:

1) личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

2) регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

3) познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;

4) коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

Ключевые изменения в ФГОС-2:

1. «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».

2. Объектами итогового контроля и аттестации являются:

– личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

– метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

– предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).

Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

– ставить цели;

– решать задачи;

– отвечать за результаты.

СДП нацелен на развитие личности и её духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности.

СДП предполагает:

•        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

•        переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

•        разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;

•        ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.[1]

Таким образом, СДП предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для достижения нового образовательного результата необходимо обучение организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.              

Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:

•           принципы построения урока;

•           примерную типологию уроков;

•           критерии оценивания урока.

Вместе с тем уже сейчас нам необходимо хорошо понять, что при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Критерии результативности урока

•        Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

•        Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

•        Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

•        Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

•        Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

•        На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

•        Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.

•        Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

•        Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель–ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Реализация СДП обучения опирается на методы:

•        активные;

•        интерактивные;

•        исследовательские;

•        проектные.

Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять:

•        формировать мышление через обучение деятельности;

•        формирование системы культурных ценностей и её проявлений в личностных качествах;

•        формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

СДП обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

•        от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

•        от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:

1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;

2) проектная деятельность;

3) уровневая дифференциация;

4) информационно-коммуникационные технологии.

Урок ИЗОв рамках ФГОС должен развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость. На уроке ИЗО должны присутствовать целостность, образность, эмоциональность. Урок должен учитывать связь с жизнью. Проводить занятия необходимо в диалогичной форме. В рамках изучаемой темы необходимо искать пути для интеграции с другими учебными предметами.

В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой ёмкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всём историческом пути развития народной культуры достаточно чётко проявлялась планетарность народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).

«Человек — вообще срединное существо между небом и землёй. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево», — размышляет писатель и  культуролог  Г. Д. Гачев.[2]Единство  небесного,  земного и подземно-подводного миров, выраженное в трёхчастной символической структуре древа жизни (модификации мирового древа), чётко просматривается в трёхчастности народного жилища. Эта трёхчастность выявляется во всём богатстве декора избы, в трёхчастной, например, форме наличника светличного окна-ока в избах Поволжья, в образном строе женского праздничного костюма, прялки и многих других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подростками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полноценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.

Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся под руководством учителя постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчёта становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых, выражают поэтические воззрения людей на мир.

Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщённостью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».


[1]Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897

[2]Гачев  Г.Д. Национальные образы мира / Г. Гачев/ — М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Публичная презентация "Формирование образовательной среды на занятиях по изобразительному искусству"

Презентация дает информцию о целях, задачах и способах формирования образовательной среды по изобразительному искусству в МОАУ СОШ № 12 город Рыбинск. Схематично показаны принципы обучения ИЗО  н...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...